Признаки стратегического управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – раскрыть признаки стратегического управления организацией на примере предприятия ЗАО «Гидрострой».
Для этого решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и основные понятия стратегического управления;
- описать базовые стратегии предприятия и методы их выбора;
- рассмотреть основные этапы стратегического управления;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ЗАО «Гидрострой»;
- провести анализ элементов стратегического управления на данном предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….........……….........….….….….………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………..……….….....……..………6
1.1. Сущность и основные понятия стратегического управления…..………...6
1.2. Базовые стратегии предприятия и методы их выбора.........................…...12
1.3. Этапы стратегического управления…………………………..……………14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЗАО «ГИДРОСТОЙ»……………………………………………………………….....26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………....26
2.2. Анализ элементов стратегического управления...………………………...31
2.3. Анализ внутренней и внешней среды……………………….....………......33
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ЗАО «ГИДРОСТРОЙ»……………………………………….……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по стратег мен-ту (Дмитрий Ерофеев, ЮСИЭПиИ).doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

Количество постоянных работников на предприятии на 01.01.12 составляет 645 человек. В период путины (массового подхода рыбы лососевых пород) численность работников предприятия увеличивается в два раза.

Основной целью деятельности предприятия является создание производственно – технической базы, выведение ее на эффективную производственную мощность, установление договорных отношений с партнерами, выпуск качественной продукции (рыбопродукции) и оказание услуг в соответствии со спросом потребителей, в том числе и на экспорт. Для достижения установленных целей предприятие вправе заключать любые виды сделок, в том числе  внешнеэкономические, направленные на формирование материально – технической базы.

ЗАО «Гидрострой» является многоотраслевым предприятием. Основными  видами деятельности являются: рыбная промышленность (все виды деятельности, связанные с выловом, переработкой и реализацией рыбопродуктов и морепродуктов); строительство; внешнеэкономическая деятельность; торговля.

Главными целями общей  стратегии предприятия являются: расширение своего сегмента на рынке; обеспечение стабилизации направлений объема деятельности; существенное обновление форм и направление деятельности.

Основной целью текущей  деятельности является обеспечение  сбалансированного роста прибыли, поддержание оптимального ее уровня и обеспечение условий для темпов роста.

ЗАО «Гидрострой» - современное промышленное предприятие, которое состоит из производственных цехов по переработке рыбопродукции; дорожного и строительного участков, которые в свою очередь имеют мощную базу ремонта автотехники, столярные и механические цеха; морского порта; трех электростанций; гостиничного хозяйства; базы снабжения и сбыта.

Поставщики

Добычу рыбы для ЗАО  «Гидрострой» осуществляет его дочернее предприятие ЗАО «Курильский рыбак», которое имеет свой маломерный флот типа МРБ, МРС – 150, цех по изготовлению и ремонту орудий лова, судоремонтный цех и другие вспомогательные цеха.

Конкуренты

Среди наиболее близких конкурентов предприятия ЗАО «Гидрострой» можно выделить следующие три:

- «Персей»;

- «Икар»;

- «Интернэшнл»;

Все данные предприятия  занимаются, также как и ЗАО «Гидрострой» рыбной промышленностью, находятся на данном рынке с 1995 года и имеют штат работников от 500 до 1000 человек.

ЗАО «Гидрострой» находится на рынке с 1991 года, имеет штат сотрудников, состоящий из 645 человек, у нее достаточной налаженная сеть клиентов, как крупных предприятий, так и частных лиц.

Потребители

Торговая марка «Гидрострой» широко известна не только отечественному потребителю в России, но и постоянным партнерам в Японии, Корее, Китае, США и странах Европы. В число десятков наименований выпускаемой продукции входят мороженый лосось дальневосточный, минтай, треска, икра лососевая, филе разных пород рыб в оригинальной упаковке, соленая продукция. За мороженое филе горбуши дальневосточной глубокого обесшкуривания предприятие в 2001 году получило звание лауреата конкурса «100 лучших товаров России». В 2002 году - лауреат конкурса «Филе трески мороженое» и дипломант - «Икра лососевая зернистая бочковая».

Основными видами экспортируемой мороженой рыбопродукции в США  и Европу всегда являются филе трески, минтая, филе лососей дальневосточных (горбуши, кеты) глубокого обесшкуривания в упаковке шаттер-пак (shatter-pack). Эта  продукция прекрасно зарекомендовала себя на рынках Европы и Америки, пользуется спросом и способна удовлетворить запросы самых требовательных потребителей за рубежом, кроме того, она является традиционным продуктом в сети питания «Fast Foods».

Стратегическое управление данным предприятием осуществляет генеральный директор. Текущее управление возложено на исполнительного директора, финансового директора, директора рыбопромышленного комплекса, директора дочерних предприятий и на коммерческого директора.

 

Схематично организационная  структура предприятия представлена на рис. 2.1.


 

Рис. 2.1. Организационная структура управления ЗАО «Гидрострой.

 

 

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Гидрострой»

Показатели

2009

2010

2011

изменение

2009 г. к 2011 г.

Тыс. руб.

%

Выручка от реализации товаров  и услуг,         тыс. руб., ВР

876040

910546

978008

101968

11,6

Полная себестоимость, тыс. руб., С

467890

489011

518076

50186

10,7

Прибыль от реализации, тыс. руб. ПР

408150

421535

459932

51782

12,6

Чистая прибыль, тыс. руб. ЧП

326520

339012

367945,6

41425,6

12,6

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс. руб. ОФСР

520965

531090

540981

20016

3,8

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс. руб. ОССР

230987

253810

260430

29443

12,7

Среднесписочная численность  персонала, чел., ЧСР

572

592

645

73

12,7


 

По данным таблицы 2.1. видно, что выручка от реализации в 2011 году за последние три года увеличилась на 101968 тыс. руб. или на 11,6%, прибыль от реализации в 2011 году увеличилась на 51782 тыс. руб. или на 12,6%, полная себестоимость организации в 2011 увеличилась на 50186 тыс. руб. или 10,7%, данный факт подтверждает информацию о стабильности финансового положения предприятия, это доказывает и динамика чистой прибыли: в 2011 году она увеличилась на 41425,6 тыс. руб. или 12,6%, среднегодовая стоимость основных фондов в 2011 году увеличилась на 20016 тыс. руб. или 3,8%, среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 29443 тыс. руб., среднегодовая численность работников увеличилась на 73 человека.

Таким образом, ЗАО «Гидрострой» является юридическим лицом, численность  персонала составляет 645 человек, за последние три года анализ основных экономических показателей деятельности свидетельствует о стабильности финансового состояния, так как наблюдается положительная динамика экономических показателей.

 

2.2. Анализ элементов стратегического управления

 

Миссию предприятия ЗАО «Гидрострой» можно сформулировать следующим образом: «Создание имиджа предприятия, производство рыбной продукции высокого качества и потребительской ценности; создание организации и условий работы и отдыха, обеспечивающих наиболее полную рабочую деятельность и обеспечение высокого уровня жизни своим сотрудникам; проведение рациональной природоохранной и ресурсосберегающей политики».

ЗАО «Гидрострой» взяло  на себя расходы по содержанию двух государственных рыбоводных завода на острове Итуруп. Эти заводы решают проблему не только обеспечения сырьем всех рыбоперерабатывающих предприятий острова Итуруп, но и гарантирует воспроизводство природных запасов лосося.

С развитием предприятия  развивались флот и береговая  рыбоперерабатывающая база. Добычей  рыбы и морепродуктов в настоящее время занимаются 17 рыболовецких судов различного класса. Кроме того, имеется транспортный флот.

Четыре собственных  рыбоперерабатывающих завода, три из которых находятся на острове  Итуруп и один - на острове Шикотан, оснащенные самым современным оборудованием, позволяют перерабатывать большую часть уловов.

ЗАО «Гидрострой» является основателем и одним из акционеров и клиентов коммерческого банка  «Итуруп». Это единственный коммерческий банк в Сахалинской области, который  сохранил свою работоспособность в  период кризиса банковской системы в России. По своему геополитическому положению предприятие расположено на так называемых спорных «северных территориях». В связи с этим оно испытывает на себе пристальное внимание японской стороны. На протяжении ряда лет в японских СМИ постоянно появляются материалы не столько о Курильских островах, сколько о ЗАО «Гидрострой». По словам самих японцев — деятельность «Гидростроя» на Курилах усложняет процесс переговоров по территориальной проблеме.

Решая проблему занятости  населения, предприятие заботится о достойных условиях труда. Многое делается и для возможности хорошего отдыха не только работников предприятия, но и всех жителей района. Это является частью социальной программы компании. В рамках этой программы в 2001 году было закончено оборудование спортивного зала, где работают секции борьбы, аэробики, большого и настольного тенниса, работают детские секции.

Деятельность предприятия  показала, что и в наших нелегких условиях можно стабильно развиваться, вести успешный бизнес, строить достойную жизнь. Строить не только для себя, но и для будущих поколений. Взгляд предприятия направлен в будущее. Забота о подрастающем поколении, повышение благосостояния курильчан и курильской земли - это цели работы предприятия, перспектив и надежд.

2.3. Анализ внутренней и внешней среды

 

Для разработки стратегии  предприятия ЗАО «Гидрострой» проведем анализ внешней и внутренней среды.

Для анализа внешней  среды воспользуемся техникой анализа  ПЭСТ.

Цель проведения ПЭСТ-анализа  заключается в следующем: выявить, как влияет каждый конкретный фактор внешней среды на деятельность ЗАО «Гидрострой», а также выработать рекомендации по поводу того, что нужно изменить в каждом факторе, чтобы увеличить его положительное влияние, а также уменьшить отрицательное для более эффективной деятельности фирмы.

Для начала выделим, проанализируем и определим состояние каждого  фактора макросреды ЗАО «Гидрострой» и тенденцию его изменения.

1) Экономические факторы.  К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшее, как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относится, например, инфляция:

Несмотря на существенное снижение темпа инфляции за последние годы, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию существующих запасов товаров, к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятия искать источники пополнения средств. При этом также увеличение затрат на реализацию услуг приводит к повышению цены, и следовательно к снижению спроса. Таким образом, инфляция может представлять серьезную угрозу для достижения целей организации.

2) Политические факторы.  Внутренний рынок и деятельность  организации постоянно находятся  под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства и г. Южно-Сахалинска, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.

3) Рыночные факторы.  Изменчивая рыночная внешняя  среда представляет собой область  постоянного беспокойства для  организации. В анализ рыночной  внешней среды входят следующие  факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:

3.1) Уровень конкуренции  в отрасли. В последнее время  в г. Южно-Сахалинске появилось  несколько рыбопромышленных фирм, самые крупнейшие из них – «Персей» и «Посейдон». Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области предприятию достаточно трудно удерживать свое положение в реализации данного вида продукции. Все три фирмы находятся примерно на одинаковом уровне реализации и дохода. Поэтому в качестве будущих стратегий всех фирм, специализирующихся на данном виде продукции, может выступать более глубокое проникновение на рынок с помощью маркетинговых мероприятий, а также диверсификация производства.

3.2) Изменение доходов  потребителей. В настоящее время ЗАО «Гидрострой» ориентируется в реализации своей продукции на потребителей со средним и высоким уровнями дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации.

На основе экспертных оценок оценим степень влияния на деятельность компании каждого фактора по шкале от -5 (крайне отрицательное) до +5 (крайне положительное) (см. табл. 2.2).

 

 

Таблица 2.2.

Оценка степени влияния  факторов внешней среды в ЗАО «Гидрострой»

Факторы внешней среды

Степень влияния фактора  на деятельность компании (от -5 до +5)

I. Экономические факторы:

 

1) Инфляция

-1

II. Политические факторы

0

III. Рыночные факторы:

 

1) Уровень конкуренции  в отрасли

+1

2) Изменение доходов  потребителей

0


 

Определим суммарное  влияние на фирму всех факторов внешней  среды с учетом характера их влияния: -1+0+1+0 = 0.

Итак, общее суммарное  влияние факторов внешней среды на ЗАО «Гидрострой» - нулевое или нейтральное.

Для того чтобы выполнить  миссию, директор предприятия разработал систему взаимосвязанных целей. Рассмотрим, какие цели ставит перед собой предприятие, указывая при этом конкретные области деятельности:

Информация о работе Признаки стратегического управления организацией