Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:28, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является анализ типов организационных структур и их характеристика, принципы и правила построения организационных структур управления, которые применяются на практике для выбора наиболее оптимально эффективного построения организационных структур.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть типы организационных структур и их характеристику;
2. Рассмотреть их достоинства и недостатки;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Типы организационных структур и их характеристика. Механические организационные структуры………………………………………………6
1.2 Адаптивные организационные структуры……………………………..18
1.3 Принципы и правила построения организационных структур управления………………………………………………………………...24
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОOО «ЭнергоТехПроект»………………………………………………………………28
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «ЭнергоТехПроект»………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…….41
Еще одна важнейшая характеристика матричной структуры – временность нахождения работника в проектной группе. Каждый проект имеет время начала и окончания, свою длительность. И востребованность тех или иных сотрудников в связи с этим непостоянна.
На рис. 2.1. показан только один из критериев структурирования – продуктовый. Но временные команды могут создаваться и по другим основаниям: региональному или клиентскому.
Распределение власти и полномочий в матричных структурах. В некоторых случаях проектные менеджеры имеют очень небольшие полномочия. По существу, они полагаются на функциональных менеджеров, а сами управляют главным образом с помощью убеждения или других, косвенных способов.
В иных случаях
проектные менеджеры могут
В реальности между
этими двумя крайними вариантами
встречаются различные
Преимущества матричных структур:
Недостатки матричной структуры:
Подытоживая вопрос о преимуществах и недостатках, можно выделить основные условия эффективности матричных структур:
Проектные организационные структуры.
Проектная структура – это немного упрощенная разновидность матричной, хотя, по сути, она является её предшественницей.
Проектные структуры используются для эффективного управления крупномасштабными проектами ограниченной длительности. Иными словами, это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи.
Проектная структура обычно существует в двух вариантах:
Примеры: консалтинговые
агентства, имиджевые и PR фирмы и
т.п. сотрудники таких организаций не имеют
постоянных должностей, они именуются
чаще всего «экспертами» или «консультантами».
При создании группы кто-то назначается
руководителем, а внутри идет функциональное
распределение. Менеджер проекта – не
постоянная фигура, он меняется в зависимости
от содержания проекта.
Рис. 1.6.
Схема проектной организационной
структуры (вариант
1).
Здесь есть функциональный
руководитель: в приведенной схеме
заместитель директора по науке
– это постоянная должность человека
в организации. Внутри же этой сферы
разделение людей происходит по проектному
принципу в зависимости от конкретных
задач. Специалисты же функциональных
подразделений либо временно присоединяются
к проектным группам, либо на постоянной
основе оказывают им консультационно-экспертную
поддержку.
Рис.
1.7. Схема проектной
организационной структуры (вариант 2).
Преимущества проектных структур:
Вместе с тем проектные структуры обладают некоторыми специфичными недостатками, ограничивающими их использование:
1.5.
Принципы и правила
построения организационных
структур управления.
Существуют определенные принципы построения организационных структур, следование которым позволит создать оптимальную структуру для данной организации. Рассмотрим их подробнее:
1. Соответствие структуры стратегии. Несмотря на очевидность этого принципа, в реальной практике так бывает не всегда. Можно привести примеры, когда сначала вводят должность или подразделение, а потом под него начинают придумывать обязанности; когда открывают вакансии для «своих»;когда людей жалко увольнять и их куда-нибудь переводят или создают для них новые отделы. Обратный пример: компания решила пойти по пути стратегии расширения и резко расширить спектр предлагаемых услуг или выйти на рынок другого региона. Новые услуги надо продвигать, в новом регионе надо обеспечивать присутствие, а руководство, желая сэкономить, нагружает новыми задачами существующий отдел маркетинга или поручает дело имеющемуся отделу продаж.
Современная практика менеджмента выработала несколько относительно простых и последовательно выполнимых шага, позволяющих при необходимости привести организационную структуру в соответствие с изменившейся стратегии:
2.Соответствие структуры факторам внутренней и внешней среды. Во-первых, при планировании структуры надо рассчитывать, прежде всего, на уже имеющихся менеджеров: создание отделов в надежде быстрого нахождения кандидата со стороны очень рискованно. Важен так же уровень квалификации и профессионализма работников, сложившиеся связи и отношения. Хорошие менеджеры при построении организационной структуры управления всегда должны учитывать особенности тех работников, которые будут возглавлять то или иное подразделение или работать в нем.
Сильно влияют на структурирование также факторы внешней среды, такие как уровень культуры и ценностные ориентации, традиции и нормы.
Этот принцип означает, что простое копирование структур управления без учета данных факторов бессмысленно и даже вредно.
3. Соответствие структуры технологии. Еще в конце 1950-х годов английская исследовательница Джоан Вудворд провела детальное исследование вопросов организационных технологий, их классификация и соотношения с различными организационными характеристиками. В основе классификаций – степень технической сложности производственных процессов и участия людей в них. Эти показатели находятся в обратной зависимости, т.е. чем выше механизация. тем ниже степень участия людей.
Дж. Вудворд выделила три типа технологий:
Мелкосерийная технология отличается относительно небольшой технической сложностью и относительно высокой степени участия людей.
Непрерывная –
наоборот. Согласно Дж.Вудворд, тип
технологии влияет на большинство структурных
характеристик и подсистем
Соотношение типовых технологий (по Дж. Вудворд) и организационных характеристик. (табл. 3.1.)
Организационные характеристики | Типы технологии | ||
мелкосерийная | массовая | непрерывная | |
Количество уроней иерархии | 3 | 4 | 6 |
Норма контроля руководителейнизшего звена | 23 | 48 | 15 |
Отношение производственные паботники / непроизводственные | |||
Число руководителей по отношению к общему числу работников | Малое | Среднее | Высокое |
Прфессионализм | Высокий | Низкий | Высокий |
Формализация (стандартизация) | Низкая | Высокая | Низкая |
Централизация | Низкая | Высокая | Низкая |
Из этих
соотношений следует вывод о
том, что использование
4 .Адекватность координационных механизмов. Выбор нужного и соответствующего ситуации и условиям деятельности механизма координации – задача, неправильное решение которой может привести к существенным сбоям в функционировании любой организационной структуры. Канадский ученый Генри Минцберг, чей подход стал общепризнанным и широко применяемым в реальной практике, выделял следующие координации:
Информация о работе Принципы постоения организационной структуры управления