Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, курсовая работа
В данной работе я намереваюсь рассмотреть важный инструмент внутрифирменного планирования - бизнес-план, основываясь на его привязке к проектному анализу, а точнее к инвестиционному анализу. Современные компании, функционируя в динамично развивающейся среде, нуждаются в достоверном планировании, которое бы отражало реальную ситуацию на рынке. Поэтому, в последние годы, такая важная функция управления как планирование, все больше и больше привлекает к себе внимания менеджеров с практической стороны и научных сотрудников, в данной области, с точки зрения публикаций и исследований.
Введение
Сущность Бизнес-плана
Национальная специфика проектного менеджмента
Смысл инвестиций и проектный анализ
Структура бизнес-плана и его основы
Оценка эффективности проекта
Заключение
Список используемой литературы
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Курсовая
работа
На тему
«Принятие
управленческих решений в условиях риска
и неопределенности»
\
Москва, 2007 год.
Бизнес
план как модель инвестиционного проекта
ПЛАН:
Введение
Сущность Бизнес-плана
Национальная специфика проектного менеджмента
Смысл инвестиций и проектный анализ
Структура бизнес-плана и его основы
Оценка эффективности проекта
Заключение
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе я намереваюсь рассмотреть важный инструмент внутрифирменного планирования - бизнес-план, основываясь на его привязке к проектному анализу, а точнее к инвестиционному анализу. Современные компании, функционируя в динамично развивающейся среде, нуждаются в достоверном планировании, которое бы отражало реальную ситуацию на рынке. Поэтому, в последние годы, такая важная функция управления как планирование, все больше и больше привлекает к себе внимания менеджеров с практической стороны и научных сотрудников, в данной области, с точки зрения публикаций и исследований. Существует много источников информации, где мы можем ознакомиться с основами планирования и в частности бизнес-планирования, как одного из видов оного в зависимости от направленности и характера решаемых задач. Признаюсь, данная курсовая работа писалась именно на основе этой информации, так как сложно сформировать знание, основываясь на собственных гипотезах.
Во втором пункте я бы хотел бы выделить основные различия между отечественным и западным бизнес-планированием и выделить национальные особенности проектного менеждмента. В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике потребовалось в корни менять не только представления о функционировании экономических субъектов, но и видоизменять институциональные основы и стандарты ведения бизнеса. Кто бы мог подумать еще каких-то двадцать лет назад в России, а точнее в СССР не знали такие слова как бизнес и тем более бизнес-планирование. Можно утверждать, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Но чем больше мы функционируем в рыночной среде, тем больше убеждаемся, что данная теория недооценивает степень различия данных понятий.
В самом общем виде бизнес-план можно разбить на два вида. Первый составляется для тех, кто может вложить деньги в ваш бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. В данном случае мы разрабатываем все с чистого листа и тщательно анализируем все плюсы и минусы на основе собранной информации, а также учитываем все, что должно быть указанно в бизнес-плане. Об этом подробнее в четвертом пункте данной работе. Второй план - для существующего предприятия. Этот план является более детальным и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль над деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия. А также это может быть связанно с выходом на новые рынки. Это не просто символ бюрократической системы управления, но и определенная проверка знаний и понимания менеджерами среды бизнеса, а также положения предприятия на рынке.
Все вышесказанное больше относит бизнес-план к функции планирования, но мне необходимо рассмотреть его с точки зрения инвестиционного проектирования. То есть, как бизнес-план становится отправной или исходной точкой для построения инвестиционного проекта. Очевидно, что инвестиционный проект является более широким понятием и требует более детального подхода. Его сложность заключается в комплексности последнего, хотя иногда трудно провести границу между бизнес-планом и инвестиционным проектом. Поэтому необходимо рассмотреть не только бизнес-план как модель инвестиционного проекта, но и определиться что такое проект и проектный анализ. Это фундамент, на котором будут строиться базовые знания о бизнес-планирование, а затем уже познание тонкостей этого нелегкого дела.
В
заключении я хочу освятить основные показатели
эффективности проектов принятые в процессе
накопления многолетнего опыта. Не смотря
на использование общепринятых в мировой
практике критериев, расчет их отечественными
специалистами зачастую проводится по
разным алгоритмам с использованием
различной структуры денежных потоков.
Наша цель рассмотреть типовые задачи,
а также определить в каких ситуациях
тот или иной показатель будет максимально
отражать реальность данного ИП. Это самая
важная часть ИП, так как требует не только
теоретических знаний, но и практических
навыков с применением математического
аппарата. Необходимо собрать статистическую
информацию об исследуемом рынке, чтобы
оценить основные тенденции развития,
как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периодах. Оценка эффективности ИП - это
самая важная часть бизнес-плана и всего
проекта в целом, к которой необходимо
подходить с особой тщательностью и осторожностью.
Лучше поставить крест на проекте пока
он изложен на бумаге, а не когда потрачены
деньги, время и силы. Поэтому чтобы минимизировать
риск от тех или иных инвестиционных программ
с течением времени планирование переродилось
в бизнес-планирование, а затем, чем дальше,
тем в более сложные формы трансформируется
эта сложная функция управления.
1. Сущность Бизнес-плана
Зачем предприятию нужно планировать свою деятельность? В каких случаях планирование является обязательным, когда - желательным, а когда - побочным элементом ведения бизнеса? Ответ на данные вопросы далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Объясняется это, прежде всего тем, что многие участники экономической деятельности имеют негативный опыт социалистического планирования, приводившего к чрезмерной зарегулированности предприятия.
Однако ставить знак равенства между планированием в “закрытой” экономике социализма и на открытом рынке, измерять бизнес-план аршином неконкурентной среды двадцатилетней давности преступно. Подобные неадекватные оценки необходимости финансового анализа деятельности предприятия могут иметь самые отрицательные последствия для вашего бизнеса.
Грамотный руководитель, оценивая необходимость новаций в своей компании, задается вопросом: какие новые возможности возникают у его фирмы и какой эффект эти возможности могут дать. Этот вопрос представляется интересным рассмотреть и с другой точки зрения: а что теряет компания, отказываясь от бизнес-планирования. Итак:
Что вы можете, имея бизнес-план
Ваш бизнес-план для вас
Для чего нужен бизнес-план на действующем предприятии? Объяснить это упрощенно можно, проведя следующую аналогию: отношение менеджера и его предприятия сродни отношениям врача и пациента. Медицинский работник по результатам внешнего осмотра и необходимых анализов ставит диагноз и назначает лечение, если оно необходимо. Точно так же грамотный финансист, экономист, управляющий - а в случае малого бизнеса эта троица зачастую объединена в лице руководителя - должен постоянно контролировать структуру своего предприятия в широком смысле этого слова, от фазы подготовки производства до момента сбыта продукции и поступления выручки на счет. Целью данной работы должны быть:
знание “слабых мест” бизнеса - тех основных параметров предприятия, выход которых за пределы критических значений угрожают “здоровью и жизни больного”, то есть успеху вашего бизнеса;
своевременное обнаружение “очагов заболевания” - отклонений действительных финансовых показателей от запланированных на указанный период времени;
верная “постановка диагноза” - выявления тех параметров предприятия, изменение которых привело к ухудшению финансовых показателей, и нахождение причин, вызвавших указанные изменения;
определение “курса лечения” - комплекса мероприятий, позволяющих исправить создавшееся положение;
оценка эффекта от проведения запланированных мероприятий и их корректировка.
Способы определения состояния здоровья пациента могут быть весьма различными. Но несомненно, что прослушивание грудной клетки стетоскопом и ощупывание живота больного не могут заменить комплексного обследования на компьютерном томографе. Точно так же детальный анализ финансового состояния предприятия немыслим в настоящее время без применения средств вычислительной техники, проще говоря, компьютера.
Ваш бизнес-план для инвестора
Мировой опыт однозначно показывает, что любые желаемые изменения в уже функционирующем бизнесе, как и создание любого нового бизнеса, начинается с формулирования идеи. Претворение этой идеи в жизнь, как правило, требует денежных вложений. Тем мостом, который соединяет идейный потенциал и энергию бизнесмена с финансовыми возможностями инвестора, выступает бизнес-план инвестиционного проекта.
В нашей стране сложилось так, что инвестиционное планирование, хотя бы отчасти соответствующее западным стандартам, появилось гораздо раньше, чем аналогичное текущее планирование деятельности предприятия. Это объясняется тем, что иностранный капитал на каком-то этапе не обладал возможностями по эффективному управлению действующими предприятиями, и вложения осуществлялись в основном во вновь создающиеся производства, малый, средний бизнес и венчурные проекты.
Инвестиционное планирование, особенно реализация инвестиционного проекта на действующем предприятии, на мой взгляд, является наиболее общим видом бизнес-планирования, и зачастую включает в себя все возможные вариации схем производства, сбыта и финансирования. Естественно, что составление бизнес-плана в этом случае требует особо тщательной проработки всех возникающих вариантов, комплексного анализа маркетинговой ситуации, чувствительности проекта по основным параметрам, последствий управленческих решений. Еще более существенным является то, что “судьей” вашей работы становитесь не вы сами, но сторонний инвестор, а это, как правило, профессионал высокого класса, от мнения которого впрямую зависит движение капитала, а значит и перспективы развития вашего бизнеса.
Грамотный бизнес-план во всех случаях полезен для предприятия. Неграмотно составленный или содержащий ошибки бизнес-план может принести компании прямые или косвенные убытки. Естественно, в подобных условиях некоторые руководители, из боязни совершить ошибку, и вовсе откажутся от введения бизнес-планирования на своем предприятии. Это, в сущности, право любого субъекта хозяйственной деятельности - не планировать. Надо только представлять, какова цена этого отказа.
Чего вы не можете, не имея бизнес-плана
Основное, чего вы лишаетесь, отказываясь от бизнес-планирования - возможность принимать управленческие решения, основываясь на реальном положении дел в вашем бизнесе. Профессиональный менеджер осуществляет свою деятельность, базируясь на постоянном анализе текущей финансовой ситуации, прогнозируя как перспективы развития рынка в целом и компании в частности, так и последствия принимаемых им решений. В отсутствие бизнес-плана модель чудесным образом трансформируется: руководитель должен на основании неясно чего предпринимать действия, приводящие к заранее неизвестным результатам. Таким образом, отказ от планирования неминуемо влечет за собой отказ от грамотного управления.
Наряду с оперативным руководством, другим рычагом воздействия на развитие компании является финансовый менеджмент. И здесь ситуация получается схожей: капитал, являющийся живительной силой бизнеса, при отсутствии должных навыков обращения с ним становится неуправляемым оружием, которое может обернуться против вас. Отказ от планирования финансовых потоков естественным образом приведет к тому, что ваша компания будет попеременно то страдать от жажды (нехватки средств), то тонуть (захлебываясь денежным потоком).
Не занимаясь бизнес-планированием, вы лишаете себя возможности на равных обсуждать с инвестором перспективность вложений в предлагаемые вами проекты. “Идея” в чистом виде для инвестора не является привлекательным объектом вложений. Она, подобно необработанному драгоценному камню, должна впоследствии быть “огранена” таким образом, чтобы все ее достоинства и недостатки были видны “на просвет”. Разумеется, если вы сами не обладаете для этого достаточной квалификацией, можно нанять “огранщика алмазов” - специалиста со стороны. Однако работа хороших мастеров всегда стоила недешево, и здесь уже вам решать, что выгоднее, научиться самому и поставить это знание себе на службу, либо одолжить его у других.
И
последнее. Предположим, ваш бизнес, ваше
любимое детище, несмотря на все ваши усилия,
потерпел неудачу. Вопрос “от чего умер
больной” в данном случае не является
праздным. Исследовав симптомы, вы просто
обязаны дать на него ответ, во имя жизни
ваших будущих начинаний. Бизнес-план
поможет вам в главном - даст возможность
учиться на собственных ошибках.
Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности