Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Введение 4
Глава 1. Вопросы кадровой политики в организации 7
Понятие и сущность кадровой политики 7
О стратегическом планировании управления кадрами в
организации 14
Принципы подбора и расстановки персонала 18
Зарубежный опыт управления персоналом и его адаптация
в условиях Казахстана 23
Глава 2. Социально-психологические аспекты управления
на фирме 32
Руководство персоналом и мотивация труда. Оплата и
стимулирование труда 32
Подходы к организации работ по управлению персоналом 37
Социально-экономическая политика; управление
персоналом и ее влияние на эффективность деятельности
фирмы 42
Заключение 46
Список использованной литературы 51
Приложения 53
Использование методов отбора |
Предварительное решение об отборе |
Изучение рекомендаций |
Окончательное решение |
Приложение 3
Планирование резерва руководителей
в АО «Usko - International»
Определение ключевых должностей в компании |
Руководителям |
Подбор кандидатов в резерв |
планов развития |
Реализация планов развития |
Оценка прогресса |
Приложение 4
АО «Usko - International»
Штатное расписание на 2000 год
«10» января__2000 г.
Генеральный директор
Должность |
К - во единиц |
Месячный оклад |
Годовая сумма |
Ф.И.О |
Директор |
1 |
12000 |
144000 |
Идрисов АС. |
Зам.директора по производству |
1 |
10000 |
120000 |
Саматдин А.Ф. |
Зам.директора по финансам |
1 |
10000 |
120000 |
Айджанов Б.Р. |
Бухгалтерия: Главный бухгалтер Зам.главного бухгалтера Старший бухгалтер
Бухгалтер
Кассир |
1 1
2
2
1 |
8000 6800
6000
5700
5300 |
96000 81600
144000
136800
5300 |
Иванова Р.К. Якимчук Н.В.
Ли Л.К. Дамиловская Санникова О.Г Лештаева Н.С Вакансия |
Плановый отдел: Начальник отдела Старший экономист Ст.экономист по труду и зарплате Экономист |
1 1 1
1 |
8000 6500 6500
6000 |
96000 78000 78000
72000 |
Аутова К.Б. Докина М.А. Дерябина О.Н
Вакансия |
Отдел сбыта: Начальник отдела Менеджер |
1 2 |
5800 5000 |
69600 60000 |
Язынин Е.В. Стребков Я.С. Кузьмин Е.Д. |
Составил: начальник планового
отдела
Д о к л а д
Актуальность исследования
Важным компонентом сферы труда является кадровая работа в компаниях, мотивация труда и трудовые отношения. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов, страны, осуществляется их вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и фактора производства.
Цель работы заключается в том, чтобы в комплексном системном анализе рассмотреть эффективность управления персоналом в организации (на примере АО «Usko - International»).
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан.
Одним из важнейших элементов рынка труда является кадровая работа в организации. Она начинается с найма работников, включая его мотивацию, формы труда, профессиональную подготовку и переподготовку. Всю деятельность по управлению персоналом компании осуществляет специальная кадровая служба. Как правило, она состоит из нескольких отделов: трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, условий труда и борьбе с травматизмом, обучения кадров, учета и делопроизводства.
Успех в конкурентной борьбе сегодня все более зависит от совершенства тех систем и структур управления, которыми располагает данная организация. На рассмотренном мной АО «Usko - International” кадровая служба состоит из 2 отделов: отдела кадров и отдела заработной платы.
Управление персоналом в ситуации изменения экономической и политической систем приобретает особую значимость, так как позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Возможно выделение трех воздействующих факторов на людей в организации:
Иерархическая структура организации, где существует подчинение власти, осуществляется контроль и принуждение.
Культура организации, вырабатывающая определенные установки, нормы и ценности.
Рынок - отношения, основанные на купле-продаже товаров, отношениях собственности.
Обратимся к управлению персоналом «Usko-International», к технологии управления персоналом. Процесс включает в себя три основных этапа:
Разработка кадровой политики.
Формирование кадров организации.
Сохранение и повышение потенциала кадров.
В процессе работы над данной темой, мною было предложено нескольким работникам различных профессий фирмы (преимущественно отделочникам, столярам, работникам цеха фурнитуры) заполнить анкету, где предлагали оценить состояние их дел в фирме. Так, в результате анкетного опроса было выявлено что, люди плохо понимают основную стратегию фирмы; они выполняют много «горящей» работы; некоторые сотрудники плохо представляют свое место в фирме. Часть проблем вызвана, скорее, общей ситуацией в малом бизнесе. Известно, что кадровая политика, проводимая большинством предприятий, еще не соответствует стратегии рыночных реформ. Основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда.
Основными элементами стратегии управления персоналом нами были выделены на фирме: цель деятельности фирмы; система планирования; отношение высших управленческих кадров; критерий эффективности системы управления персоналом (низкую текучесть кадров, уровень мотивации, безопасность и здоровье и др); ограничение на функционирование системы (временные, финансовые, материальные и др.); доступность и обоснованность используемой информации; образование управляющих всех уровней управления; взаимосвязь с внешней средой.
Выделенные основные этапы стратегического подхода к управлению персоналом мебельной фирмы являются традиционными, классическими, т.е. характерными для стратегического планирования в целом.
Высшим руководством АО «Usko - International» была определена стратегия жизнестойкости (в теории она определяется как стратегия прибыльности). Характерным для нее является то, что в состоянии зрелости руководство рассматривает получать постоянную прибыль при помощи хорошо зарекомендовавшей себя на казахстанском рынке мебельной продукции, освоенных технологий, возможности отлаженной сборке мебели на месте. Главная задача компании в данной ситуации - производить больше продукции и минимизировать затраты.
Анализ существующей системы управления персоналом «Usko-International» показал, что характерным для нее является бюрократический подход во всем: четкие процедуры, правила, ориентированные на регулярный и жесткий контроль, на устранение неопределенности, на работу принимаются только те специалисты, в компетентности которых руководство заинтересовано в данный момент, участие в управлении не является необходимым и не особенно поощряется. Проблемой при разработке вопросов стратегического управления персоналом явилось также нежелание и непонимание руководства компании представить картину реального финансового положения, без чего, на наш взгляд, невозможна разработка любой стратегии.
Также анализ управления персоналом в АО показал, что программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации в виде упрощенных требований. В то же время практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, повышения мотивации работников и др. на обследованном мной предприятии отсутствуют специалисты - организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку.
Менеджеры АО «Usko-International» постоянно получают информацию: о затратах на подбор и расстановку кадров; современном уровне текучести кадров; прогнозируемой потребности в кадрах необходимых профессий. Кроме того, с прошлого года упрощена финансовая отчетность, которая стала доступна работникам, в результате чего работники более активно участвуют в принятии управленческих решений как на стратегическим так и на оперативном уровне управления. Здесь правильно считают, что производственные системы, основанные на коллективном труде, требуют, чтобы работники-исполнители обладали всей информацией, необходимой для разработки мер, направленных на повышение показателей эффективности производства и производительности труда.
Положительным является тот факт, что руководство мебельной фирмы - заказчика ясно осознает, что для того, чтобы развиваться, преуспевать и сохранять здоровье фирмы, они должны оптимизировать отдачу от вложения любых ресурсов, будь-то финансовые ресурсы или человеческие.
Прием на работу в «Usko-International» предполагает прохождение следующих этапов:
Руководство совершенно отчетливо сознает, что для того чтобы всячески поддержать положительные эмоции, и в то же время компенсировать возможные отрицательные, она должна стремиться повысить ту социальную роль, которую играет работа в жизни ее работников. Например, отдел кадров регулярно в соответствующие дни посылает им поздравления с днем рождения. Организуется регулярно празднование различных торжеств. Недавно была создана спортивная команда по мини-футболу. И еще здесь практикуется выпуск листка регулярных новостей. На наш взгляд, это очень помогает создавать новую корпоративную культуру и адаптировать новых работников к особенностям мебельного бизнеса, да и просто улучшает внутренний обмен информацией на фирме.
Совсем недавно премии на фирме зависели от объема выпускаемой продукции и ее качества. Однако производственный процесс на «USKO - International» постоянно меняется в соответствии с разными новыми заказами, так что введение на ней сдельной премиальной системы стало затруднительным. И сейчас руководство «USKO - International» фактически не выплачивает своим работникам премий, предпочитая вместо этого устанавливать высокий уровень заработной платы и предоставляя возможные льготы за сверхурочную работу. На самом деле премии, мы считаем, не обязательно должны иметь форму денежных выплат. Как мы уже упоминали выше, это могут быть: продвижение по службе, вручение подарков и наград, медицинские или страховые программы (так популярные за рубежом), предоставление бесплатного или со скидкой отдыха. Все это, а также многое другое, может быть использовано в качестве поощрения. Однако не все эти способы приемлемы для любого бизнеса и любого работника на любом уровне.
Но как бы то ни было, работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных усилий, и это является общим правилом для всех способ. Проанализировав ситуацию в «USKO - International», мы можем утверждать, что идет, хоть и постепенный, процесс перехода от жесткой модели управления трудом, модели контроля к модели соучастия, основанной на современных концепциях мотивации - качества трудовой жизни, обогащения и гуманизации труда.
Социальное обеспечение работников - одно из важнейших направлений социально-экономической политики. «Usko-International» стремиться найти свой путь к социальной политике и обеспечить чтобы добровольные социальные услуги ориентировались на нужды сотрудников, были гибкими, отвечали духу времени, являлись экономически оправданными. Заложив в основу своей кадровой политики создание творческого работоспособного коллектива, разделяющего общие цели организации и работающего на их достижение, администрация приняла на себя социальную ответственность за постоянных сотрудников и в этих целях должна осуществлять политику справедливого вознаграждения работников по результатам труда, а также предоставлять сотрудникам возможности социальной защиты и набор социальных благ.
1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1997, с.456.
2 Хлйер В. Как делать бизнес в Европе. М., Прогресс. 1990, с.84.
3 Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М. Наука, 1992, ст.114.
4 Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М., Дело., 1993, с.64.
5 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М.: Наука, 1989, с.114.
6 Graham H. Human Resources Management. - USA, 1996. - pp.113-115.