Причины и цели планируемых организационных изменений, их осуществление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение причин и целей организационных изменений, а также выяснение способов осуществления организационных изменений.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, касающиеся изменений организации;
- изучить причины и цели организационных изменений;
- рассмотреть процесс организационного диагноза, чтобы узнать меру готовности организации к изменениям;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….....3
Глава 1. Причины и цели организационных изменений
1.1. Цели организационных изменений…………………………………….…...5
1.2. Причины организационных изменений………………………………..…..8
1.3. Предпосылки организационных изменений…………………………...…10
Глава 2. Организационный диагноз
2.1. Определение готовности организации к изменениям………………..….13
2.2. Сопротивление организационным изменениям…………………….........14
Глава 3. Осуществление организационных изменений
3.1. Методы проведения организационных изменений……………………....18
3.1.1. Методы, ориентированные на людей и структуру……………...18
3.1.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии...……….….20
3.1.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию……….…23
3.2. Фазы осуществления организационных изменений………………..........25
Заключение…………………………………………………………….……………31
Список используемой литературы………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по основам ММ.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Использование второго метода («построение команды» или групповая работа) заключается в том, что члены рабочей группы проводят диагноз совместной работы и планируют проведение изменений для повышения эффективности групповой работы. В рамках данного метода упор делается на следующие аспекты:

- установление групповых целей и приоритетов;

- анализ выполняемой групповой работы;

- изучение того, как групповая работа выполняется;

- изучение отношений между членами группы в процессе работы.

Конечно, каждая организация имеет в своем составе рабочие группы, но не во всех организациях эти группы работают эффективно. Данный метод, являясь важной частью организационного развития, способствует повышению управляемости группы.

Третий метод (консультирование по процессу) включает помощь консультантов менеджерам и работникам в восприятии, понимании и действиях по процессам, которые происходят в рабочем окружении. В основном эти процессы представляют собой то, как люди выполняют работу, включая их поведение на совещаниях, формальное и неформальное взаимодействие по работе, а также другие образцы поведения, связанные с выполнением заданий.

Четвертый метод (программы качества жизни на работе) представляют собой деятельность, осуществляемую организацией по улучшению условий, которые влияют на результаты работы. Многие программы этого типа концентрируются на вопросах техники безопасности, здоровья, внешней безопасности, участия в принятии решений, возможности по развитию таланта и творчества, значимости работы, контроля сверхурочной работы, защите от посягательств на работе, возможности по удовлетворению социальных потребностей. Эти программы стали популярными в ответ на запросы работников по улучшению рабочих условий. В дополнение программы проводились в целях повышения производительности и качества в работе, а также для большего вовлечения и участия работников в принятии решений, непосредственно связанных с их работой. Примером таких программ может быть введение гибких графиков работы в организациях.

Пятый метод (системы «высокие обязательства — высокие результаты») возник как результат радикальных изменений в управле нии предприятиями и ставили перед собой цель изменить культуру организации, усилив в ней элемент вовлеченности в работу. Системы соединяли в себе технические аспекты и групповую работу в попытке создать у работников ощущение собственников процесса, т.е. выполнять работу на таком уровне, на котором ее не мог бы выполнить никто другой. Эти системы имеют следующие характеристики:

- делегирование полномочий через своевременную передачу информации и наделение ответственностью за принятие решений и действия на своем уровне;

- групповая работа в рамках бизнес-процессов, направленных на удовлетворение потребителя;

- наделение работников властью через повышение их ответственности за выполняемую работу;

- интеграция людей и технологии на основе влияния людей на технологии, а не технологии на людей;

- понимание работниками смысла и содержания организационных целей на уровне участия в видении будущего организации.

 

3.1.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии

 

Рассматриваемые методы концентрируются на проведении изменений непосредственно в работе сотрудников и их групп. В этой связи основное внимание уделяется технологическим процессам и инструментарию, используемым для выполнения определенных заданий.

Методы этой группы следующие:

1) проектирование работы;

2) социотехническая система;

3) кружки качества;

4) реинжиниринг бизнес-процессов;

5) всеобщее управление качеством.

Первый метод (проектирование работы) представляет собой сознательно планируемую реструктуризацию того, как конкретная работа выполняется в целях усиления мотивации сотрудников, их вовлеченности и производительности и улучшения выполнения работы в целом

Второй метод (социотехнические системы) - это модель проектирования работы и одновременно метод проведения изменений, ориентированный на задачи и технологии, концентрируется в одинаковой мере на технологическом и социальном аспектах организации, оптимизируя отношения между этими двумя составляющими и тем самым увеличивая организационную эффективность. Этот метод обычно включает в себя радикальное перепроектирование работы с учетом интересов как технологии, так и работников. Многие современные производства изначально используют данный метод как самостоятельно, так и в рамках других ранее описанных методов проведения изменений.

Третий метод (кружки качества)— это рабочие группы из числа добровольцев из какой-то одной области деятельности, регулярно собирающиеся для отслеживания и решения проблем, относящихся к качеству работы и ее результатов. Кружки качества также решают ряд задач, присущих другим вышеописанным методам. Возникнув в Японии, этот метод быстро распространился в США. Эффективная деятельность кружков качества предусматривает, что его члены получают подготовку в области решения проблем, статистического контроля качества и групповой работы. Результатом их работы являются предложения руководству по улучшению качества и производительности для их возможного внедрения. Мотивирование участников этого процесса проводится больше через признание, чем через денежное вознаграждение. К сожалению, кружки качества решают ограниченное число проблем по сравнению с другими ранее рассмотренными методами проведения изменений.

Четвертый метод (реинжиниринг бизнес-процессов), связанный с более радикальным, чем другие методы, перепроектированием процесса работы, направлен на ее упорядочение, снижение затрат, повышение качества и эффективности в ее выполнении. Реинжиниринг во многом схож с организационным диагнозом в плане того, что задается вопросом, а «зачем мы это делаем?». Реинжиниринг сопровождается следующими типичными изменениями в организации:

- функциональные подразделения заменяются процессными;

- узкая специализация заменяется широкой;

- контролируемое ролевое поведение заменяется на наделение

работников полномочиями;

- оценка работы по действиям заменяется оценкой результатов;

- менеджеры из надсмотрщиков превращаются в тренеров;

- структура из вертикальной превращается в горизонтальную.

Пятый метод (всеобщее управление качеством)направлен на то, чтобы предусмотреть возникающие у потребителя потребности и ожидания в отношении качества. Достижение организацией качества во всем означает, что все виды работ и деятельности, все процессы выполняются так, что обеспечивают требование клиента, включая экономию времени и стоимости. Важная часть данного метода связана с технологией. Например, это относится к так называемым «поставкам вовремя». Другая часть метода — культурологическая, т.е. большинство работников должны объединяться вокруг такой организационной ценности, как качество во всем, и должны быть уполномочены проводить необходимые для этого изменения. Поэтому концепция продолжающихся или постоянных улучшений является центральной в данном методе. Ключевые компоненты метода:

- план по непрерывному улучшению всех операций;

- система по точному измерению этих улучшений;

- стратегический план, основанный на сравнении качества работы организации с лучшими мировыми достижениями;

- тесное партнерство с поставщиками и потребителями, обеспечивающее получение обратной связи для улучшения качества операций;

- глубокое понимание потребителей, позволяющее немедленно трансформировать их потребности в продукт и услуги;

- долговременные отношения с потребителями, выходящие далеко за пределы простой продажи им продукта и обеспечивающие их послепродажным обслуживанием для поддержания качества;

- внимание на предотвращении ошибок, а не на их исправлении;

- обязательства по улучшению качества во всем у работников всех уровней: от руководства до рядовых исполнителей.

 

3.1.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию

 

Программы изменений, охватывающие всю организацию, нередко связаны с изменениями в организационной структуре и стратегии и, соответственно, в культуре. Изменения в структуре предусматривают перестановки в должностях или ролях и переориентацию связей между ними, а также между рабочими группами и структурными подразделениями. Изменения в стратегии включают пересмотр миссии и целей организации, а также стратегии, позволяющей достигнуть эти цели.

Первый метод - адаптивные организационные структуры: по мере роста организации усложняются и сталкиваются с необходимостью проведения постоянных изменений для перехода к новым методам работы. Для этого организация и ее структура должна обладать гибкостью и адаптивностью. Рассмотрим типы структур, отвечающие таким требованиям: параллельные, матричные и сетевые.

Параллельные организации: в рассматриваемом случае организация состоит из двух ипостасей, т.е. одновременно или параллельно сосуществуют основная и «дополнительная» структуры. При этом параллельная структура занимается сложными проблемами, которые основная или формальная структура либо не желает, либо не способна решать. Люди в параллельной структуре используют другие каналы коммуникации и власти. Они придерживаются других норм в групповой работе, решении проблем, принятии решений, отличных от основ­

ной структуры. Параллельная структура не требует привлечения нового персонала, ее формируют из существующих работников.

Матричная организационная структура: организации, испытывающие ограничения механистического и бюрократического характера, иногда переходят к матричным структурам, представляющие своеобразный баланс между использованием ресурсов по линии продуктов или предметов и по линии функций. По своей природе матричная структура организации обладает высокой способностью к применениям. Вообще матричная структура помогает создать организационную культуру, очень чувствительную и восприимчивую к изменениям. Однако построить матричную структуру непросто. Существует выражение: «Проблема не в том, чтобы создать матричную структуру в органи­зации, а в том, чтобы создать матрицу в головах менеджеров». Никто не спорит по поводу преимуществ матричной структуры, но у нее есть и недостатки — это ее высокая стоимость и сложность управления в рамках ее связей.

Сетевые организации: эти организации представляют собой в самом общем виде сложные мозаичные сторонние процессы коммуникации, принятия решений и контроля. Их могут изображать в обычной манере иерархической организации, но это не отражает их истинной природы. Сетевые структуры имеют черты как матричных, так и параллельных структур и делают упор на сложные информационные технологии, с помощью которых координируют деятельность и работу участников сети. Менеджеры в таких организациях действуют как операторы распределительной панели, осуществляя координацию и контроль. Они могут быстро собрать группу работников и направить ее на проект для решения срочных проблем. От работников же требуется проявление духа сотрудничества и положительного отношения к групповой работе, подобно тому как это присутствует и в других методах проведения изменений.

Второй метод - стратегические изменения: изменения стратегии представляют собой сложный тип организационных изменений. В широком смысле слова стратегия представляет собой некий план действий, направленный на достижение организационных целей. Другими словами говоря, речь идет об изменении всего набора действий и может привести к пересмотру самих целей. Классическим примером рассматриваемого метода является так называемая система открытого планирования, помогающая организации проводить систематическую оценку окружающей среды и разрабатывать стратегию, способную справиться с внешним окружением.

 

3.2. Фазы осуществления организационных изменений

 

Преобразование организации или отдельных сторон ее деятельности – сложный, неоднозначный и в немалой степени конфликтный процесс. Для начала преобразований нужно достаточно хорошо узнать организацию, ее проблемы и ожидания людей.

Проведению изменений в организации должен предшествовать глубокий анализ предыдущего развития, существующего состояния и возможностей. Анализу должны подвергаться структура организации, ее цели и задачи, системы управления, персонал, социально-психологическая атмосфера.

Программа преобразований должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий, организационно-техническое и социальное проектирование, практическую реализацию подготовительных изменений. Намеченные этапы должны осуществляться последовательно. Завершение каждого этапа представляет собой важный рубеж в выполнении всего проекта. Каждый этап подразделяется на задачи, реализуемые в разной последовательности: одни раньше других, некоторые одна за другой, а ряд из них – параллельно.

Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера является одной из наиболее распространенных и удачно применяемых на практике.

Она состоит из шести этапов:

- на первом этапе руководство организации должно осознать необходимость изменений и быть готовым к их проведению;

- на втором – руководство проводит четкий анализ проблем организации, для этого часто привлекаются внешние консультанты. Здесь очень важно тесное сотрудничество руководства и консультантов;

- на третьем этапе происходит детализация и углубление понимания стоящих перед организацией проблем. Важно эффективно использовать сотрудников организации, обеспечить высокую степень их участия в диагностике и последующем принятии решений; включается процесс делегирования;

- на четвертом этапе необходимо отыскать новые, не устаревшие решения, и получить поддержку сотрудников. Это важно, поскольку всегда существует искушение применить старое решение к новым проблемам;

Информация о работе Причины и цели планируемых организационных изменений, их осуществление