Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:52, дипломная работа
Актуальность исследования. Трудно спорить с тем фактом, что персонал организации является основным ресурсом компании. Сегодня большинство руководителей убедились в важности вопросов кадровой политики, поскольку какой бы хорошей не была идея, воплощают ее в жизнь сотрудники организации. И только удачно подобранный трудовой коллектив, команда единомышленников способны реализовать стоящие перед компанией серьезные задачи.
Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения
Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности.
Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность.
В анкетировании участвовали
Женщины – 16 чел. (25,8%); мужчины - 46 чел. (74,2%).
С учетом возрастных групп и уровня образования выборка имеет следующий вид:
Рис.13.
Выборка рабочих для
Для анкетирования использовалась анкета, приведенная в Приложении 3.
Для исследования удовлетворенности трудом использовался опросник, представленный на сайте market-journal [22], который специализируется на материалах по управлению персоналом.
Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие.
Результаты анкетирования в цехе 2422 приведены в табл. 7.
Таблица 7 Результаты анкетирования
Мотивирующие факторы |
Средний уровень оценки |
Организация труда |
2,99 |
Содержание работы, которую приходится Вам выполнять |
2,79 |
Санитарно-гигиенические |
2,74 |
Уровень заработной платы |
2,64 |
Система премирования |
2,76 |
Отношения в коллективе |
2,83 |
Отношения с руководством |
2,99 |
Отношения администрации к запросам работников |
3,03 |
Перспективы роста |
3,00 |
Объективность оценки работы руководством |
2,87 |
Возможность обучения и повышения квалификации |
3,64 |
Степень своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития |
2,86 |
Степень обеспеченности всем необходимым для работы |
2,83 |
Решение социальных вопросов |
2,49 |
5 - высокая оценка
4 - хорошая оценка
3 - средняя оценка
2 - плохая оценка
1 - очень плохая оценка
Результаты анкетирования работников показали, что практически по всем ответам получены средние результаты. Результаты ответов варьируют от 3,64 до 2,49 баллов. Наиболее высоко оценили работники возможность повышения своей квалификации - средний балл 3,64 (Рис. 14).
Рис. 14. Распределение мотивирующих факторов по уровню значимости
Наименьшее удовлетворение рабочие испытывают от решения социальных вопросов (2,49 балла) и уровня заработной платы (2,64 балла), учитывая условия труда ее нельзя считать высокой.
На предприятии социальные проблемы решаются плохо, но это характерно не только для предприятия «ЦСКБ-Прогресс», но и почти для всех унитарных предприятий в России. Также не совсем устраивает работников система премирования и санитарно-гигиенические условия труда. По данным анкетирования средний бал по данным мотивирующим факторам составляет соответственно 2,74 и 2,76 баллов.
Средний балл 2,83 свидетельствует, что рабочих не устраивают отношения в коллективе, то есть администрация завода и в том числе цеха 2422 основное внимание уделяет производственным вопросам, а не налаживанию межличностных отношений, которые формируют социально-психологический климат в коллективе. В коллективе часто возникают конфликты, которые негативно влияют на процесс производства.
В цехе 2422 хорошо налажена система обучения работников, почти 30 % работников производства в 2007 -2008 годах прошли обучение. Но при этом в производстве отсутствует ясная и отлаженная система продвижения работников. По результатам анкетирования такой мотивирующий фактор, как перспективы карьерного роста получил всего 2,83 балла. Часто на руководящие должности принимаются работники со стороны, а не выдвигаются среди работников предприятия, что негативно влияет на создание системы заинтересованности и снижает общие результаты деятельности, а также приводит к увеличению текучести кадров.
Анализ системы управления персоналом ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» цеха 2422 показал ряд недостатков, которые снижают удовлетворенность работников работой и часто являются причиной их принятия решения об увольнении. Вопросы кадрового планирования, отбора, оценки, профессиональной ориентации и адаптации на предприятия решаются не в полном объеме. Также не уделяется внимания процессу формирования коллектива, причиной этого являются частые конфликты в организации.
Анкетирование, определившее удовлетворенность работников трудом, показал, что значительное число работников испытывают неудовлетворенность отношениями между сотрудниками (2,83 балла). Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с компанией, историей ее создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия.
Кроме того, каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях. Анкетирование показало, что этим мотивирующим фактором удовлетворены далеко не все рабочие (2,86 баллов). А ведь этот фактор служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.
Таким образом, анализ выявил как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести. При отлаженной системе набора и отбора персонала, слабым участком работы кадровой службы является адаптация работников и особенно рабочих.
Анализ текучести кадров в цехе 2422, представленный во второй главе дипломного проекта, позволяет сделать следующие выводы:
1. Являясь
самостоятельным структурным
2. Производственная
деятельность цеха заключается
в обеспечении цехов завода
по трубопроводам сжатым
3. Заработная
плата работников, не имеющих
опыта работы, невысокая. Поэтому
многие молодые рабочие,
3. Но на предприятии имеется определенный состав работников, который трудится достаточно большой период времени, имеет высокую квалификацию и опыт работы.
4. В цехе 2422
текучесть кадров достаточно
высокая и наиболее
5. В цех
2422 набор работников идет
6. В настоящее время в цехе 2422 текучесть составляет около 22,2 %, что выше среднего по предприятию (12,0%). Среди рабочих и вспомогательного персонала она еще выше и составляет соответственно 23,9 % и 33,3%. Причинами увольнения рабочие называют тяжелые условия труда, строгий график работы, а также уровень заработной платы не соответствующий трудовым усилиям.
7. Анкетирование, проведенное среди рабочих цеха 2422 по выявлению мотивирующих факторов, влияющих на удовлетворенность работой, выявило как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести.
8. В тройку
приоритетов факторов, влияющих
на принятие решения об
- недостатки
в материальном стимулировании,
в реальном денежном
- отсутствие карьерного развития, возможностей самореализации работника;
- неудовлетворительность
социально-психологического
Анализ системы управления персоналом ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» цеха 2422 показал ряд недостатков, которые снижают удовлетворенность работников работой и часто являются причиной их принятия решения об увольнении.
Цех 2422 отличается достаточно высокой текучестью кадров и особенно она высокая среди молодых рабочих.
Вопросы кадрового планирования, отбора,
оценки, профессиональной ориентации
и адаптации на предприятия решаются
не в полном объеме. Также не уделяется
внимания процессу формирования коллектива,
причиной этого являются частые конфликты
в организации. Опрос, определявший
удовлетворенность работников трудом,
показал, что значительное число
работников испытывают неудовлетворенность
отношениями между
Исследования показали, что кроме удовлетворения его собственных потребностей не существует какой-либо иной движущей силы, которая заставляла и побуждала бы действовать человека так, а не иначе.
Потребности
побуждают людей выбирать способ
их удовлетворения в соответствии с
критерием эффективности, это - максимальное
удовлетворение при минимальных
затратах. С этих позиций работник
подходит к выбору сферы своей
трудовой деятельности, того предприятия,
на котором ему предстоит
Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», историей его создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия. Кроме того, каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях. Это служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.
В цех 2422 набор работников идет постоянно, что связано с расширением производства, увольнением работников или другими причинами. На предприятии в основном нанимают работников со стороны, что часто приводит к ошибкам и является одной из причин значительной текучести кадров.
В настоящее
время в цехе 2422 она составляет
в среднем 22,2 %, что выше среднего
по предприятию. Среди рабочих она
еще выше. Достаточно высокий уровень
текучести рабочих среди
Для привлечения трудовых кадров на предприятии рекомендуется использовать кадровые агентства.
При наборе кандидату необходимо заполнять «Анкету претендента на должность» (Приложение 4).
После этого
отдел кадров должен ознакомиться с
анкетой претендента и если он
соответствует необходимым
Несмотря на отработанную систему материального стимулирования, достаточно высокий уровень заработной платы, текучесть кадров на рабочих должностях цехе 2422 высокая, и особенно значительна она среди молодых работников, имеющих небольшой стаж работы на предприятии.
Частично это вызвано незащищенностью, которую работник испытывает в первое время на новом месте, недостатком знаний применительно к данной работе, а также часто встречающимися несоответствием между представлениями о работе и самой работой. При подборе кадров предпочтение отдается знаниям, а факторам мотивации работника, его морально-психологическим качествам уделяется слабое внимание.
Новым работникам нужны знания о месте - функциональных обязанностях и требованиях к выполняемой работе, коллективе - то есть людях, окружающих работника, с которыми он будет вступать в контакт в повседневных делах, политике - то есть задачах компании и ожиданиях ее работников, и продукте - то есть товаре или комплексе услуг, с которыми компания выходит на рынок.