Принципы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Управление персоналом организации — целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
1. Персонал………………………………………………………………………….5
2. Основные положения…………………………………………………………….6
3. Принципы и структура управления персоналом ……………………………..8
3.1. Общие принципы работы с персоналом……………………………….…..8
3.2. Принципы организации работы с персоналом……………………………...11
4. Принципы руководства персоналом……………………………………………13
4.1. Основные подходы………………………………………………………….13
4.2. Модели управления персоналом…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………....22
Список литературы………………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.docx

— 93.43 Кб (Скачать документ)

14

сотрудничества  персонала и администрации для  достижения намеченных целей.

Признание приоритетности развития личности, обеспечивающее использование человеческого ресурса  в сбалансированных интересах организации  и работника, - исходный принцип управления персоналом. Путь реализации этого  принципа - изменение взгляда на организацию лишь как на потребителя  рабочей силы. В условиях перехода к рынку в организациях объективно создается внутренний рынок труда, субъектами которого являются все наемные  работники и представители администрации-работодателя. При этом обеспечивается равноправие  между наемным работником и собственником, между руководителем и исполнителем.

В управлении персоналом можно выделить три взаимосвязанных  подхода, вытекающих из экономических  и организационных теорий.

Первый  подход связан с формированием человеческого  капитала. (Если трудовой потенциал  человека определяет возможности его  участия в экономической деятельности, то понятие человеческого капитала отражает качества, которые могут  стать источниками доходов для  человека, предприятия и государства.) Он основан на стремлении организации  развивать свой собственный трудовой потенциал, а не набирать людей со стороны. Этот подход является вариацией  философии "создать или купить": одни компании считают более экономичным  покупать, чем производить комплектующие  компоненты для своего изделия, другие компании предпочитают купить готовый  талант на стороне, чем вложить деньги в его подготовку и развитие у  себя. Но при этом обучение персонала  должно обеспечить более высокую  производительность труда. Однако необходимо устранить вероятность того, что  обученный человек будет искать работу за пределами организации (фирмы). Стратегия управления в данном вопросе  предусматривает, что если человек  обучен данной фирмой, то его карьера  должна быть связана именно с ней.

Данная  стратегия имеет свои положительные  и отрицательные моменты. В условиях высококонкурентных внешних рынков труда фирме выгоднее (во избежание  риска потерять работника) устанавливать  работнику высокую заработную плату  за дополнительную квалификацию. В  данном случае фирма оплачивает работнику  новые навыки, позволяющие приобретать  и накапливать опыт. Таким образом, для работника опыт - это подарок  от фирмы за снижение текучести кадров, ибо издержки на опыт - это дополнительное обучение.

Второй  подход связан с использованием в  управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем  рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.

15

Нужно при этом учитывать, что привлечение  рабочей силы внешнего рынка связано  с определенными ограничениями. Так, необходимы определенные затраты  на подбор кадров, существуют определенные препятствия в результате деятельности профсоюзных ассоциаций, конъюнктура  рынка может снизить предложение  квалифицированной рабочей силы, требующейся для данной организации. В этих условиях использование внешнего трудового рынка увеличивает  издержки, связанные с наймом работников.

В результате этого организации становится выгоднее развивать рабочую силу на основе создаваемых ею самой правил. Внимание уделяется удержанию квалифицированных  и опытных работников при высоких  требованиях к каждому рабочему месту. Текучесть кадров и их отсутствие на рабочих местах рассматриваются  как дорогостоящие последствия  использования внешнего рынка труда.

Третий  подход опирается на концепцию преданности  организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации. В данном случае степень вовлечения сотрудников в ее деятельность такова, что они идентифицируются с фирмой. Экономические отношения между  работником и работодателем подкрепляются  контрактами между сотрудниками и организацией, в которых определяется заработная плата, другие экономические  параметры, устанавливающие ответственность  и ограничивающие злоупотребление  властью. Но при этом включаются психологические  факторы, например добросовестность работника, определенность задания и его  зависимость от исполнения, личные ценности и ценности фирмы, индивидуальные и групповые отношения и т. д.

Такое сочетание экономических и психологических  параметров имеет целью включить в обязанности работника ответственность  за результаты исполнения в обстановке высокого к нему доверия. Если управленческая философия компании заключается  в "добросовестном ежедневном труде  за определенную дневную плату", ее "психологический контракт" с работниками будет характеризоваться  наличием большого количества "синих  воротничков". Если ее философия  заключается в обеспечении значимого  и вознаграждаемого труда, она будет  больше инвестировать в развитие рабочих. Система управления персоналом "сверху вниз" централизует решения  по отбору, оценке, поощрению и развитию; система управления "снизу вверх" распределяет решения по всем уровням.

    При данном подходе важным фактором, оказывающим  влияние на организацию управления персоналом, является то, на каком исполнении команд делается акцент: на групповом  или на индивидуальном.

    Система человеческих ресурсов, направленная на групповое исполнение, будет учитывать  в процессе отбора социальную совместимость. Она также 

 

    16

    будет использовать сориентированную на группу систему оценки и предоставлять  поощрения, приемлемые для группы как  единого целого.

    Американские  предприниматели тяготеют в основном к индивидуальному подходу, в  то время как японские отдают предпочтение концепции команды.

 
 

    4.2.МОДЕЛИ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

 

    Сочетание трех рассмотренных подходов позволяет  сформировать две модели управления персоналом (Табл.3).

    Табл.3 – Модели управления персоналом

    Подход к  управлению человеческими ресурсами
    Модель управления
    Тип А
    Тип Б
    Подход "человеческий капитал"
    Малые вложения в обучение

    Обучение конкретным навыкам, формализованная оценка

    Крупные вложения в обучение

    Общее обучение

    Неоформализованная  оценка

    Подход "рынок  труда"
    На первом месте  внешние факторы

    Краткосрочный найм

    Специализированная  лестница продвижения

    На первом месте  внутренние факторы

    Долгосрочный  найм

    Неспециализированная  лестница продвижения

    Подход "преданность организации"
    Прямые контракты  по найму

    Внешние стимулы

    Индивидуальные  рабочие задания

    Подразумеваемые контракты

    Внутренние  стимулы

    Групповая ориентация в работе

    Неспециализированная  лестница продвижения

    17

    Как видно из табл. 3, в модели управления типа А организация приспосабливается к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В модели управления типа Б важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы.

    Эти два типа моделей управления персоналом обусловливают две структуры  управления: "рынок труда" и "человеческий капитал" (см. табл. 4, 5).

    Табл. 4- Модель "Рынок труда"

    Требования  среды
    Социальные  последствия
Внешние
    Внутренние
Общая характеристика Средства управления
    Восприимчивость к технологии
Рыночные  тенденции

Социальные ценности

Деловой цикл

Свободный вход

Легкость входа  и выхода

Гибкость издержек на труд

Найм

Штрафы работников

Гибкость под  влиянием рыночных ставок зарплаты

Низкий уровень  обучения

Упор на управление в приложении знаний

Возможность стратегии  замены рабочей силы

Конфликт между  рабочими и технологиями

Высокий оборот рабочей силы

Многочисленные  опоздания

Низкая удовлетворенность  трудом

Привязанность работников

Низкая склонность к технологическим переменам

Слабое вознаграждение за освоение новых навыков Высокая стоимость инноваций

 
 
 

      18

    Табл.5- Модель "Человеческий капитал"

    Требования  среды
    Социальные  последствия
Внешние
    Внутренние
Общая характеристика Средства управления Восприимчивость к технологии
Рыночные  тенденции

Социальные ценности

Закрытый вход- выход

Высокие постоянные издержки на труд

Тщательный  отсев

Высокая квалификация рабочих

Ограниченная  мобильность труда

Ограниченность  конфликтов между руководителями и  рабочими

Упор на обучение новым профессиям

Принятие решений  снизу вверх

Премирование  за ускорение перемен

Низкий оборот рабочей силы

Слабая отчужденность  от деятельности фирмы в целом

Высокая преданность  работников

Низкая стоимость  инноваций

Высокая добросовестность в работе

    Из  табл.4 видно, что менеджеры располагают двумя главными инструментами приспособления к внешним условиям: 

    1) политикой  управления трудом, которая сводится  к уточнению численности рабочей  силы и ее состава (включая  дополнительный найм, увольнение); 

    2) приспособлением  технологии, что требует изменения  знаний, применяемых в трудовом  процессе, влекущего за собой  замещение людей машинами (автоматизация,  роботизация и т.д.).

    Преимущественное  использование модели "рынок труда" в американской экономике было связано, в частности, с историческими  особенностями развития страны, Так, политика неограниченной иммиграции и  высокой 

 
 

    19

    безработицы приводила к открытой политике фирмы. Процедуры подбора кадров не были сложны, так как рабочий мог  быть элементарно уволен или перемещен  в зависимости от внешних экономических  обстоятельств. Уровень образованности персонала был таким, что его  ожидания были экономическими, а не социальными. В этих условиях данная модель позволяла управлять персоналом с помощью таких категорий, как "заработная плата" и "условия  труда". Мотивационным и социальным факторам внимания почти не уделялось. Успех организации в конкурентной борьбе зависел от решений руководства  и не зависел от качественного  подбора персонала.

    Использование модели "человеческий капитал" исходит  из следующих особенностей:

    работник - самый дорогой ресурс, более  ценный, чем дорогостоящее оборудование. Управление этим ресурсом связано с  постоянным движением рабочей силы путем непрерывного обучения и должностной  ротации;

    заработная  плата работника зависит от его  производительности, роста объемов  производства продукции и прибыльности организации;

    участие работников в управлении организацией.

    Идея  демократизации отношений на производстве исходила из всех социальных групп - рабочих  и служащих. Уровень профессиональной квалификации, социального образования  и общей культуры современного рабочего создает у него потребность участвовать  в процессе принятия решений.

    Термин "промышленная демократия" появился впервые с выходом в 1897 г. книги  В. и С. Уэбб под таким же названием. Он используется и сейчас, характеризуя совокупность факторов, способствовавших развитию системы участия работников в управлении организациями.

Информация о работе Принципы управления персоналом