Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Введение 4
Глава 1. Вопросы кадровой политики в организации 7
Понятие и сущность кадровой политики 7
О стратегическом планировании управления кадрами в
организации 14
Принципы подбора и расстановки персонала 18
Зарубежный опыт управления персоналом и его адаптация
в условиях Казахстана 23
Глава 2. Социально-психологические аспекты управления
на фирме 32
Руководство персоналом и мотивация труда. Оплата и
стимулирование труда 32
Подходы к организации работ по управлению персоналом 37
Социально-экономическая политика; управление
персоналом и ее влияние на эффективность деятельности
фирмы 42
Заключение 46
Список использованной литературы 51
Приложения 53
Мы уже писали, что социальные льготы являются дополнением к вознаграждению работников. И осуществляться они должны в рамках внутрипроизводственного социального страхования, а также в форме различных программ помощи и льготного обслуживания своих работников. Совершенно ясно, это служит дополнительным фактором привлечения работников на фирму, снижение текучести, сокращение социально-экономических потерь. Но надо помнить, что размер и формы льгот и страхование не должны быть увязаны непосредственно с результатами трудовой деятельности работника, из не следует рассматривать в качестве непосредственного мотиватора к труду, и в этом их главное отличие от оплаты в различных формах. И еще. При разработке внутрифирменных систем выплат и льгот важно иметь ввиду, что это добровольно принимаемые организацией в отношении своих работников обязательства. Они должны безусловно исполняться.
В «Usko-International» - базовое социальное страхование постоянных сотрудников. Вообще, каждое предприятие должно разрабатывать план содержания детей в детских дошкольных учреждениях, план организации отдыха (он очень прост в управлении и оказывает прямое воздействие на восстановление сил работников, на психологических климат в организации). Обязательной является система планов медицинского страхования и обслуживания; она является наиболее приоритетной, поскольку весьма привлекательна для огромного большинства работников и достаточна эффективна экономически в случае сокращения социально-экономических потерь происходящих на производстве в следствие общих и профессиональных заболеваний и текучести. План предоставления образования за счет фирмы, если говорить о системе высшего образования, достаточно дорог при наличии риска потери работника, получившего образование за счет предприятия. Но при определенных условиях он может стать мощным фактором привлечения наиболее перспективных работников с высоким творческим потенциалом. Организация может предоставить работнику в порядке поощрения и помощи в развитии карьеры льготы в виде оплаты ВУЗовских программ обучения и других дорогостоящих программ (мы имеем ввиду изучение иностранного языка, предпринимательства и управления), в том числе в полном размере, при соблюдении ряда условий.
В случае официального одобрения программы организация заключает со своим работником контракт. Контракт предусматривает, с одной стороны, что работник будет добросовестно, без академических задолженностей учиться и по окончании полного курса обучения останется работать как минимум еще на два года.
Есть еще план дополнительного пенсионного обучения; он представляет эффективную социальную защиту, но интерес к нему проявляется в разной мере, в большей степени он присущ работникам старших возрастных категорий.
Все выше перечисленное, безусловно, должно способствовать каждого отдельно взятого предприятия.
Заключение
Характерной чертой современного менеджмента является признание возрастающей роли человеческого фактора в системе производства и развитие новых форм и методов управления персоналом, в первую очередь на уровне предприятий и фирм. В целом тенденции управления персоналом имеют глобальный характер.
Наиболее успешные корпорации сегодня обеспечивают гарантированную занятость, перспективные системы продвижения по службе, внутреннее развитие персонала вместо глобальных кампаний найма.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Сегодня основными факторами конкурентоспособности стали обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективности использования персонала.
Рабочую силу как фактор производства нельзя приравнять к другим, ведь речь идет о людях, которыми нельзя манипулировать, как неодушевленными предметами.
Основополагающими для каждой национальной практики являются фактор исторического развития и связанного с ним человеческого опыта, аккумулировать который призваны соответствующие организации, созданные на добровольной основе, а также уровень промышленного развития, структура собственности на средства производства и вытекающие отсюда господствующие отношения в трудовом процессе.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивость ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет решать целый спектр вопросов адаптации и индивидуума к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивидуума вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
В настоящих экономических условиях хозяйствования, когда старая система управления экономикой уже разрушена, а новая еще не создана, понадобится немало времени для формирования инфраструктуры рыночного хозяйства.
Экономика персонала является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном его использовании.
Различают три основных направления экономики персонала как наука:
1. Экономика персонала как прикладная наука о виде деятельности, т.е. собственно практический менеджмент персонала.
2. Экономика персонала как область научных исследований. Данное направление занимается теоретическими разработками, которые устанавливают взаимосвязи экономики персонала с другими смежными отраслями знаний.
3. Экономика персонала как социально-экономический институт, целью которого является эффективное и рациональное использование персонала с учетом всего комплекса организационных, социально-экономических, психологических и правовых отношений в процессе целенаправленной деятельности организации.
При оценке ведущих специалистов в области управления, в XXI веке роль менеджера по персоналу в организации будет возрастать. Конкуренция в мире усиливается, повышается значимость производительности и качества, персонал сокращается, а новые технологии быстро распространяются. Изменения управлении персоналом организации начнут ускоряться. Основные тенденции этого процесса заключаются в следующем:
1. Возрастет ценность квалифицированных работников, станут более эффективными обучающие программы, улучшится планирование персонала.
2. Значительно возрастет роль планирования карьеры и развития персонала, так как: а) молодые работники в большей степени ориентированы на рост своей карьеры; б) усилится тенденция к раннему выходу на пенсию пожилых работников (из-за высокой интенсивности труда, быстро меняющихся требований к работе), что приведет к освобождению ключевых должностей; в) персонал фирм будет сокращаться (неблагоприятная демографическая ситуация).
Область планирования карьеры преобразуется в непрерывный ряд программ управления персоналом, включающих программы раннего выявления работников с управленческими наклонностями и потенциалом руководителя и программу их индивидуальной подготовки.
3. Возрастет зависимость функций управления персоналом от компьютерных технологий, которые будут управлять обширным объемом информации, необходимой для новых программ по персоналу.
4. Компании с разветвленной структурой, состоящей из отделений и филиалов, будут продолжать процесс децентрализации функций управления персоналом, а менеджеры по персоналу головных организаций столкнуться с проблемами контроля управления работниками на отдаленных расстояниях.
5. Новые технологии будут ускорять необходимость регулярного обучения и совершенствования рабочей силы для поддержания конкурентоспособности компании.
Для решения новых задач потребуется менеджер по персоналу, обладающий высокой личной культурой, профессиональными знаниями всех аспектов кадровой работы, хорошей практикой управления, стремлением к самосовершенствованию, хорошим физическим здоровьем и, самое главное, творческим мышлением.
Целью управления «Usko-International» как специфического рода деятельности является регулирование и координация общественного труда.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. В связи с этим становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организаций - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездушному исполнению. Следует перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Эффективное использование имеющихся в организации ресурсов, как физических, так и человеческих, возможно обеспечить путем следующих мер:
Список использованной литературы
1. Ansoff E. Strategic management. USA, 1994.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. -М.: Банки и биржи, 1995.
3. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной экономике.-М.: Дело, 1993.
4. Джанатаев Ф. Какой руководитель нам нужен? // Деловая неделя.-1999, 23 августа.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хеодури Ф. Основы менеджмента: Перевод с английского.- М., 1992.
6. Nordeyik M. Personnel (Human Resource Management).-USA, 1993.
7.Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом.-М., 1997.
8.Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. М.Генкина.- М.: Высшая школа, 1996.
9.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.
10.Уткин Э.А., Качеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе.-М., 1996.
11.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.-М., 1996.
12.Экономика / Под редакцией доц. А.С. Булатова, - М.: Дело, 1994.
13.Закон РК «О труде» от 26.12.1999.
14. Управление персоналом организации. / Под ред. Проф. А.Я.Кибанова. М., 1999.
15.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Москва-Новосибирск, 1999 г.
16.Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. М., 1996.
17. Тарасов В.К. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1999.
18. Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие. / Под ред. Л.А. Костина. М., 1987.
19. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Меликьяна Г.Г. М., 1996.
20. Андагулов К. Доходы и занятость: мотивационный аспект // Деловая неделя, 1999, 13 ноября.
Приложение 1
Управление трудовыми ресурсами
Планирование Наем Отбор Определение
трудовых заработной
ресурсов платы и льгот
Профориентация Обучение Оценка Подготовка
и адаптация трудовой руководящих
деятельности кадров,
управления
продвижением
по службе
Повышение,
понижение,
перевод,
увольнение
Приложение 2
Схема набора кадров, применяемая
в АО «Usko - International»
Анализ рабочего места |
Уточнение должностной инструкции и профиля кандидата |
Публикация объявления в СМИ |