Процесс разработки и принятия управленческих решений на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ процессов разработки и принятия управленческих решений. Для выполнения данной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и значение управленческих решений;
- описать функции, которые выполняют управленческие решения;
- выделить этапы разработки и принятия решений;
- рассмотреть организацию процесса разработки и контроль за реализацией управленческих решений;
- рассмотреть опыт принятия управленческих решений на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
- дать практические рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией…………………….....6
1.1. Сущность, значение и функции управленческих решений ………………6
1.2. Этапы процесса принятия управленческих решений………………….....11
1.3. Организация процесса разработки управленческих решений…………..18
1.4 Контроль реализации управленческих решений……………………….…23
Глава II. Анализ деятельности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений …………………………………………………….28
2.1. Общая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»…….…..28
2.2. Опыт разработки и принятия управленческих решений в банке…….….33
2.3 Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений………………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………….…….40
Список использованной литературы…………….………..………………..45
Приложение…………………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

Процесс разработки и принятия управленческих решений.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

 8. Отбор  основных вариантов управленческих  воздействий. 

 После того, как разработаны альтернативные варианты управленческих воздействий, представленные в виде идей, концепций, возможной технологической последовательности действий, возможных способов реализации предлагаемых вариантов решений  должен быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизнеспособных, неконкурентоспособных вариантов или вариантов, заведомо уступающих другим, также предложенным для рассмотрения.

 9. Разработка  сценариев развития ситуации.

 Сценарии  ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Основная за дача разработки сценариев - дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.

 Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения. [23, c. 73]

 10. Экспертная  оценка основных вариантов управляющих  воздействий. 

 На этом этапе  выработки управленческого решения  имеется уже достаточно много информации об основных альтернативных вариантах управленческих воздействий и наиболее вероятных сценариях развития ситуации при их использовании.

 11. Коллективная  экспертная оценка.

 При принятии важных управленческих решений  целесообразно использование коллективных экспертиз, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений.

 12. Принятие  решения ЛПР. 

 Результаты  экспертиз по сравнительной оценке альтернативных вариантов решений  либо единственного решения, если разработка альтернативных вариантов не предусматривалась, поступают к ЛПР.

 13. Разработка  плана действий.

 Решение принято. Однако не менее важная задача добиться его успешной реализации.

 Для этого необходимо выработать план действий, поскольку от выбранного состава действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков и, пожалуй, самого главного - ресурсов, обеспечивающих осуществление действий, исполнителей, которым предстоит эти действия осуществить, зависит очень много. [16, c. 247]

 14. Контроль  реализации плана. 

 Обеспечение эффективной деятельности организации  предполагает непрерывный контроль за ходом реализации, принятых планов действий.

 Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д. 
 
 
 
 

  1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА  РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ

  Каждый  процесс (в том числе и разработка и реализация управленческих решений) нуждается в организации.

  В понятие «организация разработки управленческого  решения» включаются мероприятия по совершенствованию совместной работы различных звеньев и подразделений  предприятия, а также отдельных  его сотрудников в рамках процесса подготовки решения на основе установленных регламентов, инструкций, нормативов, норм ответственности других директивных документов. [18, c. 52]

 Организация разработки управленческих решений  включает в себя ряд направлений.

  1. Формирование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. При этом реализуется цель использования  специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем.
  2. Использование прямых горизонтальных связей без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей
  3. Формирование вертикальных связей, усиливающих централизацию с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям.
  4. Применение формальных правил и процедур, что предполагает разработку и принятие на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий.
  5. Рационализация структуры решений по масштабу объекта, целевому характеру и по периоду времени.
  6. Минимизация повторно принимаемых решений.
  7. Обеспечение процесса разработки решений необходимыми материальными , финансовыми и информационными ресурсами.
  8. Формирование банка данных решения проблемной ситуации. С этой целью формируются картотеки:
    1. карточек проблемных ситуаций, в которых отражается характеристика ситуации, цель принятия решения и существующие ограничения;
    2. технологических карт принятия управленческого решения (в которых указываются в логической последовательности результаты мыслительной деятельности по выбору предпочтительного варианта: цели, альтернативы, оценка вероятности реализации и др.)
    3. карточка решения, которая заполняется на основе технологических карт и содержит ответы на такие вопросы, как:
    • причина возникновения проблемы,
    • потенциальные последствия непринятия решения,
    • лицо, ответственное за принятие решения,
    • подразделения и лица, привлеченные к разрешению ситуации,
    • первичная информационная база для разработки решения,
    • практические мероприятия, проведение которых необходимо для разрешения проблемной ситуации,
    • исполнители и лицо, ответственное за реализацию решения.[27, c. 94]

 Структурная карточка решения включает три раздела, в которых последовательно излагаются характеристика ситуации и ее потенциальные последствия; действия и решения, принятые для устранения проблемы; практические меры по выполнению принятого решения.

 Наличие такой картотеки позволяет сократить  время на выбор рационального  решения, упорядочивает работу по его  поиску.

  1. Обеспечение процесса принятия решений качественной информацией. Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, например вычислительной техники и т.д.). Основные параметры качества информации – полнота, достоверность, релевантность, интерпретируемость. К основным причинам, ограничивающим достоверность информации, относят множественность и субъективность оценок, вариабельность счетных алгоритмов (например, могут использоваться разные способы расчета амортизации), вариабельность представления – можно показать дебиторскую задолженность в полном объеме, чтобы не ухудшать картину финансового состояния фирмы или уменьшить задолженность, создав резерв по сомнительным долгам. Данные релевантны, если они:
  • своевременны, т.е. поступают  пользователю в нужном объеме и в нужное время;
  • обладают прогностической ценностью;
  • могут быть использованы в системе обратной связи и их можно использовать для подтверждения или корректировки ранее сделанных шагов в отношении определенной фирмы;
  • представлены в виде, пригодном для использования в управленческом процессе;
  • соответствуют проблеме.[18, c. 55]
  1.   Использование интеллектуальных информационных систем и систем поддержки принятия решения. Отличительные особенности информационных интеллектуальных систем по сравнению с обычными информационными системами состоят в следующем:
  • интерфейс на языке пользователя с употреблением бизнес-понятий, характерных для предметной области пользователя;
  • способность объяснять свои действия и подсказывать пользователю, как правильно вводить экономические показатели;
  • представление модели экономического объекта и его окружения в виде базы знаний и средств дедуктивных и правдоподобных выводов в сочетании с возможностью работы с неполной и неточной информацией;
  • способность автоматического обнаружения бизнес-закономерностей в накопленных фактах и включения их в базу знаний.

 Информационные  интеллектуальные системы особенно эффективны применении к слабо структурированным проблемам, в которых отсутствует строгая формализация, и для решения которых применяются эвристические процедуры, позволяющие в большинстве случаев принимать решения.[13, c. 248]

  1. Делегирование процесса выработки управленческих решений с учетом их важности.
  2. Предупреждение появления отрицательной синергии при принятии групповых и коллективных решений. Основными причинами появления отрицательной синергии при принятии групповых и коллективных решений являются следующие:
  • явное замедление процесса выработки решения вследствие амбиций или недостаточного профессионализма и ответственности отдельных членов управленческой группы (команды) или представителей коллектива;
  • приспособленчество отдельных членов группы к одной из альтернатив решения;
  • отсутствие у части коллектива собственного мнения по обсуждаемому вопросу;
  • тенденциозный подбор исходной информации из-за коллективных предпочтений;
  • склонность к авантюрам в группе по принципу «на миру и смерть красна»;
  • нерациональное распределение ролей  в группе;
  • отсутствие процедур, препятствующих появлению парадокса голосования.
  1. Одним из направлений организации разработки управленческих решений является формирование и реализация требований к их оформлению. Оформленное решение становится документом. Как известно, к основным видам документации относятся организационная, распорядительная, плановая, отчетная, документы переговорной и совещательной деятельности, информационно-справочная, информационно-аналитическая, регистрационно-контрольная. Очевидно, что решения получают оформление в форме плановой организационной и распорядительной документации.[18, c. 58]

  Итак, организация разработки и реализации управленческих решений – деятельность по упорядочению работы различных звеньев  и подразделений предприятия, а  также отдельных его сотрудников в рамках подготовки, принятия и реализации решений на основе регламентов, создания организационных форм и распределение обязанностей с учетом сложности и трудоемкости соответствующих функций и процедур компетентности и загруженности разработчиков и исполнителей решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

  Контроль -- это одна из основных функции управления, представляющая собой процесс обеспечения  достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

  При помощи контроля руководство организации  определяет правильность своих решений  и устанавливает потребность  в их корректировке.

  Процесс контроля - это, с одной стороны, процесс  установления стандартов, измерения  фактически достигнутых результатов и их отклонения от этих стандартов; с другой - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки результатов в ходе их выполнения.

    Основная причина необходимости  контроля -- это неопределенность, являющаяся  неотъемлемым элементом будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем.[16, c. 214]

  Между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения  и реальным развитием ситуации принятия решения всегда неизбежен некоторый зазор, некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется на основании того или иного видения ситуации, той или иной модели ситуации, которая всегда является неполной.

  Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение, зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения. Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.

  Кроме того, нельзя забывать, что исполнители  принятых решений - люди, а не машины и возможны отклонения в ходе выполнения принятых решений, и по этой причине, например может быть неэффективным  взаимодействие работ между различными подразделениями внутри организации, может быть недостаточно правильно понято задание, наконец, исполнитель может заболеть, его может переманить конкурент и т. д.

Информация о работе Процесс разработки и принятия управленческих решений на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»