Принципы построения системы управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 23:31, контрольная работа

Описание

Основу для построения эффективной системы управления должна дать работа по управлению персоналом, значение которой в последнее время возрастает. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие понятия
Глава 2. Принципы построения системы управления фирмой
2.1. Структура элементов системы управления фирмой
2.2. Понятие и принципы построения управленческих структур фирм
2.2.1. Требования к организационной структуре
2.3. Характеристика основных структур управления
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ТО.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение  структуры в виде кольца, звезды и колеса (рис. 1.2 а, б, в).

       
 
 
 
 

     Рис. 1.2. Варианты структур:

     а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель; И - исполнитель 

     В настоящее время такая структура  используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

     2. Функциональная структура (рис. 1.3) сложилась как неизбежный результат  усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления (финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями и др.), формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

     Административные  связи функциональных начальников  с исполнителями И1 - И4 такие же, как и для исполнителя И5 (они  не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).  

     

     Рис. 1.3. Функциональная структура управления 

     В этой структуре нарушен принцип  единоначалия и затруднена координация, но обеспечивается высокая степень профессиональной проработки решений. В условиях функционального управления у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.

     Традиционные  функциональные блоки предприятия  — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

     3. Линейно-функциональная структура  – ступенчато-иерархическая. В  этом случае линейные руководители  являются единоначальниками, а  им оказывают помощь функциональные подразделения (рис.1.4).

     По  сути, линейно-функциональная структура  в значительной степени отражает штатное расписание организации. В линейно-функциональных структурах основные производственные звенья (линейные) имеют только функции организации, линейные руководители получают право единолично управлять производственно-хозяйственной деятельностью и несут полную ответственность за полученные результаты. Специализированные функциональные подразделения (такие, как отдел маркетинга, плановый, финансовый отделы, отдел кадров, НИОКР) оказывают квалифицированную помощь линейным руководителям.  
 

       
 
 
 
 
 
 

     Д- директор; ФН - функциональные начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП – основные производственные подразделения 
Рис. 1.4. Линейно-функциональная структура управления 

     4. Ключевыми фигурами в управлении  организациями с дивизиональной структурой (рис. 1.5) становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация), по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде.

     5. Программно-целевая структура управления  предусматривает создание специальных  органов управления краткосрочными  и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

     6. Продуктовая структура управления  является одним из вариантов  программно-целевой структуры. Она  предусматривает возложение на  руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ.

     

     Рис. 1.5 Дивизиональная структура управления. 

     Этот  руководитель наделяется всеми правами  распоряжения в части производственной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

     Органическая структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник, как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности.

     Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.

     Необходимо  отметить, что органический тип структуры  управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособится к динамично меняющейся среде.

     Разновидностями структур этого типа являются:

     1. Матричная структура управления (Рис. 1.6) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

        
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. 6 Матричная структура управления 

     2. Проектная структура управления  формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.

     3. Функционально-объектная структура  управления предусматривает выделение  в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты являются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.

     4. Основу бригадной структуры управления  составляет групповая форма организации  труда и производства, давно известная  и во всем мире, и в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В развитой рыночной экономике фирмы  многообразны, они занимаются производством  товаров, их реализацией, оказанием  самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно- исследовательских. Фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, осуществляемая на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

     Важнейшим фактором успеха любой фирмы является грамотно построенная организационная структура системы управления, способствующая организационной эффективности и достижению поставленных целей. Отсутствие организационной структуры управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству и фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.

     Руководители  уделяют большое внимание принципам  и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным  структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.

     В ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием организационных  структур управления, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы 

  1. Акбердин  Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических  взаимоотношений управленческих подразделений  предприятий при формах хозяйствования»// Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993
  2. Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл. «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000 г.
  3. Под редакцией Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. «Менеджмент организации»// Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1995
  4. Смирнов Э.А. «Основы Теории организации» // ЮНИТИ, 1998
  5. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №5.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 1995г.
  7. Веснин В.Р. Основы менеджмента – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 1999г.
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента – М., 1992г.

Информация о работе Принципы построения системы управления фирмой