Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа
Управление персоналом организации — целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
1. Персонал………………………………………………………………………….5
2. Основные положения…………………………………………………………….6
3. Принципы и структура управления персоналом ……………………………..8
3.1. Общие принципы работы с персоналом……………………………….…..8
3.2. Принципы организации работы с персоналом……………………………...11
4. Принципы руководства персоналом……………………………………………13
4.1. Основные подходы………………………………………………………….13
4.2. Модели управления персоналом…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………....22
Список литературы………………………………………………………………..23
14
сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей.
Признание
приоритетности развития личности, обеспечивающее
использование человеческого
В управлении персоналом можно выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и организационных теорий.
Первый
подход связан с формированием человеческого
капитала. (Если трудовой потенциал
человека определяет возможности его
участия в экономической
Данная стратегия имеет свои положительные и отрицательные моменты. В условиях высококонкурентных внешних рынков труда фирме выгоднее (во избежание риска потерять работника) устанавливать работнику высокую заработную плату за дополнительную квалификацию. В данном случае фирма оплачивает работнику новые навыки, позволяющие приобретать и накапливать опыт. Таким образом, для работника опыт - это подарок от фирмы за снижение текучести кадров, ибо издержки на опыт - это дополнительное обучение.
Второй подход связан с использованием в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.
15
Нужно
при этом учитывать, что привлечение
рабочей силы внешнего рынка связано
с определенными ограничениями.
Так, необходимы определенные затраты
на подбор кадров, существуют определенные
препятствия в результате деятельности
профсоюзных ассоциаций, конъюнктура
рынка может снизить
В результате
этого организации становится выгоднее
развивать рабочую силу на основе
создаваемых ею самой правил. Внимание
уделяется удержанию
Третий
подход опирается на концепцию преданности
организации, что приводит к созданию
поведенческой модели организации.
В данном случае степень вовлечения
сотрудников в ее деятельность такова,
что они идентифицируются с фирмой.
Экономические отношения между
работником и работодателем подкрепляются
контрактами между сотрудниками
и организацией, в которых определяется
заработная плата, другие экономические
параметры, устанавливающие
Такое
сочетание экономических и
При данном подходе важным фактором, оказывающим влияние на организацию управления персоналом, является то, на каком исполнении команд делается акцент: на групповом или на индивидуальном.
Система человеческих ресурсов, направленная на групповое исполнение, будет учитывать в процессе отбора социальную совместимость. Она также
16
будет использовать сориентированную на группу систему оценки и предоставлять поощрения, приемлемые для группы как единого целого.
Американские предприниматели тяготеют в основном к индивидуальному подходу, в то время как японские отдают предпочтение концепции команды.
4.2.МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
Сочетание трех рассмотренных подходов позволяет сформировать две модели управления персоналом (Табл.3).
Табл.3 – Модели управления персоналом
|
17
Как видно из табл. 3, в модели управления типа А организация приспосабливается к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В модели управления типа Б важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы.
Эти два типа моделей управления персоналом обусловливают две структуры управления: "рынок труда" и "человеческий капитал" (см. табл. 4, 5).
Табл. 4- Модель "Рынок труда"
|
18
Табл.5- Модель "Человеческий капитал"
|
Из табл.4 видно, что менеджеры располагают двумя главными инструментами приспособления к внешним условиям:
1) политикой
управления трудом, которая сводится
к уточнению численности
2) приспособлением технологии, что требует изменения знаний, применяемых в трудовом процессе, влекущего за собой замещение людей машинами (автоматизация, роботизация и т.д.).
Преимущественное использование модели "рынок труда" в американской экономике было связано, в частности, с историческими особенностями развития страны, Так, политика неограниченной иммиграции и высокой
19
безработицы
приводила к открытой политике фирмы.
Процедуры подбора кадров не были
сложны, так как рабочий мог
быть элементарно уволен или перемещен
в зависимости от внешних экономических
обстоятельств. Уровень образованности
персонала был таким, что его
ожидания были экономическими, а не
социальными. В этих условиях данная
модель позволяла управлять персоналом
с помощью таких категорий, как
"заработная плата" и "условия
труда". Мотивационным и социальным
факторам внимания почти не уделялось.
Успех организации в
Использование модели "человеческий капитал" исходит из следующих особенностей:
работник
- самый дорогой ресурс, более
ценный, чем дорогостоящее
заработная плата работника зависит от его производительности, роста объемов производства продукции и прибыльности организации;
участие работников в управлении организацией.
Идея демократизации отношений на производстве исходила из всех социальных групп - рабочих и служащих. Уровень профессиональной квалификации, социального образования и общей культуры современного рабочего создает у него потребность участвовать в процессе принятия решений.
Термин "промышленная демократия" появился впервые с выходом в 1897 г. книги В. и С. Уэбб под таким же названием. Он используется и сейчас, характеризуя совокупность факторов, способствовавших развитию системы участия работников в управлении организациями.