Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Еще не давно существование понятия «проект» было ограниченно в основном технической сферой: его использовали, как правило, в строительстве (проект здания, завода, вокзала и пр.). Сегодня это ключевое понятие современной науки управления, для которое проект это способ организации деятельности, открывающий огромные возможности для воплощения самых смелых идей и достижений самых грандиозных результатов. В наши дни проектами мыслят и действуют не только в промышленности и строительстве, но и в культуре, науке, в образовании, также и социальная сфера, медицина, бизнес.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретическая часть 5
1.1 Определение понятия проект. 5
1.2 Типы проектов. 6
1.3 Жизненный цикл проекта и его основные фазы………………………….6
1.4 Структуризация пректа. 9
1.5 Инструменты 10
1.6 Процесс структуризации 11
1.7 Окружение проекта 12
1.8 Участники проекта 12
2. Практическая часть. 13
2.1 Описание проекта 13 2.2 Перечень и краткая характеристика предлагаемых услуг…………… 13
2.3 Характеристика рынка 14
2.4 Миссия, стратегия проекта 14 2.5 Содержание проекта………………………………………………………15
2.6 Цели проекта 15
2.7 Задачи и результаты проекта 17
3. План управления проектом. 19
3.1 План проекта 19
3.2 Календарный план проекта 20
3.3 Сетевой график проекта 21
3.4 Диаграмма Ганта 22
3.5 План качества проекта 22
3.6 Ресурсный план проекта 23
3.7 План управления командой проекта 24
3.8 Реестр рисков проекта 25
3.9 План управления рисками проекта 26
3.10 План управления изменгенгиями 26
Библиография 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента
России Б.Н.Ельцина»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Дисциплина: Управление проектами
«Создание копировального центра»
Дьяконов В.А.
г. Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть 5
1.1 Определение понятия проект. 5
1.2 Типы проектов. 6
1.3 Жизненный цикл проекта и его основные фазы………………………….6
1.4 Структуризация пректа. 9
1.5 Инструменты 10
1.6 Процесс структуризации 11
1.7 Окружение проекта 12
1.8 Участники проекта 12
2. Практическая часть. 13
2.1 Описание проекта 13 2.2 Перечень и краткая характеристика предлагаемых услуг…………… 13
2.3 Характеристика рынка 14
2.4 Миссия, стратегия проекта 14 2.5 Содержание проекта………………………………………………………15
2.6 Цели проекта 15
2.7 Задачи и результаты проекта 17
3. План управления проектом. 19
3.1 План проекта 19
3.2 Календарный план проекта 20
3.3 Сетевой график проекта 21
3.4 Диаграмма Ганта 22
3.5 План качества проекта 22
3.6 Ресурсный план проекта 23
3.7 План управления командой проекта 24
3.8 Реестр рисков проекта 25
3.9 План управления рисками проекта 26
3.10 План управления изменгенгиями 26
Библиография 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Использование ресурсов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Диаграмма Ганта.
Введение.
Еще не давно существование понятия «проект» было ограниченно в основном технической сферой: его использовали, как правило, в строительстве (проект здания, завода, вокзала и пр.). Сегодня это ключевое понятие современной науки управления, для которое проект это способ организации деятельности, открывающий огромные возможности для воплощения самых смелых идей и достижений самых грандиозных результатов. В наши дни проектами мыслят и действуют не только в промышленности и строительстве, но и в культуре, науке, в образовании, также и социальная сфера, медицина, бизнес. Именно по этому управление проектами важнейший инструмент современного менеджмента.
Привыкли считать, что управление, в принципе, является в известном смысле алгоритмическим процессом, благодаря которому, имеется определенный объем кадровых и материальных ресурсов, некую деятельность можно спланировать и выполнить в определенно намеченные и короткие сроки. Но управление проектами это не алгоритм а творческий процесс который учитывает очень много разнообразных факторов. Хотя у этого творческого процесса есть свои оптимальные технологии организации, которые необходимо знать и уметь применять чтобы быть успешным менеджером проекта.
Проектный метод управления - это метод позволяющий повысить эффективность любой деятельности. А вопрос эффективности в экономике и управлении вопрос ключевой.
Методология проектного менеджмента все больше и больше захватывает внимание менеджеров и владельцев бизнеса в самых различных отраслях. По самой своей природе предполагается возможность адекватно и в реальном времени реагировать на многочисленные внешние изменения, данная методология, пожалуй, может считаться самой живой и быстро развивающейся из всех существующих подходов менеджмента.
А если учитывать к тому же специфику психологических характеристик самих проектных менеджеров, их постоянною потребность в изменениях и движении в перед, не удивительно, что во многих компаниях вокруг проектной методологии создается специфическое ядро изменений и развития.
1. Теоретическая часть.
1.1. Определение понятия «проект».
Единого общепринятого определения слова «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемся рассмотреть существующие определения:
- что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие (Толковый словарь Вебстера);
- некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта (Свод знаний по управлению проектами);
- отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);
- комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка).
Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют общие для всех проектов признаки:
- изменения как основное содержание проекта;
- ограничения во времени;
- отношение к бюджету;
- ограниченность ресурсов;
- неповторимость;
- новизна;
- комплексность;
- правовое и организационное обеспечение.
На основе предыдущих определений можно вывести новое, которое удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «Проект – ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».
1.2. Типы проектов.
Типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:
1. технический (проект строительства бизнес-центра);
2. организационный (проект перестройки системы высшего образования);
3. экономический (проект финансовой стабилизации России);
4. социальный;
5. смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия).
1.3. Жизненный цикл проекта и его основные фазы.
Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако, у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие этапы как осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако, наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.
Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.
Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект "А", а не проект "В", организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект "В".
Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта. Системы для планирования и управления проектами на этой стадии как правило используются в ограниченном виде, поэтому, мы не будем более подробно останавливаться на данных методах в этой книге.
Планирование. Планирование в том или ином виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта.
Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов.
Как правило план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.
Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.
Завершение. Рано или поздно, но проекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику.
Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Может быть необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива.
1.4. Структуризация проекта.
Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами.
Обычно структура разбивки проекта сочетает разделение на:
- компоненты продукции проекта;
- этапы жизненного цикла;
- элементы организационной структуры.
Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам.
Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ.