Представления об удовлетворенности трудом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание

Цель работы – попытка создания целостного представления о феномене удовлетворённости трудом в его взаимосвязях с различными социальными процессами и характеристиками.
Задачи исследования:
раскрыть содержание понятия «удовлетворенность трудом»
провести анализ структуры удовлетворённости трудом;
исследовать связь удовлетворённости трудом с производительностью труда.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ структуры удовлетворённости трудом 8
1.1. Исследование содержания понятия «удовлетворённость трудом» 8
1.2. Структура удовлетворенности трудом 13
Глава 2. Представления об удовлетворенности трудом в организации 19
2.1. Формы удовлетворенности трудом 19
2.2. Значимость оценки удовлетворенности сотрудниками своим трудом для организации 25
2.3. О методах изучения удовлетворенности трудом 29
Выводы 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Удовлетворённость трудом.docx

— 166.55 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Анализ структуры удовлетворённости трудом 8

1.1. Исследование содержания понятия «удовлетворённость трудом» 8

1.2. Структура удовлетворенности трудом 13

Глава 2. Представления  об удовлетворенности трудом в организации 19

2.1. Формы удовлетворенности трудом 19

2.2. Значимость оценки удовлетворенности сотрудниками своим трудом для организации  25

2.3. О методах изучения удовлетворенности трудом 29

Выводы 32

Список литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Трудовая  деятельность — материальная основа существования общества и важнейшая  сфера проявления сущностных сил  и способностей человека.

     Удовлетворённость трудом является одним из важных показателей, характеризующих трудовую деятельность с точки зрения её социальной эффективности. Тесным образом проблема удовлетворённости  трудом связана с отношением к  труду, повышением его эффективности, развитием социаль-ного планирования на предприятии. Самостоятельное значение приобретает удовлетворённость  трудом при изучении трудовой мобильности, которая во многом является следствием неудовлетворённости работника  определёнными сторонами своего труда. Исследование этого вопроса социологическими методами помогает всесторонне раскрыть причины и закономерности процесса, выработать критерии его оптимальности и найти методы управления трудовой мобильностью.

     Практически во всех социологических исследованиях, касающихся трудовой деятельности, изучается  среди прочих и удовлетворённость  трудом. Однако в понимании этого  вопроса существуют значительные расхождения, обусловленные неполной теоретической  разработкой понятия. Вместе c тем  не до конца решена проблема надёжности его измерения, что прямо связано  с качеством получаемого эмпирического  материала. Оба этих фактора непосредственно  влияют на обоснованность выводов и  рекомендаций, получаемых в ходе социологических  исследований. В связи с этим особенно актуален анализ аспектов проблемы, имеющих  методологическое и методическое значение, от которых зависит эффективность  проводимых исследований, увеличение практической отдачи социологии.

     Исследование  удовлетворённости трудом нашло  отражение в работах А.Г. Здравомыслова, А.А. Кисель, Т.А. Китвеля, А.А. Мурутара, Н.Ф. Наумовой, И.М. Поповой, В.А. Ядова, К.3амфир, Р. Штольберга, В. Врума, М. Грюнеберга, И. Лоулера, В. Мауснера, Л. Портера, Ф. Херцберга, Б. Снидермана и др.

     Среди сложившихся подходов к изучению удовлетворённости трудом можно  выделить два направления. Сторонники первого исследуют влияние различных  производственных (условия, организация, оплата, содержание труда, психологический  климат и т.д.) и внепроизводственных (условия жизни, отдалённость от места  работы) факторов на удовлетворённость.

     Во  втором случае анализируется связь  удовлетворённости трудом с некоторыми социальными и психологическими характеристиками личности, а также  влияние социальной среды на оценку удовлетворённости. В рамках этого  подхода исследовалась зависимость  удовлетворённость трудом от ожиданий работника, относящихся к результатам  его трудовой деятельности; изучалась  связь удовлетворённости c представлениями  личности о справедливости; рассматривалось  влияние референтных групп на оценку удовлетворённости трудом.

     Существование разных подходов возможно является отражением недостаточной разработанности  проблемы, дальнейшее развитие теории удовлетворённости трудом требует  их синтеза на основе более полного  представления об изучаемом явлении.

     В результате проделанных различными авторами работ была обнаружена связь  удовлетворенности трудом с отдельными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, профессия, социальный статус и т.д.).

     Проводимые  исследования имели своей практической целью, установив соответствующие  причинно-следственные связи, дать описание той части социального поведения  индивида, которая связана с удовлетворенностью трудом, что дало бы возможность  использовать полученные данные в области  управления.

     Основной  акцент в работах по исследованию удовлетворенности трудом делался  на изучении связи удовлетворённости  с производственным поведением. Выяснилось, что удовлетворенность трудом коррелирует с трудовой мобильностью и дисциплиной труда. Данные о связи удовлетворенности с производительностью труда оказались противоречивы и не нашли однозначного объяснения.

     Результаты  изучения влияния непроизводственных факторов показали наличие связи  удовлетворенности трудом с размером населённого пункта и расстоянием  до места работы. Что касается внепроизводственного поведения, то здесь анализировалась  связь удовлетворённости трудом с характером проведения досуга. Поскольку  связь обнаруживалась не во всех исследованиях, то вопрос остался открытым.

     Обобщение материалов различных исследований позволяет установить, что существуют системы связей следующих двух видов:

     1. удовлетворенность трудом коррелирует с социально-демографическими характеристиками работника и некоторыми составляющими производственного поведения (трудовая мобильность, дисциплина труда), а социально-демографические характеристики и производственное поведение имеют связь между собой;

     2. удовлетворённость трудом коррелирует с состоянием производственных, внепроизводственных факторов и производственным поведением, а состояние производственных, внепроизводственных факторов и производственное поведение имеют связь между собой. 
Например: а) оценка удовлетворенности трудом коррелирует и с возрастом, и с текучестью кадров, возраст имеет связь с текучестью; б) удовлетворенность имеет связь с состоянием условий труда и текучестью кадров, состояние условий труда коррелирует с текучестью кадров.

     Однако  исчерпывающего объяснения, как соотносятся  между собой эти связи в  формировании удовлетворённости трудом, не дано, не до конца исследованы  причины существования этих систем связей.

     Давая общую оценку существующих объяснений полученных эмпирических данных необходимо отметить, что в теоретическом  истолковании установленных фактов нет полного единства мнений. Обнаруженные в различных исследованиях многочисленные связи удовлетворенности трудом с другими социальными признаками и процессами авторы пытаются объяснить в рамках фрагментарных теорий. Поэтому предлагаемые подходы к пониманию удовлетворенности противоречивы и не исчерпывают проблемы. Таким образом, до настоящего времени ещё не создана концепция, которая давала бы целостное представление о природе удовлетворённости трудом и объясняла всю совокупность установленных фактов.

     Сам процесс получения этих фактов связан с определёнными сложностями, среди  которых особое место занимает проблема измерения удовлётворённости трудом. В настоящее время используются различные методы - прямые (вербальные, графические) вопросы, индексы, семантический  дифференциал, объективированные шкалы. Разные исследователи отдают предпочтение тому или иному методу измерения, исходя из некоторых интуитивных  или умозрительных представлений, и ни один из инструментов не имеет  прочного обоснования. Поэтому проблему измерения удовлетворённости трудом нельзя ещё считать окончательно решённой. Некоторые из используемых методов, вероятно, имеют значительную степень погрешности, что снижает  качество получаемых результатов, а  само разнообразие методов создает  определённую сложность при сопоставлении  материалов различных исследований. Важность изучения тех аспектов удовлетворённости  трудом, которые имеют, прежде всего, методологическое и методическое значения и недостаточная их разработанность, делают необходимым дальнейшее исследование этого вопроса.

     Цель  работы – попытка создания целостного представления о феномене удовлетворённости трудом в его взаимосвязях с различными социальными процессами и характеристиками. 

   Задачи исследования:

  1. раскрыть содержание понятия «удовлетворенность трудом»
  2. провести анализ структуры удовлетворённости трудом;
  3. исследовать связь удовлетворённости трудом с производительностью труда.
 

    Объект  исследования – удоветворённость трудом

    Предмет исследования –  теоретический анализ удовлетворённости трудом 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Анализ структуры  удовлетворённости  трудом

1.1. Исследование содержания  понятия «удовлетворённость  трудом»

     В настоящее время сложилось значительное количество подходов к пониманию  феномена удовлетворенности трудом.

     Удовлетворенность интерпретируется как показатель:

     1) отношения к труду;

     2) показатель социального статуса индивида и как мера адаптации индивида к социальной реальности;

     3) степень адаптации работника к производственной ситуации;

     4) степень соответствия личностных и вещественных факторов производства;

     5) характеристика трудовой активности;

     6) показатель успешности трудовой деятельности  и т.д.

     Факт  существования столь различных  истолкований удовлетворенности трудом, которые порой противоречат, а  чаще дополняют друг друга, является свидетельством, как сложности проблемы, так и её неполной разработанности.

     Ввиду того, что достаточно детальное описание и обобщение различных подходов к пониманию удовлетворённости  трудом уже дано как в советской, так и в зарубежной литературе, мы коснемся этого вопроса лишь в  самых общих чертах. Для уточнения  и обоснования позиции, принимаемой  по этому вопросу, нами дана классификация  существующих подходов. 
Анализируя различные истолкования удовлетворенности трудом, существующие как в виде законченных теорий, так и изложенных в контексте публикуемых материалов, можно проследить их связь с интерпретацией понятия «труд». Эта связь не всегда подчеркивается авторами, не в полной мере ими обозначается, но вполне вычленяема из излагаемого материала.

     Выделяются  два основных подхода к пониманию  труда и, соответственно, удовлетворенности  трудом.

     Наиболее  разработанным и известным является направление, исходящее из понимания  труда как процесса удовлетворения потребностей человека. Таким образом, в теорию удовлетворенности трудом вводятся такие термины, как потребность, мотив, установка, отношение и так  далее, посредством которых теория разрабатывается. Соответственно, в  рамках этого направления, удовлетворённость  трудом понимается как оценка степени  насыщения потребностей, которые  личность стремится удовлетворить  в сфере, связанной с процессом  труда.

     В отечественной социологии и психологии приведенного выше понимания труда, на основе которого разрабатываются  соответствующие концепции удовлетворенности  трудом, придерживаются В.А. Ядов, А.А. Киссель, Т.А. Китвель, А.А. Мурутар, И.М. Попова и др.

     Вторая  группа теорий удовлетворённости трудом исходит из иного взгляда на понятие  «труд», которое истолковывается  как общественное разделение функций, посредством которых реализуется  существование системы или как  деятельность в системе общественного  раздвоения труда. Общество при этом понимается как продукт взаимодействия людей, основанного на разделении труда.

     В советской литературе такого подхода  придерживается Н.Ф. Наумова, рассматривая, например, удовлетворенность трудом как удовлетворённость социальным статусом.

     Теории  удовлетворенности трудом, исходящие  из такого понимания труда, разрабатываются  с помощью таких понятий, как  социальный статус, социальный обмен, социальное сравнение и т.д.

     В западной литературе существуют различные  разработки удовлетворенности трудом в рамках теорий социального обмена (теория справедливости), социального  сравнения (теория референтных групп) и т.п. Их недостаток в том, что рассматриваются лишь отдельные социальные и социально-психологические аспекты проблемы, а не вся их совокупность.

     Указанные различия в понимании труда обусловливают  то, какие модели удовлетворенности  трудом положены в основу анализа, а  оба эти фактора влияют в определённой степени на выбор метода измерения  удовлетворенности и непосредственно  связаны с интерпретацией получаемых в ходе исследования результатов.

Информация о работе Представления об удовлетворенности трудом в организации