Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа
Цель работы – попытка создания целостного представления о феномене удовлетворённости трудом в его взаимосвязях с различными социальными процессами и характеристиками.
Задачи исследования:
раскрыть содержание понятия «удовлетворенность трудом»
провести анализ структуры удовлетворённости трудом;
исследовать связь удовлетворённости трудом с производительностью труда.
Введение 3
Глава 1. Анализ структуры удовлетворённости трудом 8
1.1. Исследование содержания понятия «удовлетворённость трудом» 8
1.2. Структура удовлетворенности трудом 13
Глава 2. Представления об удовлетворенности трудом в организации 19
2.1. Формы удовлетворенности трудом 19
2.2. Значимость оценки удовлетворенности сотрудниками своим трудом для организации 25
2.3. О методах изучения удовлетворенности трудом 29
Выводы 32
Список литературы 34
Позиции
большинства авторов
Понимание
труда как деятельности в системе
общественного разделения труда
обусловливает использование «
Выше описаны существующие понимания труда, на которые опираются различные авторы при исследовании удовлетворенности трудом. Мы придерживаемся точки зрения, что изучение удовлетворенности трудом должно основываться на более целостном понимании труда как вида человеческой деятельности, которое бы включало, помимо содержания, как направленность этой деятельности (удовлетворение потребностей), так и её социально-экономические и технические (деятельность в системе общественного разделения труда) условия. Анализируя этот вопрос, В.Н. Демин даёт следующее определение: "...труд такой вид человеческой деятельности, который характеризуется утилитарностью своего результата и необходимостью его достижения" . На наш взгляд, это определение является неполным. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали отдаленность, опосредованность процессов производства и потребления как показатель развитости производительных сил общества, развитости процесса труда.
Видимо,
можно, расширяя применение этого критерия,
использовать его для различения
трудовой и нетрудовой деятельности.
То есть деятельность, включающая в
себя только непосредственное потребление,
относится к нетрудовой, а деятельность,
в которой есть временной разрыв
между добычей жизненных
Исходя
из изложенного, в качестве основы нашего
исследования удовлетворённости трудом
принято следующее понимание: труд
- это деятельность субъекта, направленная
на опережающее удовлетворение его потребностей
в системе общественного разделения производительных
функций, деятельность, которая является
основой социальной формы движения материи.
Из принятого, определения следует, что
удовлетворенность трудом - это состояние
деятельности в системе «работник – общество»,
в которую, при опосредованности труда
и потребления, входят характеристики
трудовой деятельности и её условия. В
сознании индивида удовлетворённость
трудом отражается в виде оценки собственного
положения в системе общественного разделения
труда.
(Такое понимание удовлетворённости трудом
близко к точке зрения Н.Ф. Наумовой)
1.2. Структура удовлетворенности трудом
Удовлетворенность
работой тесно связана с
Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:
1. содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
2. условия работы;
3. оплата труда, материальное вознаграждение;
4. степень престижности работы;
5. руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
6. карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
7. окружение, психологический климат в коллективе.
Удовлетворенность содержанием и характером работы занимает центральное место. Интерес к процессу деятельности может быть важным мотивирующим фактором. Совокупность особенностей деятельности, побуждающих человека к ее выполнению, в психологии называют процессуально-содержательной (или интринсивной) мотивацией. Интринсивный мотив – это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела. О высокой процессуально-содержательной мотивации можно говорить в тех случаях, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности.
Изучая людей, которые получают удовольствие от своей работы, ученые выделили следующие показатели процессуально-содержательной мотивации:
1) ощущение полной включенности в деятельность;
2) полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле;
3) ощущение того, что четко знаешь, как следует действовать в тот или иной момент, четкое осознание целей;
4) отсутствие боязни возможных ошибок и неудач;
5) потеря обычного чувства осознания себя и своего окружения, как будто "растворение" в своем деле.
Американские ученые-бихевиористы выделяют три "психических состояния", испытываемые работником, которые определяют его удовлетворенность работой и профессиональную мотивацию. К ним относятся:
1. ощущение значимости (работник должен чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в принятой им системе ценностей);
2. ощущение ответственности (он должен быть уверен, что несет личную ответственность за результат своих действий);
3. знание результата (он должен иметь возможность оценить результаты своей работы).
На основе представлений о позитивных психических состояниях, мотивирующих человека, американскими учеными Дж. Ричардом Хэкманом, Грегом Олдхэмом и др. была разработана модель мотивационных характеристик работы (рис. 1). В данной модели определенные параметры работы рассматриваются как источники или причины позитивных психологических состояний, чувств работников, что, в свою очередь, определяет различные стороны мотивации.
Рис. 1. Модель
мотивационных характеристик
Работа,
отвечающая всем описанным требованиям,
вызывает чувство удовлетворенности
содержанием работы, мотивирует работников,
дает чувство сопричастности. Такая
работа или профессиональная деятельность,
по мнению авторов этой модели, обладает
высоким мотивационным
На основе модели мотивационных характеристик работы авторы концепции предложили технологию обогащения работы, которая представляет совокупность методов совершенствования параметров работы и определенную последовательность их использования. Таких методов всего пять:
1) повышение разнообразия умений и навыков;
2) повышение целостности работы;
3) увеличение важности работы;
4) увеличение автономности;
5) оптимизация обратной связи.
Важным показателем является удовлетворенность условиями работы. Сюда включают всё, что касается экологии и эргономики рабочего места: наличие и удобство расположения инструментов, освещенность, качество питьевой воды, используемой в офисе, и т. п.
Удовлетворенность
условиями работы связана со степенью
информированности персонала о
текущем положении дел в
Одним из основных элементов информирования является доведение персоналу видения будущего организации, ее целей. Успешные лидеры, представляя свое видение организации, активизируют и себя, и персонал.
К условиям работы нужно относить и такие особенности, как месторасположение фирмы, удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т. п.
Удовлетворенность оплатой труда, материальным вознаграждением тесно связана с субъективной оценкой степени справедливости отношений. В соответствии с теорией справедливости люди стремятся избегать негативных эмоций, таких как чувство вины или обиды, возникающих при несправедливой оценке (оплате) их труда. Так, если сотрудник считает, что ему не доплачивают за те усилия, которые он прилагает, он может, например, уменьшать время присутствия на работе (прогулы, опоздания, дополнительный отпуск, дополнительные перерывы в работе или перекуры), снизить качество выполняемой работы . Если же он считает, что организация ему переплачивает, то это может привести, например, к росту внутренних обязательств перед руководством и организацией, повышению готовности к дополнительным усилиям в работе.
Важнейшими
условиями удовлетворенности
В процессе социально-психологических исследований установлено, что работники организаций отдают предпочтение заботливому лидеру, ориентированному на людей и процессы. При этом от него ожидают организаторских способностей, профессионализма.
Для
большинства работников важны отношения
с непосредственным руководителем.
Они ожидают не только выплаты
определенной суммы денег, но и внимания
к своей личности. Недоступность
руководителя или взаимное непонимание
между руководством и работниками
могут существенно снизить
Удовлетворенность карьерой. Значительная часть работников стремится к должностному или карьерному росту. Поэтому ограничение возможностей карьерного роста может приводить к ярко выраженной неудовлетворенности и даже агрессивности в поведении.
Информация о работе Представления об удовлетворенности трудом в организации