Процесс управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации в и контроля. Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

Работа состоит из  1 файл

осн часть.docx

— 89.83 Кб (Скачать документ)

     е) принцип разделения системообразующих  и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой  системы объективно существуют и  те, и другие факторы. Нельзя построить  эффективное управление без соответствующей  оценки и понимания этих факторов;

     ж) принцип соотносительности. Его  содержание заключается в том, что  для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов  и частей. Это соотношение может  меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных  соотношений, соотношений технических  средств, видов информации, затрат времени  и пр.;

     и) принцип коммуникативности заключается  в том, что объект управления- социально-экономическая  система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах  их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

     Принципы  системного подхода должны занимать центральное место в методологии  управления, служить связующим звеном методологии и организации управления. 
 

     1.3. Структура управления 

     В теории управления различают несколько  видов организационных структур управления, к основным из которых  относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

     Линейная  структура реализует принципы единоначалия и централизма (рис.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.

     

     Рис.1. Фрагмент линейной структуры1 

     Этот  вид структуры характерен для  нижних уровней управления: начальник  участка – старший мастер- мастер.

     Функциональная  структура основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (рис. 2).  
 

     

     

     Рис.2. Фрагмент функциональной структуры2 

     Она предусматривает подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим  свои функции. Внутренняя структура  подразделений строится, как правило, по линейному принципу. Например, начальник  участка одновременно подчиняется  заместителям директора по производству, коммерции и экономике. Функциональная структура была разработана У.Тейлором в начале ХХ в. и в настоящее  время характерна для высших  уровней управления народным хозяйством.

     Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично (рис.3). 

     

     Рис.3. Фрагмент  линейно-функциональной структуры3 

     Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних  руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная  подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с  появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов.

     Рассмотрим  преимущества и недостатки линейно  – функциональной структуры в  таблице 1. 
 
 
 
 

     Таблица  1

     Преимущества  и недостатки линейно – функциональной структуры

     Тип структуры      Преимущества      Недостатки      Особенности
     Линейно-функциональная
  • Обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев.
  • Освобождает главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем.
  • Возможность привлечения консультантов и экспертов.
  • Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
  • Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации.
  • Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, тенденция к чрезмерной централизации.
  • Является наиболее распространенной
  • Применима на предприятиях крупного и среднего бизнеса в разных отраслях народного хозяйства.

 

     Поскольку  цель организационной структуры  состоит в том, чтобы обеспечить  достижение стоящих перед организацией задач, проектирование  структуры  должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей  структуры   организации –  это   решение, относящееся к стратегическому планированию. Поскольку оно определяет то, как организация будет  направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что структура организации    должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию  ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются,  то могут понадобиться  соответствующие изменения    и  в организационных структурах.

     Рассмотрим  варианты организационных структур,  успешно зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый    из них годится  только для определенных ситуаций и достижения  соответствующих  целей. Поэтому  рассмотрим  бюрократическую  структуру  управления, остающуюся  еще  пока основной и доминирующей формой4.

     Концепция  бюрократии,  первоначально  сформированная  в   начале 1900- годов немецким социологом    Вебером   в идеале  - одна из наиболее  полезных   идей  в  истории  человечества5.

     Теория  Вебера не  содержала описаний конкретных  организаций. Вебер предлагал  бюрократию скорее как некую  нормативную  модель, идеал,  к достижению  которого организации должны стремиться. Это  ясно из характеристики системы, называемой  Вебером рациональной  бюрократией.

     1. Четкое  разделение   труда,  что приводит к появлению высококвалифицированных  специалистов в каждой должности.

     2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий   уровень  контролируется   вышестоящим   и подчиняется  ему.

     3. Наличие  взаимосвязей системы  обобщенных формальных правил  и  стандартов, обеспечивающей  однородность выполнения   сотрудниками  своих обязанностей и скоординированность  различных задач.

     4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные  лица   выполняют  свои  должностные  обязанности.

     5. Осуществление найма  на работу  в строгом   соответствии с  техническими  квалификационными   требованиями. Защищенность  служащих  от произвольных увольнений.

     Таким образом,  бюрократическая   организационная  структура характеризуется высокой  степенью  разделения труда, развитой иерархией  управления, цепью команд,   наличием многочисленных  правил  и норм  поведения персонала, и  подбором  кадров  по их  деловым  и профессиональным качествам. Вебер  называл такую структуру  «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют   объективный  характер. Вебер полагал, что прихоти  собственников  организации и  ее сотрудников не должны  входить  в противоречие с целями организации6.

     Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень  хорошо совпадает с системами  ценностей как демократических, так и коммунистических стран. Как  отметил видный специалист в теории управления Джон Чайлд: «Анализ бюрократических    структур, проведенный Вебером, продолжает  оставаться уникальным и наиболее значительным описанием сущности  современных  организаций».

     Бюрократическая модель управления имеет свои положительные  свойства, но ее нельзя применять без  детальной проработки и совершенствования  всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации и имеют  много общего, во многих важных характеристиках  они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать  во внимание все эти отличия.

     Для того чтобы учесть и отразить все  эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, – руководители используют различные  системы департаментализации. Это  понятие означает процесс деления  организации  на отдельные  блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Ниже мы приведем наиболее широко используемые системы департаментализации.

     Функциональную  организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она  была первой структурой, подвергшейся  изучению и разработке. Функциональная схема организации  деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера.

     Имеющийся опыт говорит о том, что функциональную структуру целесообразно  использовать  в тех организациях, которые выпускают  относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных  внешних условиях и для обеспечения  своего функционирования требуют решения  стандартных  управленческих задач.

     Линейно-функциональная структура является наиболее распространенной, особенно для средних звеньев  управления. На нижних уровнях управления более характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних  – функциональные.

     Матричная структура направлена  на реализацию  целевых программ (проектов), стоящих перед предприятием, для которых выделяются специальные руководители. Структурные подразделения предприятия, построенные по линейному или функциональному принципу, распределяются между руководителями программ с сохранением подчиненности вышестоящему руководителю.

       Матричная структура  допускает  двойное  подчинение подразделений  и отдельных работников. Начала  применяться в начале 50-х гг. в  США для реализации атомных  и космических проектов, (рис. 4)7.

     

     Рис.4. Фрагмент матричной структуры

     Рассмотрим  дивизиональную структуру управления. Дивизиональная структура управления - это совокупность самостоятельных  подразделений, входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу  деятельности, самостоятельно решающихтекущие  производственные и хозяйственные  вопросы. Схема дивизиональной структуры  управления представлена на рис. 5.

 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     Рис. 5 Схема дивизиональной структуры  управления.

 

     При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений  специализируется на производстве полного  набора продукции и услуг для  нужд данного региона. Это позволяет  сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.

     При продуктовом подходе к формированию структуры организации, каждое из входящих в нее подразделений сосредоточено  на выпуске какого-то одного вида продукции  или услуг для всех групп потребителей, проживающих на территории, где действует  данная фирма. За счет специализации  производства удается значительно  повысить его качество и эффективность, сориентировать на реальные потребности  рынка.

     Рыночный  подход к формированию организационной  структуры состоит в том, что  каждое подразделение выпускает  продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.

     Наконец, инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных  центров, занимающихся разработкой, освоением  и развертыванием производства новых  видов продуктов и услуг. Получается, что, пока одни подразделения выпускают  пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят  ей замену. Это сообщает организации  дополнительную конкурентоспособность  и устойчивость.

Информация о работе Процесс управления