Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:54, реферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что среди комплекса проблем управления особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Содержание

1Введение
2Теории мативации
3 Проблемы практического подхода к мотивации личности.
4 Методы стимулирования трудовой деятельности персонала
5 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении
6 Вывод
7 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Теория управления.docx

— 50.08 Кб (Скачать документ)

Особенности материально  неденежных стимулов стребуют специфическую  форму организации данного вида стимулирования. Прежде всего, необходимо знание со стороны субъекта управления актуальных потребностей работников. Управленческим идеалом было бы ежегодное  представление руководству предприятия  обзоров спроса на товары и услуги.

Другим непременным требованием  развития неденежного стимулирования труда является выявление потребностей работника и построение на их основе индивидуальной логики его стимулирования. Эффективное использование огромного  побудительного потенциала материальных неденежных благ буквально немыслимо  без индивидуального подхода.

Необходимо сразу установить временной интервал, после которого работник может поощряться. Он должен быть не менее двух месяцев работы. Исключения могут составлять особо  активные и предприимчивые вновь  прибывшие работники, которые могут  предложить иные возможности, дающие не только повышение качества труда, но и эффективность всего производства. Они в первые же дни раскрывают и претворяют в действие свой потенциал, а их квалификация позволяет грамотно изложить свои наработки [25].

Таким образом, в практической деятельности предприятий и фирм не существует единых методов стимулирования персонала, эффективных во все времена  и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый  руководителем, основан на выбранной  фирмой стратегии управления мотивацией. Важен именно комплексный подход к мотивированию сотрудников. При  игнорировании какого-либо элемента мотивационного процесса вся система  становится нестабильной и может  рассыпаться, как карточный домик. Применение на практике только некоторых  элементов модели мотивации, как  правило, блокирует всю систему  и говорить о том, что сотрудник  мотивирован, уже не приходится.

Менеджер, который считает, что для оптимального мотивирования  достаточно применить отдельные  элементы системы, совершает большую  ошибку. В данной ситуации сотрудники будут демотивированы, так как  постоянно подсознательно будут  испытывать дискомфорт, который практически всегда является причиной конфликтов, как правило, вызванных нестабильностью деятельности и текучестью кадров.

Управление коллективом  будет наиболее эффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться и они не будут разочарованы результатами своей работы. Опытный руководитель всегда бывает и тонким психологом, он прекрасно разбирается в мотивах  и потребностях своих столь разных сотрудников. Одни действительно увлечены своей работой, стараются выполнять  свои функции добросовестно, оптимально; другие ждут от своего труда лишь хорошего вознаграждения и относятся к  своим обязанностям с некоторым  равнодушием; некоторые (в основном женщины из обеспеченных семей) надеются вырваться из рутины домашних, однообразных дел, войти в новый круг интересных знакомых, получить новые впечатления. Чаще всего в коллективе формируются  небольшие группы с однородным отношением к работе и близким по мотивации  поведением. Абсолютного удовлетворения потребностей каждого члена коллектива достичь практически невозможно, однако управляющий обязан уделить  мотивации своих сотрудников  постоянное и должное внимание.

Таким образом, деятельность руководителей, связанная с мотивацией членов организации, является весьма важным моментом в управлении организации. Правильный выбор подхода к мотивации  и умелое сочетание практических мероприятий в этом направлении  могут не только увеличить производительность труда, но и повысить авторитет руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении

 

Как и любая управленческая модель, модель мотивации имеет свои недостатки.

Приведенные во второй главе  мотивационные модели небезупречны. Например, модель Маслоу имеет следующие  недостатки:

1. Категории Маслоу непригодны  для решения практических задач.  Нельзя безоговорочно объяснить  наблюдаемое поведение тем или  иным мотивом. Отсюда, рассматривая  иерархию Маслоу в качестве  гипотезы, трудно уяснить, какие  наблюдения необходимо провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое  замечание относится ко всем  видам мотивов. Мотив не всегда  может быть логически выведен  из поведения, так как между  ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен  различными действиями. Так, поведение  согласованное и поведение конкурирующее  могут вызываться одним и тем  же мотивом. 

2. Можно указать на  поведение, которое не согласуется  с теорией Маслоу. Так, предполагая,  что долг принадлежит одному  из высших уровней, иерархия  игнорирует тот факт, что люди  готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят гордость выше  безопасности или физиологической  потребности. 

3. Хотя данная иерархия  имеет вид модели процесса, механизм  перехода с одного уровня на  другой не вскрывается. 

Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как  организующую концепцию, а в известном  смысле ее расплывчатость способствовала широкому признанию этой теории. Есть основания считать, что подобные иерархии потребностей действуют среди  рабочих и руководящих работников, у последних потребности в  уважении и самовыражении часто  не удовлетворены.

Не осталась вне критики  и мотивационная модель Д. Макклеланда, который начал с исследования не того, как человек действует, а  того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проектную  методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка  заключается в том, что чем  более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого  проявятся его мотивы. Макклеланд утверждает, что мысли, выраженные в  таких рассказах, можно сгруппировать  так, что они выразят три категории  человеческих мотивов. Это потребности: в аффиляции (стремление к принадлежности); во власти; в успехе или достижении целей.[ Кокорев В.П. Мотивация в  управлении. - Курс лекций. Рекомендовано  Советом учебно-методического объединения  по образованию в области менеджмента.]

Потребность в достижении целей может быть связана с  несколькими потребностями в  иерархии Маслоу; по существу, это потребность  делать что-либо (то, в чем индивид  сравнивает себя с другими) лучше, чем  делалось раньше.

Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы  быть лидером, следует иметь высокую  потребность в достижении целей. Она характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в  одиночку. Высокая потребность в  дружеских отношениях, близости и  взаимопонимании может в некоторых  случаях приводить к неэффективности  работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения. Отдельные авторы считают, что руководитель должен подбирать  работу для подчиненных, учитывая мотивацию  последних. Существует мнение, однако, что этого еще не достаточно для  высокой эффективности, что система  вознаграждения (или компенсации) должна быть разработана с участием вознаграждаемых  и рассматриваться в непосредственной связи с эффективностью труда.

Хотя модель Макклеланда  может быть использована для улучшения  организационного климата, составной  частью которого является мотивация  персонала, в его теории можно  оспаривать многое, в том числе  методологию исследования и слишком  упрощенную классификацию мотивов.

Можно сделать вывод, что  сегодня нет такой мотивационной  модели, которую нельзя подвергнуть  критике, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и это естественный процесс.

Также подвергается критическому анализу и двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, которая  отнесена к категории "мотивационно-гигиенической" и базируется на результатах исследований, в ходе которых осуществлялось выявление  факторов, положительно и отрицательно влияющих на отношение человека в  процессе труда. Ф. Герцберг сделал главный  вывод, который положен в основу мотивационной модели, а именно - "людям присущи два вида потребностей: избежать страданий и психологического роста".

В мотивационной модели Ф. Герцберга отмечают три основных недостатка:

1. Данный подход на  первый взгляд напоминает несколько  видоизмененный гедонизм (искать  удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено  самовыражением. Традиционное возражение  гедонизму (например, то, что мы  не можем непосредственно искать  удовольствий или избегать огорчений,  а можем лишь определить курс  действий, следствием которого явились  бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае  менее уместным, так как Герцберг  точно определяет те условия,  которые вызывают "страдания"  или "психологический рост".

2. Кинг утверждает, что  полемика по поводу двухфакторной  теории Герцберга во многом  вызвана недостаточно четкими  формулировками автора. По мнению  Кинга, наиболее вероятная версия  такова: "Все мотиваторы, вместе  взятые, вносят большой вклад  в удовлетворение работой, чем  совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы,  вместе взятые, вносят больший  вклад в неудовлетворенность  работой, чем совокупность мотиваторов".

3. Наконец, Д. Шваб  и Л. Комингс указывают на  то, что доказательства, применявшиеся  для обоснования предпосылки  "удовлетворение ведет к действию", не являлись экспериментальными.

Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно детально рассмотрел теорию "Х" и  теорию "У" Макгрегора.

Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на человека, характерного для теории "Х", а именно:

1. Средний человек от  природы ленив - он работает  как можно меньше.

2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности,  предпочитает, чтобы им руководили.

3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации. 

4. Он от природы противится  переменам. 

5. Он доверчив, не слишком  сообразителен - легкая добыча  для шарлатана и демагога. [Кокорев  В.П. Мотивация в управлении. - Курс лекций. Рекомендовано Советом  учебно-методического объединения  по образованию в области менеджмента.]

Такой взгляд на человека отражается в политике "кнута" (угроза безработицы) и "пряника" (деньги).

Теория "У" придерживается следующего взгляда на человека:

1. Люди не являются  от природы пассивными и не  противодействуют целям организации.  Они стали такими в результате  работы в организации. 

2. Мотивация, возможность  развития, способность брать на  себя ответственность, готовность  направлять свое поведение на  достижение целей организации  - все это есть в людях, а  не вкладывается в них управлением.  Обязанность управления - помочь  людям осознать и развить в  себе эти человеческие качества.

3. Важная задача управления  состоит в том, чтобы создать  такие условия в организации  и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать  своих собственных целей наилучшим  образом лишь при условии направления  своих усилий на достижение  целей организации. 

Если администрация разделяет  взгляды теории "Х", она обращает особое внимание на методы внешнего контроля, тогда как при использовании  теории "У" особое значение придается  самоконтролю при периодических  отчетах об исполнении. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда  рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда  вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством  достижения высокой степени вовлеченности  метод участия работников в принятии решений.

Теории "Х" и "У" отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое  поведение, должен придерживаться положений  теории "Х" однако, такого однозначного соответствия между поведением и  взглядами нет. Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие  они есть, потому что к ним так  относятся. Социолог не отрицает, что  поведение людей в промышленной организации в настоящее время  примерно такое, каким оно воспринимается руководством.

Итак, противоречия, высказанные  разными авторами в части теоретических  и практических аспектов действующих  ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания, главным  образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность  той или иной модели можно проверить  только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они  будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей  на наших предприятиях будет снижать  эффективность действующих систем управления и социально-экономическую  деятельность трудовых коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Вывод

 

Незаметный для неопытного глаза  процесс потери интереса работника  к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть  кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих  подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя  их.

Информация о работе Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении