Проблемы занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:23, реферат

Описание

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы занятости молодежи
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.07 Кб (Скачать документ)

Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения  наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны. Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова / Человек и труд. 2007. № 1. Сегодня многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства).На последних курсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.

Весьма полезен  в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы профессионального  информирования, консультирования и  психологической поддержки. Их назначение - повысить конкурентоспособность и  содействовать переориентации граждан  на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут  быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно - обучающие курсы, групповые  занятия в бизнес-клубах с ориентацией  на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.

Очень важное направление  снижения негативных последствий структурных  несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих  студентов - развитие систем профессионального  отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних  образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность  самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет  трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает  лишь незначительная часть выпускников  вузов, обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в  ее организациях непривлекательной  для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они  часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство  оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней  не участвуют. Молодежь на рынках труда  и образовательных услуг.

Статистика показывает, что каждый год в службу занятости  г. Улан-Удэ обращается не менее 60 тыс. молодых людей, которые приходят за помощью в трудоустройстве. Часть из них составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в год окончания учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу. В 2010 году их число составило более 3500 человек. Хотя молодежь быстрее находит работу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства им часто приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогает тесное сотрудничество учебных заведений и службы занятости, которое позволяет еще до окончания учебного заведения сориентировать выпускников.

2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖ

В соответствии с рекомендацией  МОТ № 195 «о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное  обучение» перед государствами - членами мот стоит задача «разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в  приведении в соответствие спроса и  предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и  направлений профессионального  роста, а так же содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта»

Службе занятости  в решении этих вопросов принадлежит  центральная роль. К сожалению, в  настоящее время функции ГСЗН оказались достаточно ограниченными даже по сравнению с периодом 90-х годов. Тем не менее она имеет право выступать в качестве инициатора социально значимых проектов, связанных с использованием элементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий, направленных на согласование спроса и предложения на рабочую силу в пределах регионов (муниципалитетов). Речь идет об определении контрольных цифр приема учащихся по профессиям и срокам обучения на основе прогнозирования спроса на услуги образовательных учреждений. Последние формируются управлениями по труду на местах с учетом запросов работодателей.

Значительную роль призвано сыграть заключение различного рода договоров или соглашений (двух-, трехсторонних) между органами ГСЗН, работодателями и образовательными учреждениями относительно подготовки и трудоустройства выпускников  образовательных учреждений либо по поводу и условиям повышения квалификации и переподготовки кадров на действующих  предприятиях и в организациях. Следует  иметь в виду, что в последнее  время традиционные модели взаимодействия предприятий и учебных заведений  существенно трансформировались. В  частности, наблюдается переход  от единовременных договоров к постоянному  взаимодействию предприятий и учебных  заведений.

С учетом процессов, происходящих в сфере занятости, следовало  бы ускорить подготовку на федеральном  уровне нормативной правовой базы по целому ряду назревших вопросов. Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузах, об узаконивании контрактной формы  закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокам закрепления  и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразным поощрять (посредством  льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие  места для молодежи, разрабатывать  и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных  норм.

На региональном уровне было бы оправданным применять квотирование рабочих мест для молодежи, планировать  создание новых рабочих мест для  выпускников учебных заведений, стимулировать молодежную самозанятость и развитие малого бизнеса. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны.

2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ  МОЛОДЕЖИ

Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня  страны.

Правительство РФ распоряжением  от 18.12.06 N 1760-р утвердило Стратегию  государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Цель стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах  России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам  граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный  подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии. Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной  самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое  и культурное развитие страны, обеспечение  ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Данная политика формируется  и реализуется органами государственной  власти и местного самоуправления при  участии молодежных и детских  общественных объединений, неправительственных  организаций и иных юридических  и физических лиц. Ориентирована  политика преимущественно на граждан  Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых  людей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

В связи со стремительным  старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

Целью государственной  молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в  интересах России.

Проекты, разработанные  для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного  участия в них всех молодых  людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального  статуса, предоставят молодежи возможности  деятельности, которые более всего  соответствуют ее интересам.

Учитывая масштаб  задач, стоящих перед страной, и  объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать  такие направления, работа по которым  обеспечит создание условий для  успешной социализации и эффективной  самореализации молодежи, а также  возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой  подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в  целом.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные  и негосударственные ресурсы, что  предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: - Системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; - Выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; - Вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения  молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность  страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для реализации приоритетного  направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и  ее информирование о потенциальных  возможностях развития в России, были предложены различные проекты, такие  как "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Молодая семья России" и "Карьера".Основными целями проекта "Карьера" являются: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей будут реализованы разработанные  мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости  молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового  просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных  программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения  на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении  вопросов трудоустройства молодых  людей; на создание условий для максимально  гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и  популяризацию инициатив и начинаний  молодежи в социально-экономической  сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. В условиях модернизации общества и растущих требований к  человеческому капиталу государственная  молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение  собственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы  российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006.Реализации молодежной политики в последние годы уделяется все больше внимания, причем не только на федеральном, но и на местном и региональном уровнях. В сентябре 2006 года депутатами Улан-Удэнского городского совета было принято решение о создании молодежного консультативного и совещательного органа на территории города. И уже в начале 2006 года, при непосредственной поддержке отдела по делам молодежи, начала осуществлять свою деятельность Молодежная Палата первого созыва. В состав, которого вошли 26 представителей учащейся и рабочей молодежи города, а так же 5 человек имеют право совещательного голоса. Одной из основных целей, стоящих перед молодыми парламентариями является - привлечение молодежи к активному участию в общественной и политической жизни города, формирование правовой и политической культуры, поддержка созидательной активности молодежи. Структура Молодежной палаты включает в себя четыре комитета (городского хозяйства, по социальной политике, по развитию местного самоуправления, финансово-экономический). Текущее руководство и реализация решений осуществляется Советом, в состав которого входят председатель, его заместитель, председатели комитетов, ответственный секретарь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы занятости молодежи