Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:12, курсовая работа
Ведь основная функция менеджмента – это умение достигать поставлен-ных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – организатор, управляющий, руководитель. С одной стороны, в связи с много-уровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, про-фессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.
Введение
С развитием
рыночной экономики в частности
в нашей стране, термины «менеджмент»,
«менеджер», быстро и прочно вошли
в нашу жизнь и наш сло-варный
обиход. Открываются «школы менеджеров»,
создаются «службы ме-неджеров»
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись
в английском языке ещё в прошлом столетии.
Но лишь ко второй четверти XX века они
постепен-но начинают приобретать определённое
значение, в соответствии с которым менеджером
является человек, организующий конкретную
работу, руково-дствуясь современными
методами.
В литературе менеджмент определяется
как управление производством, система
методов, принципов, средств и форм управления,
заработанных и применяемых в развитых
странах для повышения эффективности
производст-ва или иной общественной деятельности.
В связи с этим возникает вопрос: есть
ли для нас необходимость не только изучать,
но и употреблять понятие «менеджмент»,
если в русском язы-ке существует термин
«управление», а проблемы производства
достаточно полно раскрыты в отечественной
литературе. Действительно, эти понятия
ка-жутсяидентичными, но в силу исторических,
политических и ряда других причин их
сущность далеко неодинакова.
«Менеджмент», «менеджер» заменили такие
термины, как «управле-ние», «управленческая
деятельность», «руководитель», «директор».
Хотя все эти слова являются синонимами
по отношению друг к другу, термин управле-ния
имеет более широкий смысл. Вообще, «управление»
– это воздействие управляющей системы
(субъекта управления) на управляемую
систему (объект управления) с целью перевода
управляемой системы в требуемое состояние.
Термин «менеджмент» пошел от американского
«management» – управление. Менеджмент – это
самостоятельный вид профессиональной
деятельности, на-правленный на достижение
в ходе любой хозяйственной деятельности
фирмы, действующей в рыночных условиях,
определённых намеченных целей путём
рационального использования материальных
и трудовых ресурсов с примене-нием принципов,
функций и методов экономического механизма
менеджмен-та.
Если немного раскрыть определение «менеджмента»,
то мы увидим, что в него входить:
- изучение рынка (спроса, потребления),
т.е. маркетинг и прогнозирова-ние;
- производство продукции с минимальными
затратами и реализации её с максимальной
прибылью;
- управление персоналом, следовательно,
знание социологии, психоло-гии, а также
анализ информации и разработка программ
для достиже-ния поставленной цели.
Ведь основная функция менеджмента –
это умение достигать поставлен-ных целей.
В мелких фирмах эту роль выполняет сам
директор, а в крупных – организатор, управляющий,
руководитель. С одной стороны, в связи
с много-уровневой системой управления
директор не может довести свои решения
сам и контролировать их выполнение на
более низких ступенях, к тому же, у него
много других дел, более глобальных задач
и проблем. С другой стороны, про-фессиональный
менеджер решит многие проблемы зачастую
лучше директора. Так что менеджер порой
является важнейшим человеком на фирме.
2. Характеристика организации как объекта управления
ООО «СВЕТ66»
занимается оптовой торговлей
Оптовая торговля выполняет ряд важных функций:
- Сбыт и его стимулирование. Оптовик, имея большое количество деловых контактов и располагая торговым персоналом, помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах.
- Закупки и формирование
товарного ассортимента
- Разбивка крупных
партий товаров на мелкие, тем
самым обеспечивая клиенту
- Складирование. Оптовик
обеспечивает хранение
- Транспортировка. Оптовик обеспечивает более оперативную доставку товаров, поскольку находится ближе к клиентам, чем производители.
- Финансирование. Оптовик финансирует своих клиентов, предоставляя им кредит, а также и финансирует и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.
- Принятие риска, отвечая
за хищение, повреждение и
- Предоставление информации
о рынке (деятельности
- Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать их деятельность.
Фирма ООО «СВЕТ66», создана
в соответствии с Федеральным
законом «Об обществах с
Является юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс, собственное имущество, расчётный
счет в учреждения банка, круглую печать,
бланки со своими реквизитами и наименованием.
Для обеспечения своей деятельности фирма,
за счёт денежного вклада учредителя,
образует уставной фонд.
ООО «СВЕТ66» находится в г. Екатеринбург так же имеет филиал в г. Челябинск и г. Тюмень.
2.3. Ресурсы организации
Ресурсы (от франц. Ressoure - вспомогательное средство), фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства. Выделяют их следующие виды:
-природные (сырьевые, геофизические);
-трудовые (человеческий капитал);
-капитальные (физический капитал);
-оборотные средства (материалы);
-информационные;
-финансовые (денежный капитал).
Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация
Изучение ресурсов организации важно нацелить на выявление возможностей или ограничений ее дальнейшего совершенствования, поскольку организация полностью зависима от внешней среды в отношении своих ресурсов.
Трудовые ресурсы
Различают понятия "трудовые ресурсы" и "персонал" предприятия.
Трудовые ресурсы - это
часть населения
Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.
Все работники предприятия делятся на две группы:
- промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;
- непромышленный персонал,
занятый в основном в
В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Профессия - определенный
вид деятельности (занятий) человека,
обусловленный совокупностью
Специальность - вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.
Квалификация - степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
Для характеристики трудового потенциала предприятия используется целая система показателей.
Количественная характеристика
персонала измеряется в первую очередь
такими показателями, как списочная,
явочная и среднесписочная
Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют следующие показатели:
- коэффициент оборота
по приему - это отношение численности
всех принятых работников за
данный период к
- коэффициент оборота по выбытию - это отношение всех выбывших работников к среднесписочной численности работников;
- коэффициент текучести
кадров - это отношение выбывших
с предприятия по
Капитал, то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг; вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства.
Капитал ООО «СВЕТ66» подразделяется на собственный и заемный
Технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами. Однако технологию можно описать такими понятиями, как инструменты, оборудование, процессы, действия, материалы и знания, требуемые для преобразования ресурсов организации в выпускаемые товары или услуги. Кроме того, различают технологии: поточные, массовые, индивидуальные, интенсивные, посреднические и т.д.
Информационные ресурсы - это совокупность информационных материалов (информационных документов, массивов информации), имеющих социальную значимость и используемых в общественной практике.
Их можно разделить на три группы:
- информационные ресурсы делового характера, включающие управленческую, социальную, статистическую, финансовую, коммерческую информацию, данные о продукции и т.п.
- информационные ресурсы для специалистов, содержащие экономическую, научно-техническую, производственную, технологическую, маркетинговую информацию.
- информационные ресурсы массового характера - правовая, общественно-политическая, учебная, справочная, словарно-энциклопедическая, библиотечно-библиографическая, архивная информация и т.п.
Эффективное использование любого информационного ресурса возможно лишь при условии, когда до потенциальных пользователей доводятся сведения о его существовании, содержании и порядке доступа к нему.
Информация - это сведения, необходимые для принятия решений. Различают внешнюю и внутреннюю информацию, а также информацию, посредством которой организация заявляет о своем существовании.
Результаты анализа ресурсов организации представить по примеру таблицы 2.3.1.
Ресурсы организации
Организация |
Материалы |
Технология |
Люди |
Информация |
Капитал |
ООО «СВЕТ66» реализация производственной и элитной бытовой светотехники |
Осветительные приборы, лампы трасформаторы |
Компьютеры, специальные программы, по технологии расчета освещенности объектов по ГОСТ |
Управляющий, бухгалтеры, консультанты, инженеры по сбыту |
Отчеты о реализации, Учет на складах, отчет по выручке, прибыли убытки |
Собственный |
первостепенное значение для развития организации имеют человеческие ресурсы технология и информация.
2.4. Миссия и ключевые цели организации
Миссия — определение
перечня текущих и
Следует различать широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования.
В узком понимании миссия — сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.
Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии — выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.