Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ процессов разработки и принятия управленческих решений. Для выполнения данной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и значение управленческих решений;
- описать функции, которые выполняют управленческие решения;
- выделить этапы разработки и принятия решений;
- рассмотреть организацию процесса разработки и контроль за реализацией управленческих решений;
- рассмотреть опыт принятия управленческих решений на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
- дать практические рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией…………………….....6
1.1. Сущность, значение и функции управленческих решений ………………6
1.2. Этапы процесса принятия управленческих решений………………….....11
1.3. Организация процесса разработки управленческих решений…………..18
1.4 Контроль реализации управленческих решений……………………….…23
Глава II. Анализ деятельности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений …………………………………………………….28
2.1. Общая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»…….…..28
2.2. Опыт разработки и принятия управленческих решений в банке…….….33
2.3 Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений………………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………….…….40
Список использованной литературы…………….………..………………..45
Приложение…………………………………………………………………….48
Авторы работ по менеджменту в определение понятия "управленческое решение" включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, управленческое решение формулируется как:
Управленческое
решение на предприятии представляет
собой творческий акт субъекта управления
(индивидуального или
Исходя из приведенного определения можно выделить ряд аспектов решения: организационный, психологический, социальный, информационный, экономический.[15, c. 126]
Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).[7, c. 45]
Эффективность
каждого управленческого
Таким
образом, управленческое решение представляет
собой социальный акт, выражающий потребности,
интересы коллектива, отдельных социальных
групп, общества в целом. Решения даже
в технической области (реконструкция
предприятия, замена оборудования) затрагивают
интересы работников, так как возникают
проблемы сокращений, необходимость овладения
новыми навыками и умениями. Результаты
управленческих решений, особенно в крупных
организациях, определяют судьбу десятков
и сотен людей. Просчет функционального
исполнителя в аппарате управления имеет
частный характер, ошибка руководителя
при принятии решений отражается на результатах
работы, в крайних случаях может привести
к банкротству, потере рабочих мест, массовым
увольнениям. В силу этого ответственность
руководителя – непременный атрибут управленческого
решения.
1.2 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.[17, c. 38]
В
процессе принятия решений большое
внимание уделяется использованию
методов экспертного
Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.
Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.[20, c. 63]
Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.
Основные этапы процесса принятия управленческих решений:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |||||
Получение информации о ситуации | Определение целей | Разработка оценочной системы | Анализ ситуации | Диагностика ситуаций | |||||
6. | 7. | 8. | 9. | ||||||
Разработка прогноза развития ситуации | Генерирование альтернативных вариантов решений | Отбор основных
вариантов управляющих |
Разработка сценариев развития ситуации | ||||||
10. | 11. | 12. | 13. | ||||||
Экспертная
оценка
основных
вариантов управляющих |
Коллективная экспертная оценка | Принятие решения ЛПР | Разработка плана действий | ||||||
14. | 15. | ||||||||
Контроль реализации плана | Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий |
Подготовка к разработке управленческого решения.
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:
Разработка управленческого решения.
В состав
второго блока этапов разработки
управленческого решения
Принятие решения, реализация, анализ результата.
В третий
блок этапов разработки и реализации
управленческого решения
Рассмотрим их более детально.
1. Получение информации о ситуации.
Современные технологии принятия управленческих решений, в т. ч. возможности экспертного оценивания, позволяют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР) учитывать основные аспекты взаимодействия "ситуация - ЛПР" за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия.
Для
адекватного представления
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной.
2. Определение целей.
Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, цели, к достижению которых стремится организация, необходимо представлять четко. Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.
Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления.
3. Разработка оценочной системы.
В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху. [11, c. 124]
4. Анализ ситуации.
Имея необходимую информацию о ситуации и зная цели, к достижению которых стремится организация, можно приступать к анализу ситуации.
Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития.
Сначала проводится содержательный анализ и на качественном уровне устанавливаются основные моменты, позволяющие выявить факторы, к изменению степени и характера воздействия которых ситуация чувствительна.
Для выявления факторов, определяющих развитие ситуации, могут быть использованы специально разработанные методы такие, как факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др. [7, c. 73]
5. Диагностика ситуации.
При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.
6. Разработка прогноза развития ситуации.
Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации предлагаемых альтернативных вариантов решений. [19, c. 29]
Не прогнозируя ход развития событий невозможно управлять.
7. Генерирование
альтернативных вариантов
Генерирование альтернативных вариантов решений, управляющих воздействий и т.д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур.
Процедуры
генерирования альтернативных вариантов
могут предусматривать как