Предпринимательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение предпринимательской деятельности как важного фактора рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Описать теоретические основы предпринимательской деятельности;
Проанализировать современное состояние предпринимательской деятельности на примере МУ ДО ДЮСШ «Виктория»;
Разработать проект положения «О развитии предпринимательства в МУ ДО ДЮСШ «Виктория».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…3
1.Теоретические основы предпринимательской деятельности ……………...5
Сущность понятия «предпринимательская деятельность» ……………5
Цели, задачи, субъект и объект предпринимательской деятельности ………………………………………………….…………..7
Правовой фундамент предпринимательства …………………………..9

2.Анализ современного состояния предпринимательства на примере МУ ДО ДЮСШ «Виктория …………………………………………………………….12
Краткая характеристика МУ ДО ДЮСШ «Виктория» ………………12
Анализ предпринимательской деятельности в МУ ДО ДЮСШ «Виктория» ……………………………………………………………...14

Разработка рекомендаций по повышению эффективности предпринимательской деятельности в МУ ДО ДЮСШ «Виктория» …25

Выводы и предложения ……………………………………………………….......31
Список использованной литературы …………………………………………….34
Приложения

Работа состоит из  1 файл

сама работа.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  

Введение  ………………………………………………………………………….…3 

    1.Теоретические основы предпринимательской деятельности ……………...5

    1. Сущность понятия «предпринимательская деятельность»  ……………5
    2. Цели, задачи, субъект и объект предпринимательской деятельности  ………………………………………………….…………..7
    3. Правовой фундамент предпринимательства   …………………………..9
 

    2.Анализ современного состояния предпринимательства на примере МУ ДО ДЮСШ «Виктория  …………………………………………………………….12

    1. Краткая характеристика МУ ДО ДЮСШ «Виктория»  ………………12
    2. Анализ предпринимательской деятельности в МУ ДО ДЮСШ «Виктория»  ……………………………………………………………...14
 
  1. Разработка  рекомендаций по повышению эффективности  предпринимательской деятельности   в МУ ДО ДЮСШ «Виктория»  …25
 

Выводы и предложения  ……………………………………………………….......31 

Список использованной литературы  …………………………………………….34 

Приложения   
 
 
 
 
 

Введение  

       Проблемы  экономической стабилизации, возрождения  российского предпринимательства, повышения уровня жизни населения  поднимаются в экономической  литературе начиная с 90-х годов, то есть с началом радикальных реформ. Истекшие годы показали, что поставленная проблема не может быть решена в короткий срок, период экономической трансформации растянется на десятилетия и выйдет за пределы XX в.

       Среди ученых-экономистов, социологов, политологов в последние годы идут бесконечные дискуссии, конференции на различных уровнях, на которых обсуждаются итоги реформирования экономики, раскрываются ошибки, допущенные реформаторами, экономическая роль государства.

       В сложившихся условиях российское общество все более начинает осознавать, что одним из важнейших факторов развития экономики с рыночным механизмом является предпринимательство, для широкомасштабного становления которого требуются соответствующие экономические, социальные, правовые и другие условиях, без чего Россия не выйдет из глубокого кризиса и не встанет на путь устойчивого хозяйственного прогресса, не войдет в мировую экономику в качестве равноправного партнера.

       Сложность данного процесса состоит не только в том, что формирование рыночного механизма идет не естественным эволюционным путем, как в развитых странах мира, а от государственной монополии и централизованного планирования.

       Копирование всего того, что присуще нынешнему  состоянию индустриально развитых стран Запада, неприемлемо для такой специфической страны, как Россия, и чревато серьезными последствиями. Однако глубокое изучение мировой экономической мысли, теории и практики предпринимательства, необходимо и представляет актуальный и значимый вопрос. 

       В рамках данной работы объектом является МУ ДО ДЮСШ «Виктория», предметом выступает предпринимательская деятельность в данном учреждении.

       Целью работы является изучение предпринимательской деятельности как важного фактора рыночной экономики.

       Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Описать теоретические основы предпринимательской деятельности;
  2. Проанализировать современное состояние предпринимательской деятельности на примере МУ ДО ДЮСШ «Виктория»;
  3. Разработать проект положения «О развитии предпринимательства в МУ ДО ДЮСШ «Виктория».

       При выполнении данной работы автором проанализированы труды отечественных и зарубежных специалистов.

       Следует отметить, что в советский период ни теоретики, ни практики должного внимания проблемам предпринимательства не уделяли. Положение начинает исправляться в настоящее время, когда наряду с переводами трудов зарубежных авторов, появляются работы отечественных экономистов, в которых раскрывается содержание предпринимательства как функции и как процесса, рассматриваются условия, необходимые для развития этого феномена, обобщается первый опыт деятельности  отечественных предпринимателей.

       Структура данной работы состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы предпринимательской деятельности

    1.1. Сущность понятия  «предпринимательская  деятельность» 

         Сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической науки. В этой связи целесообразно рассмотреть эволюцию понятия «предпринимательская деятельность» с разных позиций.

         В средние века считалось, что предприниматель – это человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов. В XVII в., предпринимателем выступало лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение.

         Одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит, который определял, что в рыночной экономике предпринимательство является «самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, которая при наличии основных факторов производства возникает спонтанно» (11, С. 8).

         До А.Смита проблемами определения сущности предпринимательства занимался Р. Кантильон. Под предпринимательством он понимал  «производственно-хозяйственную деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска» (12, С. 45).

         Ж.Б. Сэй в «Трактате  политической экономии» (1803 г.) раскрывает предпринимательство следующим  образом:

         Предпринимательство – это «рациональная комбинация факторов производства (земли, труда, капитала) в данной точке рыночного пространства.

         Позже А. Маршалл  расширит это понятие, добавив к  нему четвертый фактор производства – организацию (10, С. 28)

         В «Большом энциклопедическом экономико-юридическом словаре» дается следующее определение:

         Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица (5, С. 269)

         Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательская деятельность (или предпринимательство) – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (2, С. 4).

         В целом, предпринимательство целесообразно определять с различных позиций, таких как:

  • деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
  • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
  • прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
  • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
  • действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
  • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений (4, С. 56).

       Именно  данной позиции придерживается автор  работы.

       Эволюция  понятия «предпринимательство»  и «предпринимательская деятельность» представлены в таблице 1.1. (см: Приложение 1). 
 
 

       1.2. Цели, задачи, субъект и объект

       предпринимательской деятельности 

       В качестве основных целей предпринимательской  деятельности могут выступать:

  • получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;
  • удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона (14, С. 11).

       В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр.

       Например, в качестве целей могут быть:

  • накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
  • улучшение социальных условий сотрудникам организации;
  • оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
  • оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления (9, С. 63).

       Для достижения целей определяются и  решаются конкретные задачи предпринимательской  деятельности в рамках текущей или  перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.

       Задачи  предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления (8, С. 72).

       Первое  направление – это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя.

       Второе направление это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

       Достижение  роста прибыли, например, требует  решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников;  разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации (13, С. 16).

       Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает индивидуальный предприниматель.

      Осуществлять  предпринимательскую деятельность могут:

      а) граждане России, не ограниченные по закону в своей деятельности;

      б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ;

      в) объединения граждан – коллективные предприниматели (партнеры) (2, С. 56).

      Объектами предпринимательства являются:

  • инновационная (исследования, разработки, технические услуги);
  • производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг);
  • торгово-посредническая деятельность (7, С. 23).

      Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп  бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана  с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями (6, С. 49).

1.3. Правовой фундамент  предпринимательства 

      Правовой  фундамент предпринимательства  составляют:

  • Конституция РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (1).
  • Гражданский кодекс РФ – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности (2).
  • Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (3).
  • Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
  • Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

Информация о работе Предпринимательская деятельность