Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 09:54, курсовая работа
Цель настоящей работы – раскрыть признаки стратегического управления организацией на примере предприятия ЗАО «Гидрострой».
Для этого решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и основные понятия стратегического управления;
- описать базовые стратегии предприятия и методы их выбора;
- рассмотреть основные этапы стратегического управления;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ЗАО «Гидрострой»;
- провести анализ элементов стратегического управления на данном предприятии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………….........……….........….….….….………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………..……….….....……..………6
1.1. Сущность и основные понятия стратегического управления…..………...6
1.2. Базовые стратегии предприятия и методы их выбора.........................…...12
1.3. Этапы стратегического управления…………………………..……………14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЗАО «ГИДРОСТОЙ»……………………………………………………………….....26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………....26
2.2. Анализ элементов стратегического управления...………………………...31
2.3. Анализ внутренней и внешней среды……………………….....………......33
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ЗАО «ГИДРОСТРОЙ»……………………………………….……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..47
Кафедра экономики, менеджмента и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
на тему «Признаки стратегического управления организацией»
Студента группы М-41
Факультета экономики и
Научный руководитель
г. Южно-Сахалинск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………….........……
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………..………
1.1. Сущность и основные понятия стратегического управления…..………...6
1.2. Базовые стратегии предприятия и методы
их выбора........................
1.3. Этапы стратегического управления…………………………..……………14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ЗАО «ГИДРОСТОЙ»…………………………………………………
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………....26
2.2. Анализ элементов стратегического управления...………………………...31
2.3. Анализ внутренней и внешней среды……………………….....………......33
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ЗАО «ГИДРОСТРОЙ»……………………………………….……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..47
ВВЕДЕНИЕ
Значение стратегического управления, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Слово «стратегия»
греческого происхождения и
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Цель настоящей работы – раскрыть признаки стратегического управления организацией на примере предприятия ЗАО «Гидрострой».
Для этого решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и основные понятия стратегического управления;
- описать базовые стратегии предприятия и методы их выбора;
- рассмотреть основные
этапы стратегического
- дать краткую организационно-
- провести анализ элементов стратегического управления на данном предприятии;
- провести анализ внешней и внутренней среды;
- разработать основные мероприят
Объектом настоящего исследования является деятельность Закрытого акционерного общества «Гидрострой».
Предмет исследования – система стратегического управления.
В первой части данной работы содержаться теоретические аспекты стратегии развития организации. Рассматриваются такие вопросы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование и концепция многоуровневого развития организации.
Во второй части рассматривается стратегия развития предприятия ЗАО «Гидрострой» - его цели и задачи, выполняемые им функции, потенциал, которым располагает данная организация для решения поставленных перед нею задач.
В третьей части описываются основные пути совершенствования стратегии развития на предприятии ЗАО «Гидрострой».
Написание работы проводилось на основании журнальных статей, научной литературы, Интернет источников, а так же авторских лекционных курсов, методом анализа исследуемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Сущность и основные понятия стратегического управления
Термин «стратегическое управление» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства [7, с.15]. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Стратегическое управление - область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития фирмы, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что даёт фирме конкурентные преимущества [8, с.29].
Анализ специальной
литературы убеждает в том, что в
настоящее время отсутствует ед
Существует целый ряд
определений стратегического
И. Ансофф в работе «Стратегическое управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [1, с.18].
В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [7, с.24].
По мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
- где сейчас находится организация;
- в каком направлении,
по мнению высшего руководства,
- как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.
Выделим основные принципы стратегического управления:
1) обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития организаций полон противоречий. Для их разрешения должны разрабатываться эффективные решения в области создания новой продукции, ее продвижения на рынки, проектирования технологий и др., определяющие возможности организаций;
2) постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации;
3) обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Под соотносительностью понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации;
4) индивидуализация стратегий. Каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами. Поэтому разработка стратегий должна производиться с учетом этих особенностей;
5) четкое организационное разделение задач стратегического управления и задач оперативного управления и др [5. С.21].
Эти принципы в разной мере реализуются на предприятиях, что отражается на их конкурентных преимуществах.
Процесс стратегического управления условно можно разделить на три фазы: стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и регулирование [4, с.24]. На каждой из них решаются определенные относительно самостоятельные задачи управления.
Стратегическое планирование - процесс определения стратегии организации путем анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации ее конкурентных преимуществ. Положение о том, что стратегия должна быть направлена не только на развитие конкурентных преимуществ корпорации, но и их капитализацию, отмечают многие авторы, профессионально занимающиеся проблемами стратегического управления. Однако аналитический инструментарий, которым можно было бы пользоваться при проведении соответствующего анализа, до сих пор нуждается в серьезном развитии.
Стратегическое планирование
состоит из 2-х этапов - стратегического
анализа и стратегического
Особенностью стратегического управления является его ориентация в будущее, на необходимость определения к чему стремиться, какие цели ставить. Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также диагностика внешнего окружения, чтобы знать возможности и угрозы развития в будущем.
Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих: [5, с.24].
- правильно выработанных долгосрочных целях;
- глубоком понимании внешнего конкурентного окружения;
- реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.
Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий [7, с.41].
Выделяют оперативное и перспективное планирование. Первое призвано обеспечить эффективную организацию текущей деятельности предприятия, а второе - выживание организации в будущем [7, с.43].
В рамках перспективного планирования обычно различают традиционное долгосрочное и стратегическое планирования.
Виды планирования представлены на схеме 1.1.
Информация о работе Признаки стратегического управления организацией