Принцип делегирования полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. должны быть назначены руководители (менеджеры/управленцы) и определён круг их обязанностей и ответственности. Фактически, суперкрупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………...........2
1 Роль менеджера и уровни управления в организации…………........3
2 Принцип делегирования полномочий…………………………………6
2.1 Понятие делегирования и его значение……………………………..6
2.2 Ответственность в контексте делегирования……………..…………8
2.3 Организационные полномочия……………………………...............9
2.4 Эффективная организация распределения полномочий…………..14
Заключение…………………………………………………..…………….20
Список литературы…………………………………………..…………...22

Работа состоит из  1 файл

Планирование крьеры коптрольная.docx

— 43.92 Кб (Скачать документ)

     Конечно, координация не является обязательным результатом определения линейных отношений. Длина цепи команд и обязанности, распределенные между различными должностями  в ней, должны соответствовать конкретной ситуации.

     Принцип единоначалия и необходимость ограничения  нормы управляемости - это понятия, которые относятся к координации  и линейным полномочиям.

     Согласно  Клоду Джорджу-младшему, концепция  формальной цепи команд была применена  евреями еще в 1491 г. до н.э. Руководители уже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд отношения между подчиненным и начальником должны быть ясными и простыми. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника. По словам профессоров Кунца и О'Доннела: «Чем более полным будет официальное отношение между индивидом и его единственным начальником, тем меньше возможность возникновения конфликта и тем больше чувство личной ответственности за результаты». Это убеждение называется в настоящее время принципом единоначалия.

     В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга  по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма.

     Ограничение нормы управляемости. Норма управляемости - количество работников, которые непосредственно  подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования  линейных полномочий. Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять  решение о том, чтобы каждый сотрудник  отчитывался непосредственно перед  ним. Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих  руководителей, у него существует сильный  стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.

     Тяжелым путем пришло неисчислимое количество руководителей к пониманию того, что слишком большая норма  управляемости может вызвать  сложные проблемы. Ясно, что если не удерживать нормы управляемости  на достаточно низком уровне, руководство  будет не в состоянии не только выполнять обязанности по координированию, но и контролировать деятельность, повышать квалификацию и мотивацию  подчиненных.

     Ожидания  и обязательства, создаваемые делегированием, могут стать мощной силой для  обеспечения гармонии и единства цели. Однако, если руководство не будет предпринимать согласованных усилий по учету качеств личности и потребностей получателей полномочий, могут возникнуть большие проблемы и для руководителя, и для получателя полномочий.

     Делегирование требует эффективных коммуникации. У руководителей есть обязанности, которые должны выполняться подчиненными. Для их надлежащего выполнения подчиненные должны точно понимать, чего хочет руководитель.

     Делегирование связано также с мотивацией, влиянием и лидерством. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи. Как во всех процессах обмена информацией и  оказания влияния, обе стороны имеют  существенное значение для достижения успеха. Учитывая это есть ряд причин, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные - уклоняться от дополнительной ответственности, что создаёт препятствия к эффективному делегированию.

     Пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия:

1. Заблуждение  «Я это сделаю лучше». Общие  выгоды могут быть больше, если  руководитель сконцентрирует усилия  на планировании и контроле  и осознанно позволит подчиненному  выполнять менее важные обязанности  с несколько меньшим качеством.  Если же руководитель не будет  разрешать подчиненным выполнять  новые задания с дополнительными  полномочиями, то они не будут  повышать свою квалификацию.

2. Отсутствие  способности руководить. Будучи  не в состоянии охватить долгосрочную  перспективу в череде работ,  они не могут полностью осознать  значение распределения работы  между подчиненными.

3. Отсутствие  доверия к подчиненным. Если  руководители действуют так, как  будто не доверяют подчиненным,  то подчиненные на самом деле  будут работать соответствующим  образом. Они потеряют инициативность  и почувствуют необходимость  часто спрашивать, правильно ли  выполняют работу.

4. Боязнь  риска. Поскольку руководители  отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может  породить проблемы, за которые  им придется отвечать.

5. Отсутствие  выборочного контроля для предупреждения  руководства о возможной опасности.  Параллельно делегированию дополнительных  полномочий, руководство должно  создать эффективные механизмы  контроля для получения информации  о результатах работы подчиненных.  Обратная связь для получения  информации от этих механизмов  контроля помогает направлять  подчиненного на достижение целей.  Она также дает руководителю гарантию того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьётся в катастрофу. Если механизмы контроля неэффективны, у руководства будут основательные причины для беспокойства относительно делегирования дополнительных полномочий подчиненным.

     Избежание ответственности и блокирование процесса делегирования подчинёнными имеет шесть основных причин:

1. Подчиненный  считает удобнее спросить босса,  что делать, чем самому решить  проблему.

2. Подчиненный  боится критики за совершенные  ошибки. Поскольку большая ответственность  увеличивает возможность совершения  ошибки, подчиненный уклоняется  от нее.

3. У  подчиненного отсутствуют информация  и ресурсы, необходимые для  успешного выполнения задания.

4. У  подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или  же он считает, что это так  на самом деле.

5. У  подчиненного отсутствует уверенность  в себе.

6. Подчиненному  не предлагается каких-либо положительных  стимулов дополнительной ответственности.

                               Преодоление препятствий:

     Факт, что делегирование часто оказывается  безрезультатным, даже при всеобщем признании его важности, является ярким свидетельством того, как трудно преодолеть имеющиеся препятствия. Опасение за свое положение, боязнь риска, отсутствие уверенности в себе, неспособность доверить другому выполнение задания, за которое несешь ответственность, - вот главные примеры.

     Подчиненный может сделать относительно мало для того, чтобы устранить психологические барьеры для делегирования, имеющиеся у начальника. Даже постоянная прекрасная работа может игнорироваться чрезмерно беспокойным боссом Руководитель, который не может научиться эффективно делегировать полномочия, ставит предел для собственной карьеры!. Однако существует многое, что руководители могут сделать для улучшения своей работы и устранения причин отказа от дополнительной ответственности.

     Менеджеры могут создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить  себя при делегировании больших  полномочий подчиненным. Они могут  также определить свои проблемы и  повысить квалификацию в области  лидерства и оказания влияния. Кроме  того, большую часть неуверенности  подчиненных можно устранить, оказывая им больше доверия. Не следует во весь голос критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в  работе.

     Может быть, самыми важными путями к обеспечению  эффективного делегирования будут  четкий обмен информацией, принцип  соответствия и положительные стимулы. Когда подчиненный не выполняет  свои задачи так, как требует руководство, причиной может быть неправильная передача информации. В спешке руководители могут бегло изложить, что хотят. Подчиненный может не решиться задать вопросы из-за боязни выглядеть глупым. Или подчиненный тоже торопится  приняться за работу. Вследствие этого  обе стороны могут думать, что  понимают, каково было задание и  каков должен быть результат. Позднее  работа оказывается сделанной неправильно  и обе стороны разочарованы. Понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий имеет  существенное значение для эффективного делегирования.

     Чтобы делегирование было действенным, необходимо соответствие между полномочиями и  ответственностью; то есть, руководство  должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность (принцип соответствия). Как следствие, работник может принимать  ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий.

     К сожалению, на практике принцип соответствия часто нарушается. Если вы оказались  в ситуации, когда на вас возложена  ответственность за задания, которые  нельзя выполнить удовлетворительно  из-за отсутствия достаточных полномочий, необходимо по возможности быстрее  поставить в известность своего начальника и попросить провести совещание для решения этой проблемы.

     Большая ответственность означает больше работы и больше риска для лица, принимающего ее. Многие не находят привлекательными эти дополнительные обязанности. Средний  человек ожидает, достаточно обоснованно, какого-то вознаграждения. Но, к сожалению, во многих организациях четко выраженное желание расширить ответственность  подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие этого бремени. Недавние исследования выявили доказательства того, что работники имеют меньшую мотивацию к работе, если считают, что дают организации больше, чем получают от нее. Вследствие этого, отсутствие положительных стимулов к принятию дополнительной ответственности может заблокировать разумные попытки распределить полномочия.

     Эти вознаграждения могут выступать  почти в любой форме. Дополнительная оплата, карьерный рост, необычное звание, благодарность, особый статус и более комфортабельные условия работы - все это доказало свою эффективность. Необходимость применения вознаграждений обоснована тем, что подчиненный видит четкую связь между принятием дополнительной ответственности и удовлетворением личных потребностей. Так же важно для высшего руководства создать систему стимулирования самих менеджеров за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составляющие ее задачи. Более крупные  организации осуществляют такое  разделение, создавая отделы или подразделения, которые далее подразделяются на более мелкие единицы. Управление необходимо для координирования всех задач  организации.

     Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь  цели организации через других людей. Все руководители выполняют эти  функции и играют несколько других ролей, таких как обработчика  информации, лидера, лица, принимающего решения.

     Более крупные организации имеют такой  объем управленческой работы, что  им необходимо вертикальное разделение труда. Создание уровней управления используются для дифференциации и  координации управленческой работы. Традиционно выделяются три уровня управления:

- менеджеры низового звена (младшие начальники) наблюдают за процессом осуществления производства работниками, которые не управляют, а имеют дело непосредственно с ресурсами;

- руководители среднего звена являются буфером между руководителями низового и высшего звеньев. Их работа значительно варьируется от организации к организации;

- управленцы высшего звена отвечают за организацию в целом или за крупный сегмент данной организации.

     Делегирование представляет собой передачу задач  и полномочий получателю, который  принимает на себя ответственность  за них. Ответственность и обязательство  выполнять задачи и отвечать перед  начальником за их успешное завершение не могут быть делегированы.

Информация о работе Принцип делегирования полномочий