Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, курсовая работа
В данной работе я намереваюсь рассмотреть важный инструмент внутрифирменного планирования - бизнес-план, основываясь на его привязке к проектному анализу, а точнее к инвестиционному анализу. Современные компании, функционируя в динамично развивающейся среде, нуждаются в достоверном планировании, которое бы отражало реальную ситуацию на рынке. Поэтому, в последние годы, такая важная функция управления как планирование, все больше и больше привлекает к себе внимания менеджеров с практической стороны и научных сотрудников, в данной области, с точки зрения публикаций и исследований.
Введение
Сущность Бизнес-плана
Национальная специфика проектного менеджмента
Смысл инвестиций и проектный анализ
Структура бизнес-плана и его основы
Оценка эффективности проекта
Заключение
Список используемой литературы
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.
В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.
В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:
какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
На начальных этапах составления бизнес-планов, на те или иные бизнес-проекты, достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:
общие
исходные данные и условия выполнения
проекта;
рынок сбыта продукции и производственная мощность;
материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
местонахождение предприятия и транспортные связи;
проектно-конструкторская документация;
организация предприятия и накладные расходы;
потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
планирование сроков осуществления проекта;
финансово-экономическая
оценка бизнес-проекта.
Приведенные
показатели бизнес-плана определяют не
только содержание, но и последовательность
выполнения необходимых планово-экономических
расчетов. Поэтому для качественной разработки
бизнес-планов необходима достоверная
исходная маркетинговая, производственная,
финансовая и другая планово-экономическая
информация. В связи с этим рассмотрим
примерную структуру действующих на зарубежных
фирмах бизнес-планов, раскрывающих более
подробно как исходную информацию, так
и разрабатываемые на ее основе плановые
показатели.
Титульный
лист: название и адрес фирмы; имена
и адреса учредителей; суть предлагаемого
проекта; стоимость проекта.
Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
Приложения: перечень основных документов.
В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области:
наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;
цель проекта и сроки его реализации;
срок окупаемости инвестиций;
ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);
предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);
предельно минимальный срок кредита;
форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);
план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);
структура себестоимости по основным статьям расходов.
Наличие
типового содержания бизнес-плана расширяет
границы его применения не только на больших,
но и на малых предприятиях. Вместе с тем
следует иметь в виду, что действующее
российское законодательство не закрепляет
не только формы и порядок бизнес-планирования,
но и саму обязательность разработки таких
планов. Однако бизнес-план уже занял свое
прочное место в российском предпринимательстве.
5.Оценка эффективности проекта
Существует много различных показателей для оценки инвестиционных проектов. Некоторые из них создают различные споры о том, какие более правдоподобно отражают реальность. А также они могут варьироваться в зависимости от масштабов проекта и с точки зрения поставленных целей. Совокупность критериев позволяет отобрать проекты для дальнейшего рассмотрения, выявить альтернативы и оценить его с точки зрения инвестора. Принятие решения базируется на сравнении двух точек, которые численно отражают положение дел с проектом и без него. Начальную точку называют "точкой отсчета" (cut of point), а конечную определяют после анализа и соотношения произведенных затрат и полученных выгод.
Другими словами:
Ценность проекта = Изменение выгод в результате проекта - Изменение затрат как результат проекта.
Подобный подход не в полной мере отражает реальность, т.к. не учитывает изменений в капиталовложениях и производстве, которые произошли бы без осуществления проекта, и ведет к неточному подсчету выгод и затрат, относимых на счет проекта. Рассмотри два простых примера:
1) Предположим, что некоторое предприятие обеспечивало ежегодных темп роста производства, равный 1%. Реализация проекта замены оборудования обеспечила увеличение ежегодного темпа роста производства до 5%. Что дал проект предприятию? Итак, в ситуации "без проекта" -- 5%, значит проект обеспечил увеличение ежегодного темпа роста производства на 4%.
2) Представим себе такую ситуацию. На некотором предприятии прогнозируется падение производства на 7% в год. Руководство предприятия разработало проект, который, хотя и не прекратит падение производства, но все же сократит его темп до 3% в год. Эксперт, сравнивающий ситуацию без проекта и с проектом отвергнет проект на том основании, что произойдет падение производства на 3%, в то время как результатом проекта на самом деле явилось повышение производства по сравнению с тем уровнем, который наблюдался бы, если бы проект не был осуществлен. Этот пример наглядно показывает несколько важно при принятии решений измерять и сравнивать не просто все выгоды и затраты по проекту, а их приростные значения.
В условиях совершенной конкуренции критерием эффективности инвестиционного проекта является уровень прибыли, полученной на вложенный капитал. При этом под прибыльностью (доходностью) понимается не просто прирост капитала, а такой темп его роста, который полностью компенсирует общее изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, обеспечивает минимальный уровень доходности и покрывает риск инвестора, связанный с осуществлением проекта.
Таким образом, проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности. В Российской практике инвестиционного проектирования существуют два основных подхода к решению этой проблемы, и методы оценки эффективности инвестиций можно разделить на две группы:
простые или статические;
методы дисконтирования.
К простым методам можно отнести расчет срока окупаемости и простую норму прибыли.
1. Срок окупаемости (Payback period)
Срок окупаемости -- это ожидаемый период возмещения первоначальных вложений из чистых поступлений (где чистые поступления представляют собой денежные поступления за вычетом расходов). Таким образом, определяется время, за которое поступления от оперативной деятельности предприятия (cash inflows) покроют затраты на инвестиции.
Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности