Процесс управления. Цикл менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Вопросы кадровой политики в организации 7
Понятие и сущность кадровой политики 7
О стратегическом планировании управления кадрами в
организации 14
Принципы подбора и расстановки персонала 18
Зарубежный опыт управления персоналом и его адаптация
в условиях Казахстана 23
Глава 2. Социально-психологические аспекты управления
на фирме 32
Руководство персоналом и мотивация труда. Оплата и
стимулирование труда 32
Подходы к организации работ по управлению персоналом 37
Социально-экономическая политика; управление
персоналом и ее влияние на эффективность деятельности
фирмы 42
Заключение 46
Список использованной литературы 51

Приложения 53

Работа состоит из  1 файл

вавилов.docx

— 27.34 Кб (Скачать документ)

                                                     организации

 

Подсистема мотивации поведения выполняет функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

Подсистема социального развития организует общественное питание, социальное страхование, управляет жилищно-бытовым обслуживанием, обеспечивает охрану здоровья и отдыха.

Подсистема развития организационных структур управления анализирует сложившуюся оргструктуру управления проектирует и формирует новую оргструктуру управления, разрабатывает штатное расписание, рекомендации по развитию стилей и методов руководства.

Подсистема правового обеспечения решает правовые вопросы трудовых отношений и хозяйственной деятельности, согласует документы по управлению персоналом, проводит консультации по юридическим вопросам.

Подсистема информационного обеспечения ведет учет и статистику персонала, информационное и техническое обеспечение. Функции этих подсистем выполняются различными подразделениями по работе с кадрами организации. На рис.2 мы приводим схему современной организационной структуры системы управления персоналом крупной организации, на наш взгляд, достаточно убедительно подтверждающей все вышесказанное.

Управление персоналом в ситуации изменения экономической и политической систем приобретает особую значимость, так как позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Возможно выделение трех воздействующих факторов на людей в организации:

Иерархическая структура организации, где существует подчинение власти, осуществляется контроль и принуждение.

Культура организации, вырабатывающая определенные установки, нормы и ценности.

Рынок - отношения, основанные на купле-продаже товаров, отношениях собственности.

Обратимся к управлению персоналом «Usko-International», к технологии управления персоналом. Процесс включает в себя три основных этапа:

Разработка кадровой политики.

Формирование кадров организации.

Сохранение и повышение потенциала кадров.

В процессе работы над данной темой, мы предложили нескольким работникам различных профессий фирмы (преимущественно отделочникам, столярам, работникам цеха фурнитуры) заполнить анкету, где предлагали оценить состояние их дел в фирме. И вот что выяснилось, люди плохо понимают основную стратегию фирмы; они выполняют много «горящей» работы; некоторые сотрудники плохо представляют себе свое место в фирме.

Мы воздержимся от выводов касательно эффективности управления персоналом  «Usko-International». Часть проблем вызвана, скорее, общей ситуацией в бизнесе. Известно, что кадровая политика, проводимая большинством предприятий, еще не соответствует стратегии рыночных реформ. Основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации в виде упрощенных требований. В то же время практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, повышения мотивации работников и др. на обследованном нами предприятии  отсутствуют специалисты - организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку.

 

 

Директор  организации



Заместитель директора по управлению персоналом - директор по кадрам



Заместитель директора по маркетингу и развитию персонала

 

Заместитель директора по мотивации персонала

 

Заместитель директора по работе с трудовым коллективом



Отдел

Анализа

Персонала

 

Отдел организации производства и управления

 

Отдел

стратегии


 

Отдел

развития

персонала

 

Отдел организации  труда и зарплаты

 

Редакция

газеты


 

Библиотека

 

Отдел морального стимулир.

 

Адм.-хоз.

отдел


 

Отдел маркет.

Персонала

 

Отдел 

социальной

защиты

 

Юридичекое бюро


 

Отдел найма и

учета персонала

 

Цех соц.

обслуживания

 

Служба

безопасности


 

 

Рис.2.  Схема современной организационной структуры системы      

             управления  персоналом крупной организации

О стратегическом планировании управления кадрами в организации.

В условиях формирования рыночных отношений при реализации реформ возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют предприятиям поддерживать конкурентоспособность, получать прибыль в обозримой перспективе. Это необходимая объективность - сознательно управлять изменениями на основе продуманных и обоснованных перспектив.

Нас заинтересовал стратегический план управления персоналом мебельной формы. Остановимся на нем. Итак, персонал любой организации должен рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Само понятие «стратегического управления» предполагает такое управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу  организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя. Осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, соответствующие изменения во внешней среде и позволяющие добиваться конкретных преимуществ, что в целом позволяет фирме и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Безусловно, положительным является тот факт, что руководство мебельной фирмы - заказчика ясно осознает, что для того, чтобы развиваться, преуспевать и сохранять здоровье фирмы, они должны оптимизировать отдачу от вложения любых ресурсов, будь-то финансовые ресурсы или человеческие. Когда предприятие действительно заботится о людях, ее общая философия, климат и тонус обязательно отражаются на ее деятельности.

Вообще стратегическое управление персоналом характеризуется динамичным подходом к трудовым ресурсам, которыми необходимо управлять.

Основными элементами стратегии управления персоналом нами были выделены на фирме:

    • цель деятельности фирмы;
    • система планирования;
    • отношение высших управленческих кадров;
    • организационная структура (служба управления персоналом здесь отсутствует);
    • критерий эффективности системы управления персоналом (сюда мы отнесли низкую текучесть кадров, уровень мотивации, безопасность и здоровье и др.;
    • ограничение на функционирование системы (временные, финансовые, материальные и др.);
    • доступность и обоснованность используемой информации;
    • образование управляющих всех уровней управления;
    • взаимосвязь с внешней средой.

Следует отметить, что выделенные основные этапы стратегического подхода к управлению персоналом  мебельной фирмы являются традиционными, классическими, т.е. характерными для стратегического планирования в целом.

Высшим руководством исследуемой компании была определена стратегия жизнестойкости (в теории она определяется как стратегия прибыльности). Характерным для нее является то, что в состоянии зрелости руководство рассматривает получать постоянную прибыль при помощи хорошо зарекомендовавшей себя на казахстанском рынке мебельной продукции, освоенных технологий, возможности отлаженной сборке мебели на месте. Главная задача компании в данной ситуации - производить больше продукции и минимизировать затраты.

Анализ существующей системы управления персоналом «Usko-International» показал, что характерным для нее является бюрократический подход во всем: четкие процедуры, правила, ориентированные на регулярный и жесткий контроль, на устранение неопределенности, на работу принимаются только те специалисты, в компетентности которых руководство заинтересовано в данный момент, участие  в управлении не является необходимым и не особенно поощряется. Проблемой при разработке вопросов стратегического управления персоналом явилось также нежелание и непонимание руководства компании представить картину реального финансового положения, без чего, на наш взгляд, невозможна разработка любой стратегии.

Известно, что главной миссией компании является насыщение рынка Казахстана высококачественной мебелью и удовлетворение потребности населения в ней. На построение единой кадровой политики здесь влияет учет внешних и внутренних факторов. К внешним факторам мы может отнести правительственное регулирование и законодательство, наличие конкурентов и внешние экономические условия, характер рынка рабочей силы,  месторасположение предприятия и др. Мебельная продукция на рынке республики представлена фирмами как «Октау», «ДЭСТУР», «ARAY», «STATUS & ENTER» и другими, т.е. на лицо достаточно насыщенный рынок мебельной продукции и высокая  конкуренция. При анализе внутреннего состояния организации нами была изучены система управления и стиль работы, возможности производства, структура затрат, уровень задолженности, финансовые ресурсы, квалификация и образование рабочей силы, передвижение персонала; квалификация руководителей, имидж фирмы и т.д.

Все это позволило нам определить основные направления деятельности в системе управления персоналом, т.е. сформировать единую кадровую политику, в основе которой лежат:

    • обеспечение равных возможностей эффективного труда;
    • анализ рабочих мест;
    • набор персонала;
    • отбор кадров;

-    оценка результативности труда;

    • обучение и повышения квалификации персонала;
    • планирование карьеры и перемещений по службе;
    • оплата труда;
    • назначение пособий и услуг;
    • обеспечение трудовой дисциплины;
    • трудовые отношения;
    • обеспечение безопасных и здоровых условий труда;
    • установление режима работы;
    • оценка работников.

На этапе планирования нами были определены его основные причины, главными из которых явились необходимость контролировать свои расходы на кадровое обеспечение в условиях конкуренции и роста издержек, развитие фирмы, которое влечет за собой более высокие инвестиции и тем самым повышает стоимость рабочего места и необходимость использования сотрудников в соответствии с их опытом, возрастом, образованием.

Цель планирования кадров заключается в том, чтобы удостовериться, что все виды работ постоянно обеспечены кадрами и все служащие удовлетворены выполнимой работой и продвижением по службе, то есть обеспечены хорошие возможности развития.

 

Принципы подбора и расстановки персонала.

Требования творческого подхода работников к производству обуславливают повышения их самостоятельности  и ответственности за выполненную работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда. Отсюда главный стратегический курс на высокий уровень образования, квалификации и этики работников, представление широкому кругу работников условий для расширения знания, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражение; использование мотивации и развитие организационной культуры.

Обратим взгляд на теорию. Управляющие персоналом - это самостоятельный вид профессиональных специалистов - менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников, разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала.

В.Хойер приводит следующие обобщенные рекомендации менеджерам, отражающие их профессиональные функции:

Менеджер обязан:

    • в случае неудачи нести личную ответственность, не перекладывая ее на подчиненных;
    • способствовать дальнейшему повышению уровня квалификации и росту талантов сотрудников;
    • проверять результаты в достижении намеченных целей, но не действовать приказным порядком, оказывая давление на мышление сотрудников;
    • проявлять лояльность по отношению к сотрудникам в случае их просчетов и неудач;
    • учитывать индивидуальность сотрудников, иметь к каждому свой подход;
    • ощущать свою ответственность перед сотрудниками, быть их начальником, а не товарищем;
    • достигать намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, стимулируя их к взаимодействию;
    • помогать каждому сотруднику ощущать результат его труда.2

Информация о работе Процесс управления. Цикл менеджмента