Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа
По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. должны быть назначены руководители (менеджеры/управленцы) и определён круг их обязанностей и ответственности. Фактически, суперкрупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.
Введение……………………………………………………………...........2
1 Роль менеджера и уровни управления в организации…………........3
2 Принцип делегирования полномочий…………………………………6
2.1 Понятие делегирования и его значение……………………………..6
2.2 Ответственность в контексте делегирования……………..…………8
2.3 Организационные полномочия……………………………...............9
2.4 Эффективная организация распределения полномочий…………..14
Заключение…………………………………………………..…………….20
Список литературы…………………………………………..…………...22
Важно
осознать, что делегирование реализуется
только в случае принятия полномочий,
и собственно ответственность не
может быть делегирована. Хотя лицо,
на которое возложена
В крупных организациях руководители высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных.
Объем
ответственности - вот одна из причин
высоких окладов у менеджеров,
особенно руководящих крупными корпорациями.
2.3 Организационные полномочия
Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия
делегируются должности, а не индивиду,
который занимает ее в данный момент.
Когда индивид меняет работу, он
теряет полномочия старой должности
и получает полномочия новой. Однако,
поскольку делегирование
Имеются две концепции процесса, посредством которого передаются полномочия. Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации В коммерческом предприятии, например, руководитель отдела кредитования получает свои полномочия от заместителя главного бухгалтера-контролера, а тот - от вице-президента по финансовым вопросам, который в свою очередь - от президента, получающего полномочия от совета директоров. Если проследить дальше, совет директоров получает полномочия от акционеров, обладающих своими полномочиями, предоставленными институтом частной собственности в соответствии с конституцией и законами страны. Это представляется логичным и согласующимся с концепцией делегирования полномочий руководителями их подчиненным.
Внутри организации пределы полномочий обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач.
В
общем случае, пределы полномочий
расширяются в направлении
Большая часть полномочий менеджера определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям руководителя частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой, поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок. Это означает, конечно, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации.
Однако ограничения, налагаемые на полномочия, часто широко нарушаются на практике.
Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия, другими словами, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на организацию.
В
некоторых случаях пределы
Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд.
Можно
классифицировать штабной аппарат
по основным типам, учитывая функции, которые
он выполняет. К трем типам административного
аппарата относятся консультативный,
обслуживающий и личный аппарат,
который иногда рассматривается
как вариант обслуживающего аппарата.
Однако следует помнить, что на практике
редко можно провести резкую границу
между этими типами. Совсем нередко
аппарат выполняет как
Когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультативный аппарат. В обязанности этих специалистов входит консультирование линейного руководства в их области знаний. Наиболее часто консультативный аппарат используется в области права, новейшей или специальной технологии, обучения и повышения квалификации, а также консультирования по работе с кадрами.
В любой из областей, где используется консультативный аппарат, функции аппарата могут быть распространены на выполнение определенных услуг. Наиболее известным и часто встречающимся примером использования обслуживающего аппарата является отдел кадров, имеющийся в большинстве крупных компаний. Отдел кадров ведет личные дела сотрудников, находит и проверяет потенциальных кандидатов на работу и в некоторых случаях поставляет линейному руководству требуемые кадры. Этот пример показывает, что административный аппарат может исполнять как консультативные, так и обслуживающие функции..
К
другим областям, где используется
обслуживающий персонал, относятся
связи с общественностью, маркетинговые
исследования, финансирование, планирование,
материально-техническое
Личный
аппарат - это разновидность
Хотя
личный аппарат не имеет формальных
полномочий, его члены могут обладать
большой властью. Посредством планирования
назначений и фильтрования информации
они могут контролировать доступ
к руководителю, на которого работают.
Личные секретари руководителей
высшего ранга часто в
Чтобы
понять концепцию аппарата в организациях,
следует рассмотреть также
Рекомендательные
полномочия. Предполагается, что линейное
руководство будет обращаться за
консультациями к консультативному
аппарату, когда потребуются его
знания. Но линейные руководители не обязаны
так поступать. Они могут, по своему
выбору, решить проблему, даже не ставя
аппарат в известность. Когда
полномочия штабного аппарата являются
рекомендательными, он часто должен
тратить время, убеждая линейных
руководителей в ценности своих
услуг и предложений. Даже если за
советом к аппарату обращались и
его приняли, то линейные руководители
все равно могут им пренебречь,
что, несомненно, может привести к
конфликтам между линейным руководством
и административно-
Поскольку
аппарат может испытывать трудности
в общении с линейным руководством,
фирма иногда расширяет полномочия
аппарата до обязательных согласований
с ним каких-либо решений. Когда согласования
обязательны, линейное руководство должно
обсудить соответствующие ситуации со
штабным аппаратом, прежде чем предпринять
действия или представить предложения
высшему руководству. Однако линейные
руководители не обязаны на самом деле
следовать рекомендациям аппарата.
Высшее
руководство может расширить
объем полномочий аппарата, давая
ему право отклонять решения
линейного руководства. Целью параллельных
полномочий является установление системы
контроля для уравновешивания власти
и предотвращения грубых ошибок. Наиболее
широко используются параллельные полномочия
в правительственных
Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. По существу, линейные полномочия президента организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей.
Линейные
полномочия внутри аппарата. В крупных
организациях административный аппарат
может состоять из множества людей.
В таких ситуациях аппарат
представляет собой подразделение
с более чем одним уровнем
управления. Таким образом, сам штабной
аппарат имеет линейную организацию
и обычную цепь команд внутри себя.
Естественно, менеджеры в аппаратной
иерархии обладают линейными полномочиями
по отношению к своим подчиненным,
независимо от характера полномочий
аппарата по отношению к организации
в целом.
2.4 Эффективная организация распределения
полномочий
Руководство,
чтобы организация могла
Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате этого цепь команд играют ключевую роль в процессе координации деятельности организации. Прежде всего, линейные полномочия «персонализируют» и упрощают взаимоотношения подчиненных и начальников. Получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи и отвечает перед делегирующим за их удовлетворительное выполнение. Если подчиненный сталкивается с проблемами, то он точно знает, к кому следует обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить решение, то эта проблема передается по цепи команд наверх упорядоченным образом.