Принципы построения системы управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 23:31, контрольная работа

Описание

Основу для построения эффективной системы управления должна дать работа по управлению персоналом, значение которой в последнее время возрастает. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие понятия
Глава 2. Принципы построения системы управления фирмой
2.1. Структура элементов системы управления фирмой
2.2. Понятие и принципы построения управленческих структур фирм
2.2.1. Требования к организационной структуре
2.3. Характеристика основных структур управления
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ТО.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Кафедра экономики и организации  производства 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу: 

СТРАТЕГИческий  менеджмент 

«Принципы построения системы  управления фирмой» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы ЗЭПТс-3-08 (68-08)

Фахрутдинова  Г.И.

 ____________

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 

Введение

Глава 1. Общие понятия

Глава 2. Принципы построения системы управления фирмой

2.1. Структура  элементов системы управления  фирмой

2.2. Понятие  и принципы построения управленческих структур фирм

2.2.1. Требования  к организационной структуре 

2.3. Характеристика  основных структур управления 

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

     Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

     Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.

     Система управления  фирмой тесно связанна с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы  протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

     Основу  для построения эффективной системы  управления должна дать работа по управлению персоналом, значение которой в последнее  время  возрастает. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие понятия 

     Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (см. рис. 1). 

     Рис. 1. Схема функционирования системы.

         

     Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.

     Система управления:

– механизм такого воздействия;

– совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении (см. рис.2). 
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Схема системы с механизмом управления.

       

     При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

  1. Выход основной системы.
  2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.
  3. Канал обратной связи.
  4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (см. рис. 3).

     Рис. 3. Схема системы управления организации. 

       

     Очевидно, что именно система управления организации  имеет возможность адекватно  реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.

     Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно- технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает.

     Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma –  подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная  структура бизнеса, предпринимательская  единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.

     Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Принципы построения системы управления фирмой

2.1. Структура элементов системы управления фирмой

     Система управления любой фирмой является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например). Создание системы управления включает формирование организационной структуры и ее обеспечение.

     Система фирмы может быть организована в различных конфигурациях. Это зависит от знаний и умений того, кто ее формирует, от его мировоззренческой позиции, от способности различать процессы, объекты, явления в различных ситуациях. На производстве системы формируют руководители.

     Любая система управления — это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.

     Управление  организациями реализуется в  рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).

     Функции управления деятельностью предприятия  реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

     В настоящее время в составе  системы управления фирмой выделяют следующие подсистемы:

  1. структура управления;
  2. техника управления.
  3. функции управления.
  4. методология управления (см. рис. 4).
 

     Рис. 4. Структура элементов системы  управления фирмой 

      Система управления

         

    Методология управления     Процесс  управления   Структура управления   Техника управления
     

    Цели, задачи 

    Законы и принципы 

    Методы и функции 

    Технология и  практика управления

       
     
     
    Коммуникации 

    Схема процесса 

    Разработка и  реализация решений 

    Информационное  обеспечение

     
     
     
    Функциональные  структуры 

    Схемы организационных  отношений 

    Организационные структуры 

    Профессионализм персонала

     
     
     
    Система документооборота 

    Информационные  каналы 

    Компьютерная  и оргтехника, офисная мебель

 

     При этом, систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как  некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

     Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

     - функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

     -  компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота.

     Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

     Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему  коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

     Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

Информация о работе Принципы построения системы управления фирмой