Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов оптимизации процесса принятия управленческих решений.
Исходя из цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы процесса принятия управленческих решений;
проанализировать процесс принятия управленческих решений на примере конкретного предприятия, такого как ОАО «Камдорстрой»;
предложить методы оптимизации принятия управленческих решений.
Введение 3
1. Теоретические основы процесса принятия управленческих решений 5
1.1. Сущность управленческих решений, их классификация 5
1.2. Процесс принятия решений, принципы и этапы 12
2. Анализ процесс принятия управленческих решений в ОАО «Камдорстрой» 20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Камдорстрой» 20
2.2. Процесс принятия управленческих решений в ОАО «Камдорстрой» 22
2.3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ОАО «Камдорстрой» 27
Выводы и предложения 31
Список используемой литературы 33
Содержание
Введение
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации – своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. [11,c.289] Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Целью курсовой работы является изучение методов оптимизации процесса принятия управленческих решений.
Исходя из цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является ОАО «Камдорстрой»; предметом –процесс принятия управленческих решений.
Курсовая работа состоит из трех глав, в которых рассматриваются различные аспекты процесса принятия управленческих решений и его оптимизация. Каждая глава подразделяется на параграфы.
В
первой главе рассмотрены
В процессе написания контрольной работы были использованы материалы учебных пособий по менеджменту, периодических изданий и данные официального сайта ОАО «Камдорстрой».
1. Теоретические
основы процесса принятия
управленческих решений
1.1. Сущность управленческих решений, их классификация
Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели [2,c.198].
Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека.
Важнейшим
резервом повышения эффективности
всего общественного
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов [23,c.231]. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:
Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы [1,c.325]. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций [13,c.151].
Своевременность
управленческого решения
Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:
Важным
требованием управленческого
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать.
1.
Степень повторяемости
В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив [24,c.94].
2. Значимость цели.
Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегические и тактические.
3. Сфера воздействия.
Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решения можно считать локальными. Решения, однако, могут приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным [6,c.67].
4. Длительность реализации.
Реализация
решения может потребовать
5.
Прогнозируемые последствия
Большинство
управленческих решений в процессе
их реализации, так или иначе, поддается
корректировке с целью
6.
Характер использованной
В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированные (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти решения играют чрезвычайно важную роль при принятии решения. Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, это позволяет ему точно знать результаты каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными [16,c.222].
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется, как степень возможности свершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятности всех альтернатив должна быть ровна единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.
В
ряде случаев, однако, организация не
располагает достаточной
Решение
принимается в условиях неопределённости,
когда из-за недостатка информации
невозможно количественно оценить
вероятность его возможных
Сталкиваясь с неопределённостью, управляющий может использовать две основные возможности:
а) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью снижения её новизны и сложности. В сочетании с опытом и интуицией это даёт ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
б) когда не хватает времени и/или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решения приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
7. Метод разработки решения.
Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее заданному алгоритму. Другими словами, формализованные - это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Формализация принятия решения повышает эффективность управления. В результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация [20,c.142].
В
то же время в процессе управления
организациями часто
На практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.