Проблема потребительского выбора и способы максимизации полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание

В современной экономике одна из самых важных ролей отводится потребителю. Ведь именно он в конечном итоге выбирает или не выбирает тот или иной товар.

В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая товары.

Содержание

Введение………………………………………………………..4

1. Проблема потребительского выбора

1.1 Модель поведения потребителя………………………..6

1.2 Особенности потребительского спроса………………..10

1.3 Условия равновесия потребителя……………………...14

1.4 Бюджетное ограничение………………………………..17

2. Способы максимизации полезности

2.1Полезость как основа выбора потребителя…………….20

2.2 Правило максимизации полезности…………………....24

Заключение……………………………………………………..40

Список использованной литературы………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Проблема потребительского выбора и способы максимизации.docx

— 497.99 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный технический  университет  им. И.И. Ползунова»
   Институт  экономики и управления

   Кафедра "Экономика и  организация производства"

 
    
 
 
Курсовая работа защищена с оценкой ___________
      

   Руководитель __________________К.Ю. Думчев

      работы                        подпись

         «_____»____________2010 г.
         
   
   ПРОБЛЕМА  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И СПОСОБЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ
 
   Пояснительная записка
   к курсовой работе  

   по  дисциплине «МИКРОЭКОНОМИКА»

   
   КР 080500.25.000 ПЗ
 
 
 
 
Студент группы                     М-02                                                               А.В.Сорокин
                                                                                                                     и.о., фамилия
 
 
Руководитель работы        ассистент                                                            К.Ю. Думчев
                                     должность, ученая степень                                              и.о., фамилия

БАРНАУЛ  2010

       Содержание

Введение………………………………………………………..4

1. Проблема потребительского выбора

    1.1 Модель поведения потребителя………………………..6

   1.2 Особенности потребительского спроса………………..10

   1.3 Условия равновесия потребителя……………………...14

   1.4 Бюджетное ограничение………………………………..17

2. Способы максимизации полезности

  2.1Полезость как основа выбора потребителя…………….20

  2.2 Правило максимизации полезности…………………....24

Заключение……………………………………………………..40

Список  использованной литературы………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В современной экономике одна из самых  важных ролей отводится потребителю. Ведь именно он в конечном итоге  выбирает или не выбирает тот или  иной товар.

       В данной курсовой работе анализируются  проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая товары.

       Перед каждым потребителем стоят три основных вопроса:

       1.Что  купить?

       2.Сколько  стоит?

       3.Хватит  ли денег, что бы осуществить  покупку?

       Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность товара, что бы ответить на второй – исследовать цену, что  бы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три нюанса и составляют проблему потребительского поведения, чьей целью является максимизация того или иного блага.

       Чтобы яснее понять проблему потребительского выбора и способы максимизации полезности, необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и  оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

       Поведение потребителя действительно выступает  решающим фактором экономического развития. Например, в  США и Канаде проживает 5.2% населения планеты, но на эти страны приходится примерно 31.5% мировых потребительских  затрат.

       На  страны Восточной Европы и Бывшего  СССР приходится 7.9% мирового населения  и 3.3% потребительских расходов.

         Изучение основных моментов беспрекословно  связанных с потребительским  выбором и распределением его  желаний и потребностей помогает  глубже раскрыть данную тему.

         Данные факторы определяют актуальность  выбранной нами темы курсовой  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Проблема потребительского  выбора

       1.1  Модель поведения  потребителя

       Что же такое спрос? Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Интересно, каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.

       Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

       Наш выбор товаров и услуг для  потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

       Предпочтения  потребителя - это признание преимуществ  каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими  по сравнению с другими.

       Предпочтения  покупателя являются всегда субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Однако выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

            Одно из теоретических объяснений  закона спроса, а также потребительского  выбора связано с законом убывающей  предельной полезности. Это закон  уже был нами сформулирован  в самом общем виде, немного  позднее мы вернемся к этой  формулировке. Предварительно же  вспомним, что такое полезность  блага в экономической теории.

       Полезность  блага - это удовлетворение, которое  испытывает человек в процессе потребления  блага; в основе полезности лежат  различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

       В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор  из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки  зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

            Потребляя разные количества  одного и того же блага, мы  замечаем, что чем больше благ  потребляем, тем меньшее удовлетворение  мы получаем от потребления  дополнительной единицы данного  блага. Первая купленная пара сапог приносит нам больше удовлетворения, чем вторая пара таких же сапог и третья, и т.д. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

       Предельная  полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого  блага.

       Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением  количества потребляемого блага  и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением  количества потребляемых благ общая  величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей  степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся  величину полезности.

       Закон убывающей предельной полезности состоит  в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. 

       Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага  и при данном доходе потребителя.

       Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя  на рынке, то есть модель его поведения.

       - выбирая блага для потребления,  покупатель руководствуется своими  предпочтениями;

         - поведение потребителя является  рациональным, в частности он  выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  разумного эгоизма; 

         - потребитель стремится максимизировать  совокупную полезность, другими  словами, стремится выбрать такой  набор благ, который приносит  ему наибольшую общую величину  полезности;

         - на выбор потребителя и его  субъективные оценки полезности  покупаемых благ влияет закон  убывающей предельной полезности;

         - при выборе благ возможности  потребителя ограничены ценами  благ и его доходом; данное  ограничение называется бюджетным  ограничением.

       Модель  поведения потребителя  представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

       Изложенная  выше модель поведения потребителя  является простейшей моделью. Некоторые  положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем  не менее, эта упрощенная модель поведения  потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары. 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности потребительского  спроса

            Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (рис.1).

Информация о работе Проблема потребительского выбора и способы максимизации полезности