Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа
Любая организация – это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет из себя организации. Для того, чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в организационной структуре.
Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления машиностроительным предприятием «Маяк»
1.1 Теоретические и методические основы изучения темы....................................5
1.2 Характеристика машиностроительного предприятия «Маяк»........................17
2. Проектирование организационной структуры управления на предприятии
2.1 Факторы, влияющие на формирование организационной структуры............20
2.2 Матрица функциональных связей……………………………………………..28
2.3 Организационная структура управления машиностроительного предприятия «Маяк»........................................................................................................................29
3. Анализ разработанной организационной структуры управления
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры...........35
3.2 Основные направления улучшения организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Маяк»..........................................................40
3.3 Проект предложения по совершенствованию структуры управления машиностроительного предприятия «Маяк»..........................................................42
Заключение.........................................................................................................................45
Список использованной литературы...............................................................................47
Кафедра «Экономика и организация производства»
Курсовой проект
Защищен с оценкой
_________________
Проектирование
организационной структуры
Пояснительная записка курсового проекта по дисциплине
«Основы менеджмента»
Проект выполнил
Студент гр.
Содержание
Введение......................
1. Теоретические
основы формирования
1.1 Теоретические
и методические основы изучения темы..........................
1.2 Характеристика
машиностроительного предприятия «Маяк»........................
2. Проектирование организационной структуры управления на предприятии
2.1 Факторы, влияющие на формирование организационной структуры............20
2.2 Матрица функциональных связей……………………………………………..28
2.3 Организационная
структура управления машиностроительного
предприятия «Маяк»........................
3. Анализ разработанной организационной структуры управления
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры...........35
3.2 Основные направления
улучшения организационной структуры
управления машиностроительного предприятия
«Маяк»........................
3.3 Проект предложения
по совершенствованию
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Любая организация – это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет из себя организации. Для того, чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в организационной структуре.
Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер должен создать организационную структуру (организационную систему управления) предприятия. В самом общем смысле этого слова структура системы - что совокупность связей и отношений между её элементами. В свою очередь, организационная система управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением. При создании структуры управления менеджер должен в максимально возможной степени учесть специфику деятельности предприятия и особенности его взаимодействия с внешней средой.
Структура организации должна обеспечивать реализацию стратегий, и в конечном счете, эффективное решение стоящих перед ней задач.
Важнейшей задачей данного курсового проекта является построение такой структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам организации. И в данной курсовой работе, на основе имеющихся данных, будет построена модель организационной структуры управления предприятием.
Предметом исследования данной курсовой работы является структура машиностроительного предприятия «Маяк».
Объектом исследования является машиностроительное предприятие «Маяк».
Главная цель курсовой работы состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед нами задач.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы структуры организации.
2. Проектировать
организационную структуру управления
предприятием.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе данной работы рассматриваются виды структур организации, их характеристика и особенности.
Во второй главе проектируется организационная структура управления на предприятии.
В третьей главе
анализируется разработанная
1 Теоретические основы формирования организационных структур управления предприятием «Маяк»
1.1 Теоретические и методические основы изучения темы
«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой
управления понимается упорядоч
В современной
теории менеджмента выделяются
два типа управления
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия
бюрократического типа
Бюрократические структуры
управления показали свою
Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.
В исходном определении
органического типа структуры
подчеркивались такие ее
Рассматриваемый
тип структуры предполагает
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).
Необходимо отметить,
что органический тип
Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей, но наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира.
Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.
По каждой подсистеме формируются «иерархия» служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, - показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат работы организации в целом становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение.
Многолетний опыт
использования линейно-
Информация о работе Проектирование организационной структуры управления