Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа
Цель работы – проблемы и перспективы развития коучинга в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия коучинг.
Рассмотреть основные принципы и этапы реализации коучинга.
Сравнить достоинства и недостатки коучинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА 6
1.1 Сущность понятия коучинг 6
1.2 Основные принципы и этапы реализации коучинга 11
1.3 Достоинства и недостатки коучинга 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОУЧИНГА В РОССИИ 18
2.1 Общая характеристика Международной Федерации Коучинга 18
2.2. Услуги. Продукты. Программы Международной Федерации
Коучинга 22
2.3 Перспективы развития коучинга в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
основы коучинга
1.1 Сущность понятия коучинг 6
1.2 Основные принципы и этапы реализации коучинга 11
1.3 Достоинства и недостатки коучинга
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ КОУЧИНГА В РОССИИ
2.2. Услуги. Продукты. Программы Международной Федерации
Коучинга
2.3 Перспективы развития коучинга в России
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Необходимость учета человеческого фактора в работе возникла, в связи с усложнением производства, а именно в случае, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в случае с усилением конкурентной борьбы. Именно поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом. Это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что коучинг и сравнительно молодое явление в нашей стране, но также и наибольшее распространение он получил в крупных компаниях, особенно тех, которые имеют выход на зарубежный рынок.
Степень разработанности проблемы. Перспективы развития коучинга в России нашли отражение в научных трудах таких авторов, как Авдеев С. А. Карташова А. М., Акофф, Р.Л., Огнев, А.С., Майлз Дауни.
Сейчас в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга – это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия, где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения.
В связи с этим было бы интересно рассмотреть данный способ работы с персоналом, а особенно в применении коучинг технологий в обучении и развитии персонала.
Цель работы – проблемы и перспективы развития коучинга в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Объект исследования – процесс повышения персональных компетенций сотрудников организации.
Предмет исследования – коучинг, как способ повышения эффективности деятельности организации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследований по проблемам конкурентоспособности организаций, управления персоналом организаций, а также изучение опыта внедрения и развития коуч-технологий в области экономики, организационной психологии, менеджмента.
Эмпирическая основа исследования. Согласно данным Международной Федерации Коучей (МФК), которая имеет более чем 6000 членов и 145 отделений в 30 странах, при работе коучей с персоналом были достигнуты следующие результаты: повышение осознанности на 67%, снижение уровня стресса на 57%, постановка более масштабных целей на 62%, открытие в себе большего потенциала на 53%, более сбалансированная жизнь на 60%, большая уверенность в себе – на 52%
Теоретическая значимость заключается в том, что для успешного развития коучинга в России должно существовать четкое понимание того, кто будет работать и зачем. Коучинг делает акцент не на том, чтобы бороться со слабыми сторонами, а на том, чтобы выделять сильные стороны и работать с ними. Коучинг выделяет эффективные методы для достижения поставленных целей.
Практическая значимость заключается в том, что ейчас количество коучей, которые хотят работать на российском рынке, превышает спрос на их услуги. Для того чтобы рынок развивался цивилизованным образом, необходимо создавать профессиональные ассоциации коучей, возможно, вводить сертификацию, вести просветительскую деятельность.
Структура и объем работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографического списка. Работа изложена на 36 страницах машинописного текста. Блиографический список включает 7 наименований.
Глава 1. Теоретические основы коучинга
Говоря о происхождении понятия «коучинг», становится ясно, что оно происходит от английского слова «coach» - тренер, репетитор, инструктор. Так получилось, что слово коучинг не отражает сути самого понятия. И это часто приводит к недопониманию сути коучинга и искажению смысла.
Еще 20 лет назад людей этой профессии вообще не существовало нигде в мире. А 10 лет назад они завоевали Америку. Сегодня их услугами пользуются и в России те, кто могут себе это позволить, так как коучи работают только с успешными людьми. Коучинг сейчас – это самое модное направление в консультировании. Фактически в настоящее время в России наблюдается спрос на коучинга. Возможно, он стихнет через 3-4 года и коучинг станет просто одной из эффективных методик в арсенале профессиональных бизнес-консультантов.
Существуют множество определений коучинга, из них наиболее известные:
Автор книги «Эффективный
коучинг» Майлз Дауни дает следующую
трактовку коучингу - это искусство
содействовать повышению
А.С Огнев в своей
книге «Организационное консультирование
в стиле коучинг» определяет коучинг
как систему принципов и
По мнению Джона Уитмора, коучинг - это особая форма консультирования, которая является творческим партнерством. Это поддерживающее отношение к клиенту, ставящее основной акцент на то, чтобы клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы и добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей. Это вид индивидуальной поддержки людей, задачей которых является профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности.2
Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.
Международная Федерация Коучинга определяет коучинг как прогрессирующее взаимоотношение, которое фокусируется на том, что клиент предпринимает действия направленные на реализацию своего видения, целей или желаний.3
В коучинге применяется процесс расспрашивания и личных открытий для формирования осознанности и ответственности клиента, обеспечения его структурой, поддержкой и обратной связью. Процесс коучинга помогает клиентам определить и достичь профессиональных и личных целей быстрее и легче, чем это было бы возможно без него.
В целом, коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы.
Можно объединить несколько понятий коучинга разных авторов и дать свою трактовку этому термину - коучинг представляется как процесс помощи субъекту в улучшении количественных или качественных характеристик его деятельности посредством отражения того, каким образом этот субъект использует специфические умения и знания. Коучинг помогает личности выйти за рамки ее возможностей.
Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя в поиске решений задач клиента. Коуч раскрывает творческий потенциал каждого клиента, поддерживает и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента.
Если кратко охарактеризовать сферы применения коучинга, то можно сказать, что личностный коучинг помогает:
У коучинга есть существенные отличия от психотерапии, консультирования, тренинга.
Психотерапия - область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Консультант - дает рекомендации, с ним совместно формируется образ желаемого результата,. Тренинг по сути своей представляет совокупность приемов, техник и прочего инструментария, которым на тренинге учат пользоваться. В отличие от этого, коучинг подразумевает не только устранение психологического дискомфорта у клиента, но коуч - консультант закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать - сам, без чьей бы то ни было помощи.
Коуч дает советы и рекомендации, может выступать в роли тренера, но только в самую последнюю очередь - если совет попросил клиент. Например, у него нет времени вместе с коучем разбираться в ситуации - нужен быстрый ответ: куда вложить деньги.
Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.
Основная философия коучинга - человек сам знает, как решать свои задачи, ему нужно лишь немного помочь. Философия коучинга базируется на следующих принципах:
Человек, обратившийся к коучу за помощью, - здоров и в полном порядке.
Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом. Задача коуча - помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития коучинга в россии