Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:31, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является - показать и наглядно продемонстрировать важную роль лидерства в организации. И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме лидерства.
Проанализировать руководство на примере НТЦ КАМАЗа в плане используемого стиля руководства.
Сравнить различные подходы в проблеме лидерства на их эффективность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИДЕРСТВА 5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА 14
1.3. Личностные черты руководителя 18
1.4. Менеджерские характеристики руководителя 19
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОАО НТЦ КАМАЗА) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Наиболее часто различие идет по линии, с одной стороны, формального и неформального лидерства, а с другой – шаблонного и инновационного, творческого поведения. Например, по мнению Й.П. Коттера (США), менеджер должен заботиться о том, чтобы работники эффективно выполняли задания, лидеры же, напротив, призваны своевременно постигать вызовы и требования времени, развивать инновационные идеи. Они концентрируют внимание на влияние тех или иных событий на предприятии в целом, а не на решении отдельных частных проблем. При этом менеджмент трактуется как управление всей организацией, а руководство – как управление изменениями.
Такая точка зрения трактует понятие менеджмента, лидерства (и руководства) чрезмерно узко, не учитывая более распространенные в науке значения этих терминов.
Исходя из того, представляется более обоснованной позиция авторов, которые проводят различие между менеджером и лидером по линии формального и неформального лидерства соответственно. Менеджеры делают так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Желание быть лидером присуще, по-видимому, отнюдь не малому числу людей. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Так, например, были проведены исследования на факультете менеджмента 3 курса. Результаты исследований были следующие: из 10 опрошенных у двоих людей лидерство выражено слабо, у одного человека – сильно, а у всех остальных – средний уровень лидерства. Таким образом, результаты исследований показывают, что студенты данного факультета в основном обладают лидерскими качествами (смотрите приложение) Но необходимо отметить, что проведенное исследование носит ограниченный характер, так как было опрошено небольшое количество людей, и был ограничен выбор вариантов ответов. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Лидеров, способных к руководству в области менеджмента, не более 15% всего населения. Лидеры – это люди, которые выявляют все лучшее в других. В организациях-неудачниках слишком много менеджеров и слишком мало лидеров. XXI век будет веком лидеров, которые будут двигать мир вперед.
Все
вышеперечисленное
Современный
руководитель должен быть специалистом,
в совершенстве знать все стороны
деятельности управляемого объекта, обладать,
способностью принимать решения
и уметь предвидеть экономические,
социально-психологические и
Руководитель должен постоянно совершенствовать стиль и методы работы. Эффективное использование трудового потенциала руководителя возможно только при:
умении организовать работу коллектива;
воспитании
в себе таких индивидуально-
объективной оценке деятельности подчинённых, умении видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого характера, использовать качества людей для пользы коллектива и повышении эффективности работы;
создании условий для наилучшего социально психологического климата;
умении
ориентироваться в сложной
заботе о коллективе и каждом сотруднике.
Трудовой
потенциал руководителя – это
условная совокупность знаний, умений,
навыков, привычек, одарённостей, способностей,
обуславливающих успех его
Руководитель при осуществлении практической работы должен иметь следующие качества:
выдержка;
вежливость;
тактичность;
скромность;
непримиримость к лести;
чуткость;
самокритичность;
самодисциплина;
требываемость;
равное отношение ко всем.
Содержание деятельности современного менеджера зависит от многообразных факторов:
в условиях стремительной информатизации всей жизни, большая роль принадлежит компьютерной технике и технологии;
развитие международных культурных и экономических связей, интегративных процессов, объединяющих мировую экономику в гигантский комплекс, требует хорошего владения иностранными языками;
современному менеджеру необходимо глубокое знание макро - и микро экономических процессов, соединённых со знанием культуры, политики, обычаев, религий.
в понятие профессиональной культуры менеджера органично входят фундаментальные знания в области психологии, философии этики и других дисциплин, формирующих как общечеловеческое общение, так и общение на уровне отдельных индивидов.
Моя практическая работа осуществлялась на предприятии: КАМАЗ НТЦ г. Набережные Челны.
Мною были проведен тест, с помощью которого был опрошен руководитель: начальник БИО, Наиль Ш.
Тест «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки»
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она — важный регулятор поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.
Отвечайте на вопросы "да" или "нет".
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она — важный регулятор поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружа¬ющими, его критичность, требовательность к себе, отноше¬ние к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффек¬тивность деятельности и дальнейшее развитие личности. Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не толь¬ко ведущий стиль руководства, но и степень выраженно¬сти каждого из трех классических стилей руководства
Стиль управления | Номера ответов-утверждений |
Авторитарный | 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55 |
Либеральный | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59 |
Демократический | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58 |
Опрошенный набрал следующие баллы по стилям руководства:
авторитарный-9
либеральный-6
демократический-13
В
зависимости от полученных сумм ответов
степень выраженности стиля будет
различной: минимальная (0—7), средняя (8-13),
высокая (14-20). Если оценки минимальны по
всем трем показателям, стиль считается
неустойчивым, неопределенным. У опытного
руководителя наблюдается комбинация
стилей управления. Более предпочтительно
сочетание авторитарного и