Проблемы и перспективы развития коучинга в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Цель работы – проблемы и перспективы развития коучинга в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия коучинг.
Рассмотреть основные принципы и этапы реализации коучинга.
Сравнить достоинства и недостатки коучинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА 6
1.1 Сущность понятия коучинг 6
1.2 Основные принципы и этапы реализации коучинга 11
1.3 Достоинства и недостатки коучинга 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОУЧИНГА В РОССИИ 18
2.1 Общая характеристика Международной Федерации Коучинга 18
2.2. Услуги. Продукты. Программы Международной Федерации
Коучинга 22
2.3 Перспективы развития коучинга в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Курсак!!!!!!!!!!!1.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется  от коуча - это помочь клиенту раскрыть его.

Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

Задача коуча при этом - помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание. (Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи).

Люди не нуждаются  в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

Т.В. Гагин говорит  о том, что «Человек сам знает, как ему нужно измениться, или  что надо делать и прямо сейчас, и вообще. Может быть он не понимает своего знания, но это знание у него есть». А у коуча есть опыт и квалификация Коуч поможет четче осознать цели и их важность, а так же возможные преграды, что мешают на пути.

Коучинг не соответствует  традиционным запросам: хочу много, и чтобы самому ничего не делать. Клиент, приходя к коучу обычно обнаруживает, что большую часть времени говорить, ставить цели, искать варианты решений, ответы на свои вопросы он будет сам. Коуч будет только спрашивать. Коуч завалит вопросами, и некоторые из них будут неприятными. Почему до сих пор не достиг своей цели? Что мешает? Чего боишься? В чем прелесть для тебя до сих пор топтаться на этом месте? Какие есть выгоды для тебя быть неудачником (или, например: постоянно волноваться, быть таким агрессивным)?

Значительная часть  времени общения с коучем будет  посвящена осознанию - какие есть преграды, почему до сих пор клиент не получил желаемое. О каких преградах  идет речь?

Часто, чтобы достичь  результатов, клиенту приходится «выходить  из зоны собственного комфорта», где существует чёткая иерархия организационной структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.

Не смотря на отличия, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент. Приставка «коуч» означает, что работа базируется на философии коучинга, принципах его работы.

 

    1. Основные принципы и этапы реализации коучинга 

 

Главные задачи коучинга:

  1. Разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи следующих инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса;
  2. Принятие конечного решения клиентом;
  3. Стимулирование самообучения;
  4. Полное раскрытие потенциала клиента;
  5. Повышение мотивации клиента.

Модели коучинга, разработаны  Джоном Уитмором. В оригинале они  представляют собой "Goal", "Reality", "Options", "What".4В целом модели коучинга образуют аббревиатуру GROW, что в переводе означает "РOCT":

    • Goal - постановка цели
    • Reality - анализ реальности
    • Options - определение возможностей к действиям
    • Will - воспитание воли к действию

Есть ряд принципов  коучинга, которые важно принимать  во внимание. Прежде всего есть 5 принципов Милтона Эриксона. Изначально со всеми людьми все в порядке, их не надо чинить, внутри каждого есть гений. У всех есть все необходимые ресурсы для достижения ваших целей. Каждый может научиться тому, чему он хочет. В каждый момент времени мы делаем наилучший выбор из всех возможных. У каждого действия есть изначально позитивное намерение. Одним из важнейших принципов работы является конфидециальность. Это фундамент отношений. Основная задача создать безопасное пространство, в котором можно будет смело искать ответы. Коучинг - это командный подход, работа в паре коуч-клиент. Это длительные развивающие отношения, союз ради ваших интересов и целей. Необходима поддержка в развитии и воодушевлении. Коучинг - это разделение ответственности. Каждый человек проживает свою жизнь самостоятельно, и только он сам знает наверняка, как наилучшим образом это сделать. Поэтому ответственность за принятие решений полностью на вас. Из этого вытекает еще один важный принцип - отсутствие советов со стороны коуча. Просто задаются сильные вопросы, которые стимулируют вас к поиску ответа. В процессе диалога ваш мозг начинает эффективно работать и вы сами находите наилучшие ответы на свои вопросы из всех возможных вариантов. В процессе отношений коуч занимает безоценочную позицию - может принимать мнения и взгляды других людей такими, какие они есть. Все люди разные и каждый имеет право на свою уникальную точку зрения. Коучинг - работает с настоящим и будущим клиента. Коучинг помогает понимать, что вы уже точно умеете делать, и помогает развить то, что вы можете. Т.е. помогает создать новые возможности и способности, развить свой потенциал. Коучинг помогает быть лучше других, лучше себя. Прыгнуть выше головы. Возможность открыть в себе неизвестные ресурсы и возможности и работать больше чем на 100%. Идти на шаг впереди других. Очень важно соблюдать экологичность при достижении цели. Ведь если вы пожертвуете чем-то значимым в своей жизни или жизни окружающих вас людей, ваш успех не будет полностью приносить удовлетворение. В коучинге также есть сильный акцент на действия, которые вы будете предпринимать для решения своих задач и достижения своих целей. Можно бесконечно строить планы, выражать желания и декларировать намерения. Но без действий они так и останутся нереализованными. Ваша жизнь - движение к цели, где будет очень полезна подотчетность, т.е. возможность сверять продвижения в своих шагах с коучем, получать от него отклик, поддержку и ободрение. Это будет дополнительным внешним стимулом для самостоятельной работы.5

Так же можно выделить следующие принципы коучинга предложенные Джоном Уитмором.

Итак, ключевые слова  коучинга - развитие, новое видение, раскрытие и реализация потенциала, личностный рост, достижение цели. Осуществляя  работу со своим подопечным, коуч должен руководствоваться следующими принципами:

    1. Вера в способности человека.

Джон Уитмор отмечает, что основополагающим принципом  коучинга является твердая уверенность  в том, что практически все  люди обладают гораздо большими внутренними  способностями, чем те, что они  выказывают в своей повседневной жизни. Коуч верит, что внутри каждого человека есть ответы на волнующие его вопросы. Вера руководителя в подчиненных заметно может повысить их мотивацию, сотрудники будут стараться оправдать оказанное доверие.

    1. Принцип единства и взаимосвязи.

Здесь применим "закон единого поля". Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях, например, с персоналом влияет на другие виды деятельности. Решив самостоятельно и хорошо трудную задачу, сотрудник может обнаружить необходимость изменения принципов выполнение другой работы или изменения произойдут в отношении с коллегами.

    1. Принцип равенства.

Необходимое условие  коучинга - это так называемое "коммуникативное  сотрудничество" и взаимоотношения на равных между коучем и его клиентом. Метод коучинга направлен на формирование партнерских отношений между коучем и руководителем, также внутри фирмы и с клиентами. Коучинг не ставит своей целью поучать клиента чему-нибудь и наставлять его "на путь истинный". Партнерство же создает благодатную почву для сотрудничества. Уже отношение к другому человеку как равному повышает уровень, культуру и продуктивность взаимодействия.

    1. Отсутствие готовых ответов.

Коуч не предлагает своему подопечному готовых ответов, тот должен сам до всего дойти, коуч лишь помогает, стимулирует активность клиента. Это связано с тем, что "знать дорогу и пройти ее - совсем не одно и то же". Если задачей является развитие, то предложение готовых ответов будет "медвежьей услугой" для клиента. Более того, предложение готового варианта просто провоцирует собеседника сказать "да, но..." и выложить тысячу и одну причину, почему он так не может сделать. В случае же, когда решение вырабатывается самим клиентом, он принимает его и сам несет ответственность за выполнение этого решения. А руководитель, придерживающийся принципов коучинга, не дает жестких инструкций подчиненным относительно выполнения заданий, не объясняет подробно, как они должны выполнять данное им поручение, а если подчиненным что-то не понятно, задает вопросы.

Часто, чтобы достичь  результатов, клиенту приходится «выходить  из зоны собственного комфорта», где  существует чёткая иерархия организационной  структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с  «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.

Не смотря на отличия, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент. Приставка «коуч» означает, что работа базируется на философии коучинга, принципах его работы.

Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.

 

1.3 Достоинства и недостатки коучинга

 

Достоинства.

Улучшение продуктивности деятельности. Это главное для чего и применяется коучинг: развитие персонала.

Коучинг предполагает быстрое  обучение "без отрыва от работы", причем этот процесс доставляет радость и удовольствие: улучшение взаимоотношений в коллективе, улучшение качества жизни.

Улучшение взаимоотношений  и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе: больше свободного времени у менеджера.

Подготовленный методом  коучинга персонал становится более ответственным.

У менеджера больше времени для исполнения функций более высокого порядка: больше конструктивных идей.

Коучинг и создаваемая  с его помощью обстановка поощряют конструктивные предложения от членов команды без опасения, что они  будут высмеяны или что последуют "оргвыводы".

Коучинг откроет много  не выявленных ранее талантов среди членов группы: быстрая и эффективная реакция в критических ситуациях.

В атмосфере, где люди ценятся, они готовы "вытаскивать  лодку" до того, как их позовут это делать. большая гибкость и адаптивность к изменениям.

В будущем потребность  в гибкости будет возрастать еще  больше. Возрастающая конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.

Недостатки. 

Коучинг отнимает больше времени и требует от менеджера больше терпения. Коучинг может представлять опасность для тех менеджеров, которые не уверены в своих силах или навыках, необходимых для работы, и которые не хотят терять контроль над происходящим. Менеджеры могут оказаться неготовыми делегировать свои полномочия: если менеджер будет помогать становлению своих служащих, у него может возникнуть сомнение в своей дальнейшей полезности компании. 

Люди часто испытывают именно внутренние препятствия в  достижении желаемой цели. Внутренние препятствия являются результатом  нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение – эти эмоции могут стать внутренним препятствием на пути к результату. В процессе диалога коуч стимулирует нас к более глубокому осознанию своих целей, ресурсов и ограничений. В процессе коучинга исследование препятствий, целей, ресурсов и других «составляющих» отношения человека к ситуации является одним из инструментов «нахождения своей игры», то есть своего, уникального способа решения конкретной проблемы. Но (и это самое важное) результатом коучинга всегда является эффективное действие, а не только слова или «понимание». Коучинг – это «про будущее действие», а не «про прошлые ошибки», хотя для этих целей прошлый опыт может быть объектом обсуждения и исследования.

Коучинг возможен, только если сотрудник принимает и реализует самостоятельные решения. Иначе говоря, человек должен обладать правом принятия решений (или влияния на них) и нести ответственность за результат. Подход «делай как я говорю» или «делай в соответствии с процедурой» редко способствует «присвоению» ответственности за итоговый результат исполнителем и гасит творчество. В ситуации рутинной работы это может быть допустимо, однако если вы ожидаете от сотрудников результативности, необходим подход с позиций коучинга. 7

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОУЧИНГА В РОССИИ

Информация о работе Проблемы и перспективы развития коучинга в россии