Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа
Цель работы – проблемы и перспективы развития коучинга в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия коучинг.
Рассмотреть основные принципы и этапы реализации коучинга.
Сравнить достоинства и недостатки коучинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА 6
1.1 Сущность понятия коучинг 6
1.2 Основные принципы и этапы реализации коучинга 11
1.3 Достоинства и недостатки коучинга 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОУЧИНГА В РОССИИ 18
2.1 Общая характеристика Международной Федерации Коучинга 18
2.2. Услуги. Продукты. Программы Международной Федерации
Коучинга 22
2.3 Перспективы развития коучинга в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
А также язык. Это единственная программа в России, которая ведется на английском языке (с синхронным переводом по необходимости). Получая знания и имея практику коучинга в процессе обучения на иностранном языке, студенты получают уникальную возможность проявлять этот навык на двух языках, что является их жизненным и профессиональным преимуществом. Более того это дает возможность пройти обучение иностранным специалистам, работающим в российских компаниях.
А слушателями данной программы являются: владельцы компаний, руководители и топ менеджеры ведущих российских и зарубежных компаний, руководители государственных структур и компаний, HR специалисты, профессиональные коучи, бизнес-тренеры.
Для того чтобы быть успешным и востребованным в современном бизнес-сообществе, одного лишь профессионализма и опыта недостаточно. Важно при этом быть личностью, уметь понимать и управлять собой, иметь смысл жизни и собственную стратегию успеха. И никто это не сделает за Вас – только обладая знаниями, Вы можете достичь этого сами. Каждый из нас обладает своими уникальными характеристиками: врожденными и приобретенными. У каждого из нас свои цели, желания и мечты, которые являются фундаментом и предпосылками к Вашему дальнейшему росту.
Программа обучения «Лидер как коуч» основана на комплексном подходе, обеспечивающим получение навыков личностного роста, актуальных профессиональных знаний, навыков управления эмоциями и коммуникациями, а также дополнительных навыков и «альтернативных» знаний, выходящих за рамки привычного бизнес-образования, и позволяющие посмотреть на себя, коллег и партнеров под новым углом зрения9.
Коучинг — это особая система поддержки человека, которая позволяет раскрыть его потенциал и добиться реальных результатов как в профессиональной, так и в личной жизни, причем наиболее эффективным способом. При этом мастерство коуча состоит не только в том, чтобы клиент осознал, нашел свой путь, но и в организации необходимой и достаточной помощи ему на данном пути с использованием баланса между двумя принципиально важными процессами, которые и организует коуч, — между поддержкой и вызовом. С каждым конкретным человеком, в каждый конкретный период времени коуч определяет, что нужно ему именно сейчас. Коучинг — это своего рода философская категория, специфика которой в особом отношении коуча к клиенту как к отдельному социуму со всеми его жизненными обстоятельствами, целями, понятиями о смысле жизни, мировоззрением и убеждениями. Каковы перспективы развития коучинга в России? Есть ли они? Каково положение дел уже сейчас?
Перспективы есть, поскольку цель коучинга - содействие человеку в достижении его целей. А все, что помогает нам решать наши задачи, имеет шансы на то, чтобы быть «принятым в общество». В то же время есть и препятствия, определенные барьеры, притормаживающие скорость продвижения коучинга.
Во-первых, в России пока нет четкого и однозначного понимания, что же такое коучинг. Каждый понимает его так, как может. Психотерапевты объявляют психотерапию базой коучинга. Консалтеры ставят знак равенства между коучем и экспертом советчиком. Тренеры позиционируют коучинг как особый вид обучения. Управленцы заявляют, что коучинг - это просто стиль управления, и не более того. Есть те, кто говорит о том, что коучинг - это вообще самостоятельная дисциплина, способная помогать человеку в любой области его жизни, и, чтобы быть коучем, вовсе не обязательно разбираться, например, в профессиональной деятельности клиента.
А пока у нас нет единого понимания, нет четко прописанных профессиональных стандартов и процедур работы (адаптированных под российского клиента), как в Международной Федерации Коучей, с коучингом в России будут проблемы. За коучинг будет выдаваться все что угодно, от завуалированного эриксоновского гипноза до традиционного целеполагания.
Во-вторых, коучинг сейчас сталкивается с нашим менталитетом, например с российской особенностью управления персоналом.10
Коучинг работает не с отдельными умениями и навыками человека, а в целом с его личностью - здесь и мотивация, и эмоции, и страхи, и убеждения, и ограничения, и жизненные ценности. На Западе уже давно отметили, что успешен в первую очередь человек-личность, а не человек-профессионал.
Но в последнее время российский рынок пестрит в основном тренингами профессиональных навыков. Мы увлеклись технологией и забыли о простом и вечном - о самом человеке. Коучинг же об этом помнит - что именно люди делают бизнес. Жизнь, бизнес - это люди, это личности – и коучинг работает на это. На развитие и укрепление того самого «человеческого фактора», на который мы так любим ссылаться. А когда в организации появляются не безликие работники, а люди-личности? Когда менеджмент компании начинает замечать своих подчиненных? Когда на смену инструкциям, четким и жестким задачам-распоряжениям приходят вопросы? Когда вместо приказов и указаний руководитель начинает спрашивать? Все это - о бизнесе с человеческим лицом, о демократическом стиле управления.
Но подавляющее большинство российских менеджеров используют авторитарный стиль управления. В таких компаниях нет вопросов, зато есть указания, контроль каждого шага, плюс - жесткая неконструктивная критика. В результате работники боятся проявить инициативу, сделать лишний шаг без разрешения руководителя. Большинство проблем, промахов и ошибок замалчиваются или скрываются до последнего момента, отчего несвоевременно разрешенная ситуация еще больше усугубляется. Что интересно, эти же руководители на совещаниях регулярно громко возмущаются: «Мне все это уже надоело! Почему вы без меня эти вопросы не решаете?!», не понимая, что сами являются причиной вялости и безынициативности своих подчиненных. И когда в этой компании появится коуч, руководитель с помощью его вопросов обязательно увидит все, что происходит в организации, - то, какое управление, и его результаты, свою возможную авторитарность, многие «узкие места», которые порою и от себя то скрываются. Спрашивая, коуч вскроет все, что есть, - то, что сейчас мешает, тормозит организацию не только в неэффективно выстроенных бизнес-процессах, но и в личности ее первых лиц - все те места, о которых обычно не говорят. Многие ли сегодняшние топ-менеджеры готовы к этому? Российский менеджмент идет к демократии в управлении персоналом, но очень медленно. Россия как государство движется к демократии уже двадцать лет, и только сейчас мы замечаем первые устойчивые результаты. Так же медленно будет двигаться к демократии большая часть наших управленцев. Коучинг появился в стране в середине 90-х гг., и только совсем недавно о нем заговорили так широко и полно.
У нас есть много прозападных компаний и их с каждым годом становится все больше, но кто управляет этими компаниями в России? Кроме того, большинство этих компаний забюрократизированы инструкциями, где каждый шаг прописан - что и как делать.
В общем, пока управленческая культура наших компаний созревает, у коучинга есть время устояться, обрести единую и однозначную трактовку, обзавестись стандартами работы.
Персонал наших компаний тоже еще не совсем готов работать в демократическом стиле управления, да еще и в обрамлении коучинга. Представьте себе, работник приходит к своему менеджеру и заявляет, что у него вот это сделать не получается, потому что есть вот такая проблема. Далее он смотрит на своего шефа, ожидая, что он бросится ему советовать, подсказывать, указывать - в общем, решать за своего подчиненного его проблемы. А менеджер, вдруг решивший работать как коуч-менеджер, скажет: «Я понял, есть проблема. А где варианты ее решения? Давай-ка через два часа принеси три варианта решения твоей задачи, и мы вместе выберем наиболее подходящий». Какова будет реакция работника? «Да, какой же он начальник, если не говорит, что мне делать? Зачем же он тогда вообще нужен, если я еще и сам буду находить решения и выходы из сложных ситуаций?» - так подумает большинство.
В общем, до коучинга надо дорасти, с обеих сторон: руководящей и исполнительской.
И все же, несмотря на несколько пессимистический анализ, за коучингом большое будущее - очень скоро он плотно войдет в нашу жизнь, и мы будем удивляться: как же это мы раньше обходились без коучинга?11
А в заключении хочется сказать, что Россия пока еще только начинает свой путь в коучинге, как в практике, так и в теории. На сегодняшний день коучинг в России еще находится на стадии «распространения», тогда как Германия находится на фазе углубленной профессионализации. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать российские теории и концепции. Сейчас в России в большей степени представлены последователи американских традиций. Хочется верить, что не далек тот день, когда и европейские специалисты внесут свой вклад в развитие коучинга в России. И мы сможем узнать об их опыте не из газет и журналов, книг и интернета, а в процессе обучения в реальной «школе коучинга».
К сожалению, рынок профессиональных коуч-услуг достаточно сильно дискредитируется наличием на нем непрофессиональных, недобросовестных игроков. Поэтому частные лица все еще относятся к подобным услугам с большим недоверием и предпочитают либо решать свои личные задачи самостоятельно, либо просто переждать нестабильное время.
Сейчас количество коучей, которые хотят работать на российском рынке, превышает спрос на их услуги. Для того чтобы рынок развивался цивилизованным образом, необходимо создавать профессиональные ассоциации коучей, возможно, вводить сертификацию, вести просветительскую деятельность. Но поскольку рынок очень конкурентный, и на нем работают консультанты очень разного уровня, то такие меры никому не интересны. Но, мы думаем, со временем все же будет создано значимое профессиональное сообщество, и тогда будет внесена ясность в вопрос «А что же такое коучинг?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что на современном этапе нет точного определения коучинга как термина, так как в настоящее время не многие предприятия и компании овладели таким достаточно новым направлением в мире консультирования. А также важно заметить, что для успешного развития коучинга в России должно существовать четкое понимание того, кто будет работать и зачем. Коучинг делает акцент не на том, чтобы бороться со слабыми сторонами, а на том, чтобы выделять сильные стороны и работать с ними. И если малый и средний бизнес найдет свою поддержку в лице государства, то однозначно коучинг ждет колоссальное будущее.
Коуч не занимается развитием личности вообще или улучшением эффективности в целом. Сфера интереса коуча – конкретная цель в будущем клиента, шаги по ее достижению в настоящем и уроки из прошлого, которые помогут эффективно двигаться к цели. Очень много людей устают от выполнения того, что они «должны делать на работе». Но они всегда готовы и делают то, что значимо в другой части их жизни. Проблема в том, что многие не видят и не осознают этот парадокс, или, если они даже замечают это, то не видят способа быть одинаково эффективным в любых ситуациях. Коуч может помочь им и увидеть это, и качественно изменить. Люди понимают, насколько просто они могут сделать то, что несколько лет назад им казалось за их пределами возможностей или сказкой-мечтой. Коуч - не создатель «Чудес» (хотя, иногда и так получается), но у него есть большой набор инструментариев и методов, чтобы помочь Большим Идеям стать Реальностью. Многие люди и организации сейчас находят время и ресурсы, чтобы инвестировать такой вид своего роста. Все большее количество людей приходит к осознанию духовности как важного и необходимого аспекта их существования. Неважно, из какой области эти люди - гумманитарии, IT, или бизнес-технологии. Одно их определений духовности - соединенность с самим собой и с другими людьми. Коуч помогает клиентам настраиваться на лучшее в себе и других.
Коучинг – это новая профессия для России. Его развитие требует работы по целенаправленному позиционированию личного коучинга и корректировке имиджа бизнес- и VIP -коучинга. В качестве аналогов для определения ценовой политики в областях личного и бизнес-коучинга можно рассматривать репетиторство и юридические консультации (для предпринимателей) соответственно. В качестве стандартов качества профессии однозначно должны выбираться стандарты Международной Федерации Коучей (МФК), хотя процедуры аккредитации (как коучей, так и образовательных программ) должны быть скорректированы в соответствии с российскими условиями.
МФК имеет многолетний опыт в предоставлении услуг коучинга для Топ – менеджеров, ключевых менеджеров и руководителей крупных Российских и глобальных компаний различных отраслей. Коучинг предоставляется и индивидуально, и как составной компонент программ развития лидерства в организации. МФК также участвует в реализации комплексных проектов реорганизаций компаний, как организатор коучингого этапа проектов.
Клиентами МФК являются Сбербанк, Home Credit bank, Сiti bank, Уралсиб, Промсвязьбанк. C привлечением партнерских и коучинговых ресурсов МФК, как российских, так и международных, создано большое число программ, целью и задачей которых, является предоставление коучинговых услуг и реализация долгосрочных проектов развития лидерства для высшего управленческого состава российских и глобальных компаний.
Для того чтобы быть успешным и востребованным в современном бизнес-сообществе, одного лишь профессионализма и опыта недостаточно. Важно при этом быть личностью, уметь понимать и управлять собой, иметь смысл жизни и собственную стратегию успеха. И никто это не сделает за Вас – только обладая знаниями, Вы можете достичь этого сами. Каждый из нас обладает своими уникальными характеристиками: врожденными и приобретенными. У каждого из нас свои цели, желания и мечты, которые являются фундаментом и предпосылками к Вашему дальнейшему росту.
Программа обучения «Лидер как коуч» основана на комплексном подходе, обеспечивающим получение навыков личностного роста, актуальных профессиональных знаний, навыков управления эмоциями и коммуникациями, а также дополнительных навыков и «альтернативных» знаний, выходящих за рамки привычного бизнес-образования, и позволяющие посмотреть на себя, коллег и партнеров под новым углом зрения.
А в заключении хочется сказать, что Россия пока еще только начинает свой путь в коучинге, как в практике, так и в теории. На сегодняшний день коучинг в России еще находится на стадии «распространения», тогда как Германия находится на фазе углубленной профессионализации. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать российские теории и концепции. Сейчас в России в большей степени представлены последователи американских традиций. Хочется верить, что не далек тот день, когда и европейские специалисты внесут свой вклад в развитие коучинга в России. И мы сможем узнать об их опыте не из газет и журналов, книг и Интернета, а в процессе обучения в реальной «школе коучинга» у нас.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития коучинга в россии