Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации в и контроля. Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.
1.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
1.1.
Функции управления
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации в и контроля.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды
Важным этапом при планировании является выбор целей.
Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.
Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.
Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
При определении миссии организации необходимо учитывать:
-
формулировку задачи
- положение фирмы по отношению к внешней
среде;
- культуру организации: какой рабочий
климат существует в данной организации;
какой тип работников привлекает данный
климат; каковы основы взаимоотношений
руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;
- кто является клиентами (потребители),
какие потребности клиентов (потребителей)
фирма может успешно удовлетворить.
Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.
Цели различают:
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.
Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.
Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:
Организация.
Эта функция управления формирует
структуру организации и
Решение
о выборе организационной структуры
принимается высшим руководством организации.
Среднее и низшее звенья управления
предоставляют исходную информацию,
а иногда и предлагают свои варианты
структуры подчиненных им подразделений.
Наилучшей структурой организации
считается такая структура, которая
позволяет оптимально взаимодействовать
с внешней и внутренней средой,
удовлетворять потребности
Процесс выбора организационной структуры состоит из трех этапов:
-
деление организации на
- установление соотношения полномочий
должностей;
- определение должностных обязанностей
и поручение их выполнения конкретным
лицам.
Мотивация
- это процесс побуждения других
людей к деятельности для достижения
целей организации. Выполняя эту
функцию, руководитель осуществляет материальное
и моральное стимулирование работников,
и создает наиболее благоприятные
условия для проявления их способностей
и профессионального "роста". При
хорошей мотивации персонал организации
выполняет свои обязанности в
соответствии с целями этой организации
и ее планами. Процесс мотивации
предполагает создание для работников
возможности удовлетворения их потребностей,
при условии надлежащего
Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность - это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей.
Контроль.
Эта функция управления предполагает
оценку и анализ эффективности результатов
работы организации. При помощи контроля
производится оценка степени достижения
организацией своих целей, и необходимая
корректировка намеченных действий.
Процесс контроля включает: установление
стандартов, измерение достигнутых
результатов, сравнение этих результатов
с планируемыми и, если нужно, пересмотр
первоначальных целей. Контроль связывает
воедино все функции
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Контроль можно разделить на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.
Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы).
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю фирмы для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.
Поведение
сотрудников, ориентированное на наличие
контроля, дает более эффективные
результаты. Однако, при этом обязательно
должны действовать механизмы
1.2.
Принципы управления
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором
первых принципов управления был
А.Файоль. Содержание этих принципов
представлены в таблице 2
Принцип | Содержание принципа |
1 Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2 Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4 Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7 Вознаграждение | Получение
работниками справедливого |
8 Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
9 Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
10 Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11 Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14 Корпоративный дух | Гармония
интересов персонала и |
Таблица
2 - принципы управления по А. Файолю
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в)
принцип пространственно-
г)
принцип историчности или этапности,
можно сказать, цикличности существования
и развития системы. Этот принцип
требует учета тенденций
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;