Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:23, реферат
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы занятости молодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы занятости молодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
российское общество находится в
непростой социально-
Молодых людей, впервые
приходящих на рынок труда и не
имеющих профессии или
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет
собой макроэкономическую проблему,
оказывающую наиболее прямое и сильное
воздействие на каждого человека.
В современных условиях экономического
хаоса потеря работы для большинства
людей означает снижение жизненного
уровня, часто вплоть до полной нищеты,
и наносит серьезную
ГЛАВА I. Проблемы занятости молодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
Незанятая молодежь представляет
собой один из четко определенных
устойчивых сегментов рынка труда,
характеризующийся стабильным ростом
предложения рабочей силы. Молодежный
рынок труда формируется
Молодежный рынок труда имеет свою специфику.
Во-первых, он характеризуется
неустойчивостью спроса и предложения,
обусловленной изменчивостью
Во-вторых, специфична
для молодежного рынка труда
низкая конкурентоспособность по сравнению
с другими возрастными
В-третьих, молодежная
занятость имеет явные и
В-четвертых, молодежный
рынок труда характеризуется
большой вариантностью. Это обусловлено
тем, что на него выходят выпускники
учебных заведений, осуществляющих
подготовку специалистов по всем возможным
профессиям. Отсутствие спроса на региональном
рынке труда на многие из них, приводит
к тому, что большая часть ищущих
работу молодых людей, в том числе
недавних выпускников учебных заведений,
трудоустраивается по специальностям,
далеким от базового образования, для
многих переподготовка является единственной
возможностью получить работу. Ежегодно
из числа выпускников каждый четвертый
становится потенциальным кандидатом
на переобучение, получение второй
профессии. Кроме того, пятая часть
молодых людей увольняется из-
В-пятых, на молодежном
рынке труда создалась
Складывающийся рынок
труда предполагает выявление приоритетных
профессий и специальностей на определенный
момент. В связи с этим возникли
теоретические и прикладные задачи
по количественному и
Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
Решение этой проблемы участники группы видят в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно - принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике
квотирования может стать система
условий, при которых работодателям
было бы выгодно брать на работу
выпускников, в частности - введенная
на муниципальном уровне система
налоговых льгот для
Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока несовершенна из-за недостатка бюджетных средств, но идея продвигается уже сейчас.
Проблема дисбаланса
спроса и предложения на рынке
труда заключается в том, что
существует несоответствие между тем,
какие специальности на конкретный
момент требуются на рынке труда,
и тем, специалистов каких специальностей
выпускают вузы. В данном случае
речь идет о том, что рынок труда
в настоящее время даже приблизительно
сложно прогнозировать на те же пять-шесть
лет, поскольку экономическая
Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.
Кроме того, возможно
налаживание механизма, при котором
вузы будут заключать с
Проблема адаптации
на рынке труда выпускников вузов,
являющихся рядовыми запаса российской
армии. Проблема «вуз-армия-рынок» состоит
в том, что молодые люди, получившие
специальность в вузе, при прохождении
военной службы теряют квалификацию
и, возможно, уже имевшееся место
работы. После возвращения со службы
эти граждане зачастую в силу различных
причин не имеют возможности возобновить
свою квалификацию. В результате рынок
труда теряет квалифицированных
специалистов, а граждане, отслужившие
в армии - возможность получить достойную
работу. Частично это связано с
тем, что в данной ситуации, оказывается,
практически невозможно получить статус
безработного и встать на учет на бирже
труда. В качестве возможных путей
решения было предложено разработать
на муниципальном уровне через департамент
занятости населения
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.
Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.
Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.
Необходимо проводить
специальные курсы для
В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
Занятость студентов не только на временной, но на регулярной работе во время их учебы в вузе - это реальность тех экономических и социальных условий, в которых оказалась к концу XX века сфера высшего образования и рынка труда нашей страны. Об этом говорят и численность работающих студентов, и причины начала трудовой деятельности во время учебы в вузе.
Среди таких причин
есть общие для всех групп населения
- масштабность и глубина структурной
перестройки в экономике, большее
разнообразие экономической практики;
снижение уровня материального благополучия
основной части населения - и специфические
для студенчества - резкое и значительное
по величине ухудшение экономического
положения вузов, сокращение государственного
распределения выпускников