Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:31, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является - показать и наглядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме лидерства.
Проанализировать руководство на примере НТЦ КАМАЗа в плане используемого стиля руководства.
Сравнить различные подходы в проблеме лидерства на их эффективность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИДЕРСТВА 5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА 14
1.3. Личностные черты руководителя 18
1.4. Менеджерские характеристики руководителя 19
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОАО НТЦ КАМАЗА) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО –
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА
МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Менеджмент»
На
тему: «Проблема лидерства
в менеджменте»
Набережные Челны
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.1. Подходы к проблеме лидерства 5
1.2 Характеристика лидерства и руководства 14
1.3. Личностные черты руководителя 18
1.4. Менеджерские характеристики руководителя 19
2. Определение стиля руководства (на примере ОАО НТЦ КАМАЗа) 21
Заключение 27
Список использованой литературы 29
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа
лидерства может быть лучше понята,
если его сравнивать с управлением.
Быть менеджером и быть лидером в организации
- это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии
на работу подчиненных и построении отношении
с ними, прежде всего, использует и полагается
на должностную основу власти и источники,
ее питающие. Лидерство же, как специфический
тип отношении управления, основывается
больше на процессе социального воздействия,
а точнее взаимодействия в организации.
Этот процесс является гораздо более сложным,
требующим высокого уровня взаимозависимости
их участников. В отличии собственно управления
лидерство предполагает наличие в организации
последователей, а не подчиненных. Соответственно
отношения "начальник - подчиненный",
свойственные традиционному взгляду на
управление, заменяются отношениями "лидер
- последователь". Главной целью данной
курсовой работы является - показать и
наглядно продемонстрировать важную роль
лидерства в организации. И
для того, чтобы раскрыть данную цель,
в работе решаются следующие
задачи:
Для раскрытия всех этих задач использовались не только учебная литература и периодическая почать, но и книги, которые были написаны великими лидерами столетия (Ли Якокка «Карьера менеджера», Джон Максвелл «21 неопровержимый закон лидерства»). Данные книги являются исторической ценностью. Они наглядно демонстрируют теорию менеджмента.
Что касается периодической печати, то здесь в основном использовался журнал «Социс» и «Бизнес журнал». В журнале «Социс» данная проблема рассматривается с точки зрения общества, т.е. рассматривается влияние отдельных лидеров на общество в целом. А в «Бизнес журнале» приводятся примеры лидеров на конкретных предприятиях, показывается их роль в организации и результаты деятельности организации при наличие лидерства.
Таким
образом, благодаря данным книгам, учебникам,
статьям и тщательному анализу автора,
в данной работе раскрывается проблема
лидерства.
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.
Традиционный подход к
В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили - лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.
В 1948 году Ральф Стогдилл попытался обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако он заметил, что в разных ситуациях руководители обнаруживают у себя разные черты. Затем он сделал вывод: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Особое внимание этой сфере уделил Эдвин Гизелли. Более 20 лет научной деятельности он посвятил изучению данного вопроса. Он сравнивал 30 различных черт характера и умственных способностей для создания образа идеального руководителя. Он сделал следующий вывод: Лидер с ярко выраженными авторитарными наклонностями, имеет меньше шансов на успех, чем человек более спокойный в этом отношении.
Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:
1. Управление
вниманием, т.е. способность
2. Управление
знанием, т.е. способность так
передать свои, знания, чтобы они
были поняты и приняты
3. Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных
4. Управление
собой, т.е. способность
Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.
Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:
— Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).
— Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.
— Интеллектуальные качества - уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.
Однако корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Эти качества носят в большей степени характер приобретенных. Однако еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидера.
Подход, изучающий лидерские качества, интересный, но перечень качеств оказался бесконечным, невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Не удалось рассмотреть тесную связь между данными качествами и лидерством. Однако данная теория послужила толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.
Недостатки исследований в рамках теории черт характера явился причиной расширения сферы поисков. Так зародилась основа теории поведения. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Наиболее известными, концепциями, данного типа являются:
№1. Исследования Мичиганского университета
№2. исследования университета штата Огайо
№З. Три стиля руководства
№4. Управленческая сетка (Блейк и Моутон)
№5. Концепция вознаграждения и наказания
№6.
Заменители лидерства
Наглядно данные модели представлены в таблице 1.
Обзор поведенческих подходов к лидерству
Факторы исследования | Концепция (авторы) | Методы оценки | Субъекты | Основные выводы |
Ориентация на работников и ориентация на работы | Ликерт |
Интервью и ответы на вопросы анкеты группы ведомых | Формальные лидеры и их ведомые в общественных учреждениях, банках, больницах, промышленности, предприятиях питания, правительственных агентствах | Стили с ориентацией на работников работы ведут к совершенствованию производства. Однако по истечении краткого периода стиль с ориентацией на работы приводит к нажиму, который вызывает сопротивление в виде абсентеизма, текучести кадров, жалоб и неудовлетворительных установок. Наилучший стиль связан с ориентацией на работников |
Формирование структуры и забота о подчиненных | Флейшман, Стогдилл, Шарт | Ответы на вопросы анкеты группы ведомых, коллег, непосредственного начальника и лидера | Формальные лидеры и их ведомые в армии, образовательных учреждениях, производстве и правительственных агентствах | Сочетание формирования структуры и заботы о подчиненных обеспечивает индивидуальную, групповую и организационную эффективность в основном в зависимости от ситуации |
1.
Эффект от авторитарного
управления
2.Эффект от демократического стиля управления 3. Эффект от пассивного управления |
«
Три стиля управления».
Курт Левин |
Проводились исследования в трех группах десятилетних мальчиков, где в каждой группе использовался один из трех стилей управления. | Три группы десятилетних мальчиков | Хотя большая часть участников предпочитала демократический стиль, однако более продуктивными они были, при авторитарном руководстве. Более поздние исследования также подтвердили тот факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным |
1.
Интерес к производству
2. Интерес к людям |
Управленческая сетка Блейка и Моутона | Ответы на вопросы | Менеджеры | Независимо от ситуации наиболее эффективным является тот стиль управления, где достигаются высокие результаты и сотрудники заинтересованы в работе и все сотрудники преследуют совместную цель |
1.
Влияние вознаграждения
2. Влияние наказание |
Концепция вознаграждения и наказания | Наблюдение, ответы на вопросы | Работники организации | Вознаграждение за выполненную работу приводит к увеличению усилий работника и увеличению удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, как и вознаграждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет на усилия и на удовлетворение от работы. Наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности. |