Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа
Цель работы – попытка создания целостного представления о феномене удовлетворённости трудом в его взаимосвязях с различными социальными процессами и характеристиками.
Задачи исследования:
раскрыть содержание понятия «удовлетворенность трудом»
провести анализ структуры удовлетворённости трудом;
исследовать связь удовлетворённости трудом с производительностью труда.
Введение 3
Глава 1. Анализ структуры удовлетворённости трудом 8
1.1. Исследование содержания понятия «удовлетворённость трудом» 8
1.2. Структура удовлетворенности трудом 13
Глава 2. Представления об удовлетворенности трудом в организации 19
2.1. Формы удовлетворенности трудом 19
2.2. Значимость оценки удовлетворенности сотрудниками своим трудом для организации 25
2.3. О методах изучения удовлетворенности трудом 29
Выводы 32
Список литературы 34
Таким образом, в целях совершенствования политики организации в области управления персоналом существующие стандарты качества рекомендуют проведение оценки удовлетворенности персонала, которая поможет сформировать систему обратной связи с работниками.
Под удовлетворенностью персонала трудом следует понимать факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда (и других факторов) потребностям и запросам сотрудников, т. е. того, что они считают важным.
Невозможность удовлетворения насущных потребностей работников через трудовую деятельность приводит к повышению значимости дополнительных способов "заработка", в том числе поиску иных источников занятости, воровству, коррупции и другим негативным тенденциям.
Удовлетворенность
трудом, как мы уже говорили, зависит
от ряда факторов, включающих оплату труда,
санитарно-гигиенические
Если
посмотреть на удовлетворенность трудом
глазами сотрудников, то следует
отметить, что для абсолютного
большинства занятых труд представляет
собой прежде всего средство выживания.
Мотив зарабатывания денег
В то же время наиболее информативными по-прежнему являются факторы, включающие оценки содержания и условий труда. Как раньше, так и теперь оценка величины заработка не является определяющей для удовлетворенности работой на предприятии (в подобном случае обе оценки выделились бы в отдельный фактор). Усилилась значимость оценок режима труда и отдыха, взаимоотношений на предприятии.
На удовлетворенность работой на предприятии существенное влияние оказывают и новые факторы, в частности, страх потери работы стал неотъемлемым элементом повседневной жизни большинства граждан и наряду с другими видами социального страха (перед криминализацией общества, снижением уровня жизни, обнищанием и т.п.) усиливает общее состояние беспокойства, тревоги людей.
Под влиянием страха потерять работу актуализируется вопрос о гарантиях занятости. При этом страх способствует закреплению рабочих на предприятии, резко снижает потенциальную текучесть.
Страх
потери работы способствует повышению
уровня удовлетворенности практически
всеми элементами производственной
ситуации, в частности, ведет к
большей удовлетворенности
Страх потерять работу отражается не столько в завышенных оценках удовлетворенности элементами производственной ситуации и работой на предприятии в целом, но в снижении критичности и требовательности к улучшению условий труда и быта на предприятии.
Чем выше истинная удовлетворенность персонала, не сформированная страхом потери работы, тем более стабилен коллектив и большую ценность для сотрудников представляет компания. И наоборот, при росте неудовлетворенности персонала понижается общая эффективность труда и надежность сотрудников в кризисных ситуациях.
Стоит
также отметить, что "неудовлетворенный"
персонал, представляет собой прекрасную
мишень для переманивания в
Неудовлетворенность
персонала может быть явной (протесты,
забастовки, открытые письма и обращения
к руководству) и неявной. Во втором
случае руководство узнает о ней
лишь после того, как ценные сотрудники
покинули организацию и остается
лишь устранять последствия. Поэтому
изучение актуального состояния
удовлетворенности трудом в организации
является важным вопросом, так как
обеспечивает руководство необходимой
информацией для адекватных организационных
изменений и роста компании.
2.3. О методах изучения удовлетворенности трудом
Удовлетворенность
трудом продолжает быть главной областью
интереса в исследованиях индустриальной
и организационной психологии. Ее
исследование продолжает приносить
большое количество результатов, относящихся
к организационному поведению. Большое
количество статей, имеющих прикладное
значение и изданных в этой области,
рассматривают
Хотя
накоплено большое количество исследований,
в исследовании удовлетворенности
трудом все еще присутствуют крупные
недостатки. Один из них – слабая
связь между немногими теориями
в этой сфере и ее измерением.
Парадоксальность данной ситуации заключается
в том, что удовлетворенность
трудом, являясь одной из наиболее
часто изучаемых концепций в
индустриальной и организационной
психологии, остается одной из наиболее
слабо подкрепленных в
Направления исследований удовлетворенности трудом могут быть сгруппированы в три главные категории :
1) причины и ограничители удовлетворенности (неудовлетворенности),
2) последствия удовлетворенности (неудовлетворенности)
3) исследование уровней удовлетворенности (неудовлетворенности).
Некоторые из причин и ограничителей, связанных с удовлетворенностью трудом, включают качество труда, членство в профсоюзе, самоуправление, напряженность труда, гибкость трудового графика, а также личностные переменные: реалистичность ожиданий, чувство собственного достоинства, важность ценностных ориентации или различие полов. В части последствий удовлетворенности трудом исследования сосредоточились на некоторых традиционно предполагаемых формах трудового поведения, таких как текучесть, абсентеизм и результаты выполнения работы.
Исследование удовлетворенности трудом, как упомянуто ранее, традиционно использует измерение, основанное на установках. Этот метод концептуализации и измерения критикуется по нескольким причинам. В общих чертах наметим три из них.
Во-первых,
несмотря на большое количество исследований,
мы находим немного надежных результатов
для установления детерминантов
и последствий
Во-вторых,
измерение удовлетворенности
В-третьих,
измерение удовлетворенности
Кроме
того, если оценивать результаты удовлетворенности
трудом, полученные с помощью метода
измерения установок, тогда трудно
что-либо сказать о многочисленных
отклонениях, объясняемых личностными
особенностями или трудовой ситуацией.
Поэтому, оценивая методы, упомянутые
выше, критики указывают на важность
проблемы обоснованности традиционного
измерения удовлетворенности
Выводы
Таким
образом, исходя из приведенных данных,
мы можем сделать вывод о
Основные направления исследований удовлетворенности трудом можно сгруппировать в три главные категории:
1. причины и ограничители удовлетворенности (неудовлетворенности),
2. последствия удовлетворенности (неудовлетворенности)
3. исследование уровней удовлетворенности (неудовлетворенности).
По результатам этих исследований, можно говорить о том, что удовлетворенность трудом влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей.
Удовлетворенность трудом складывается из удовлетворенности внутренними и внешними поощрениями. Внутренние поощрения связаны с самим процессом выполнения работы. Примером внутренних поощрений является чувство удовлетворенности от хорошо выполненной работы, достижения высокого результата и реализации поставленных целей. К внешним поощрениям относятся финансовые стимулы (зарплата, премии и т.п.), дополнительные льготы, продвижение и т.д. Оба типа поощрений важны для работников, поскольку они отвечают их разным потребностям.
Взаимоотношения
между поощрениями и
Еще одним важным фактом является утверждение о том, что формы удовлетворенности трудом не функционируют, подобно психологическим типам, т.е. они неустойчивы в течение длительного периода времени и могут меняться.
Для
организации данные об удовлетворенности
работой – это фактически информация
о кадровых рисках компании. Знания
состояния удовлетворенности
Учет
в рамках управления персоналом потребностей
и ожиданий своих работников в
признании их деятельности, удовлетворенности
работой, а также в их развитии
способствует обеспечению наиболее
сильной их мотивации, а, следовательно,
удержанию квалифицированных
Наконец, удовлетворенность работников организации во многом определяет степень удовлетворенности ее клиентов, а это прямой путь к развитию.
Информация о работе Представления об удовлетворенности трудом в организации