Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:23, реферат
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы занятости молодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Есть основания предполагать, что недавний экономический кризис 2010 года года внес определенные коррективы в ситуацию со студенческой занятости, обострив проблемы трудоустройства, с одной стороны, с другой - открыв новые возможности для сотрудничества с отечественными производителями, перспективу востребованности по некогда утратившим спрос специальностям. Есть основания ожидать дальнейшего роста актуальности выхода студента на рынок труда, роста численности работающих студентов.
Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения дает основания для некоторых рекомендаций в области решения проблем студенческой занятости в России.
Необходима программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, действующих на данном сегменте рынка труда:
- отдельные вузы города и департамент высшего образования;
- потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители;
- специализированные службы занятости городской и областной администрации;
- организации, участвующие
в деятельности
Важнейшими ее направлениями должны стать: Область управления студенческой занятостью: - Обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играх и пр.);
- Принятие мер по
расширению потенциального
- Содействие в разработке
приемлемых форм
Сотрудничество по
линии «вуз-государство-
Область контроля и исследовательской деятельности Продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест. Изучение ее влияния на трудовую карьеру выпускников;
- Использование полученных
данных для разработки
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. Это солидная часть потенциальной рабочей силы. По состоянию на декабрь 69,6 млн. человек, по данным Росстата, были заняты экономической деятельностью в РФ, а 5,4 млн. - нет, хотя возраст им это позволял. Речь идет, подчеркнем, не только о тех, кто встал на учет в службы занятости, а обо всех, кто действительно хотел трудоустроиться. Иными словами, приведенные цифры характеризуют уровень безработицы, рассчитанный по методике Международной организации труда (МОТ). По сравнению с декабрем 2009 года численность незанятых значительно сократилась - на 781 тыс. человек, или на 12,7%. Если же взять год в целом, то в среднем в 2010-м численность безработных составила 5,6 млн. человек, это на 11,4% меньше, чем в 2009-м. Неблагоприятное положение на молодежном рынке труда определяется, в частности, изменением структуры экономически активного населения. Сдвиги в структуре возрастных групп проявляются по мере взросления молодых людей. За рассматриваемый период доля экономически активной молодежи сократилась в общем количестве активного населения по возрастной группе до 20 лет с 3,7 до 2,3%, по группе 20-24 лет - с 11,3 до 10,2%. Доля молодежи 25-29 лет увеличилась с 11,7 до 13%. Она наиболее активна в предложении своего труда, что свидетельствует об адаптации этой группы к условиям рынка труда и о достаточном уровне ее профессиональной подготовки. Уменьшение в составе рабочей силы доли подростков и молодых людей до 24 лет можно объяснить их вовлечением в образовательный процесс в целях приобретения профессии, а, следовательно, увеличением шансов на получение достойной работы в будущем.
Наряду с этим за период 2008-2010 гг. выросла численность молодежи в составе экономически неактивного населения с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек (среди них свыше 40% - учащиеся и студенты учебных заведений). Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. Так, в общем количестве безработных на конец 2005 г. доля выпускников общеобразовательных учреждений составила 3,2%; высших учебных заведений - 1,4%; учреждений среднего профессионального образования - 2,3%.С одной стороны, это - следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направление на работу, резко уменьшилось: по учреждениям начального профессионального образования его получают 50% закончивших обучение, по государственным средним (дневным) специальным учебным заведениям - около трети закончивших, по высшим учебным заведениям - не более 40%. При этом почти каждый десятый из числа безработных имеет высшее образование, каждый пятый - среднее специальное и почти каждый шестой - начальное профессиональное.
Очевидно, сказываются
просчеты в определении перспективной
потребности в
На рынке труда появился продукт, который по степени расхватываемости и роста объемов продаж похож на мобильные телефоны. Это продукт - диплом о высшем образовании. Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом. Образование на рынке - это такой же товар, услуга. И вузовский диплом - всего лишь сертификат качества этого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. Итак, основной эффективный способ трудоустройства - через связи и знакомства. К нему так же часто прибегают при устройстве на работу специалисты со стажем.
Развитие экономики,
науки и информационных технологий
предъявляет высокие требования
к качеству рабочей силы. Это относится
и к молодым рабочим, и к
начинающим специалистам. На рынке
труда они считаются наиболее
уязвимой категорией. Работодатели отдают
предпочтение уже «готовым»
Для поддержки молодежи
в жестких условиях рынка труда
разрабатываются различные
Потребность в проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынке труда. Современная ситуация на рынке труда характеризуется ростом скрытой безработицы, сокращением численности занятого населения, увеличением периода безработицы. Основные причины такой ситуации связаны со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятыми молодыми специалистами.
Современное состояние
российского рынка труда
Отечественная реальность
показывает, что увеличение предлагаемых
вакансий не приводит к сокращению
безработной молодежи. Часто работодатели
буквально сбиваются с ног
в поисках работников, но дело в
том, что им не хватает
Такие причины побуждают
работодателя отказаться от услуг молодых
специалистов, при этом интеллектуальный
потенциал остается невостребованным.
Отказ работодателя и рост безработицы
среди молодежи имеет негативные
последствия, такие как рост преступности,
эмоциональная неустойчивость, стресс,
вызванные потребностью в признании
и самореализации. Здесь может
возникнуть вопрос: Как достигнуть
того, чтобы молодой специалист был
конкурентоспособным на рынке труда?
Во-первых, он должен обладать рядом
качеств, удовлетворяющих запрос работодателя:
целеустремленность, наблюдательность
и исполнительность, ориентация на
эффективность и качество работы,
независимость и уверенность, стремление
быть информированным, энергичность, способность
убеждать и устанавливать связи,
коммуникабельность, способность быстро
и легко усваивать новый
Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.
Во-вторых, необходимо вести активный поиск работы, используя все источники информации.
Но, несмотря на проблемы,
молодежь является самой трудоспособной
частью экономически активного населения.
Для молодежи характерна готовность
на рискованные эксперименты, наивысший
уровень физического здоровья и
значительные запасы энергии, эмоциональная
насыщенность их жизни в совокупности
с борьбой за экономическую
ГЛАВА II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
Профессиональное
становление личности начинается еще
во время учебы в школе - именно
тогда формируются предпосылки,
определяющие выбор будущей профессии.
К сожалению, учебные программы
оторваны от реальных проблем, которые
молодым людям придется решать в
жизни. Многие необходимые знания они
вынуждены осваивать