Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание

Любая организация – это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет из себя организации. Для того, чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в организационной структуре.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления машиностроительным предприятием «Маяк»
1.1 Теоретические и методические основы изучения темы....................................5
1.2 Характеристика машиностроительного предприятия «Маяк»........................17
2. Проектирование организационной структуры управления на предприятии
2.1 Факторы, влияющие на формирование организационной структуры............20
2.2 Матрица функциональных связей……………………………………………..28
2.3 Организационная структура управления машиностроительного предприятия «Маяк»........................................................................................................................29
3. Анализ разработанной организационной структуры управления
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры...........35
3.2 Основные направления улучшения организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Маяк»..........................................................40
3.3 Проект предложения по совершенствованию структуры управления машиностроительного предприятия «Маяк»..........................................................42
Заключение.........................................................................................................................45
Список использованной литературы...............................................................................47

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент курсовая.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

8. Торговля технологиями на основе лицензий.

Жизненный цикл товара — тот промежуток времени, в течение которого товар разрабатывается, занимает определенное место на рынке, а потом исчезает. Существуют следующие этапы жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость, насыщение рынка, спад.

В машиностроении жизненный цикл товара часто исчисляется  десятками лет, так как производство машин и оборудования не из тех  производств, которые можно быстро свернуть или развернуть новое. Да и товары (машины, оборудование) создаются в расчете на долгое время эксплуатации. Наиболее короткие жизненные циклы товара и наиболее часто меняющийся ассортимент существует, наверно, в автомобилестроении.

Готовая продукция предприятий машиностроения в первую очередь рассчитана на оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или посредническими фирмами. Однако в последнее время на некоторых заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые налаживают торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для привлечения новых покупателей используются всевозможные виды рекламы: на телевидении, в прессе, щитовая реклама и т.д.

При работе с крупными предприятиями и фирмами  их было бы трудно привлечь щитовой  рекламой. В целях налаживания партнерских связей и поиска новых путей взаимодействия широкое распространение получили международные выставки. Выставки выполняют несколько функций, таких как: место для эффективной рекламной кампании, выход на международный рынок, предоставление новых поставщиков и покупателей и бесценный обмен опытом. В сегодняшней мировой практике международные выставки необходимы машиностроительному комплексу для эффективной работы и дальнейшего развития.

Целостность организации  и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.  

 Поскольку  организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся:

- структуры (производства, управления),

- цели и задачи управления,

- технологии,

- люди.

Структуры организации определяются логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления. Управляемость организации определяется соотношением числа руководителей и подчиненных, числом людей, которые подчиняются одному руководителю, а также взаимоотношением времени принятия решений с временем перехода объектов управления в различные состояния, в том числе и прогнозируемые.

Управляемость, кроме того, зависит и от технологии. Технология – это любое средство (регламент, алгоритм,  механизм), с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.

Важнейшая часть  и внутренней, и внешней среды организации - инфраструктура, т. е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

Организационная культура представляет собой систему  норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от его индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации. Все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации (рис.2)

Важный элемент  культуры — это ценности, т. е. общие  убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что безразлично в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п.


 

 

 

 

Рис. 2. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.

 

Организационная культура помогает решить задачи:

координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;

мотивации, реализуемой  путем разъяснения сотрудникам  смысла выполняемой работы;

профилирования, позволяющего обрести характерное  отличие от других предприятий;

привлечения кадров путем пропагандирования в среде  претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.

Любая организация  обладает сильными и слабыми сторонами, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны.

В любом случае нужны коллективные мероприятия  культурной направленности, в ходе которых с определенной осторожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

Успех организации  в значительной степени зависит  от учета внешних факторов. Как был отмечено выше, объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управления, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды. На рис. 3 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.

В среде прямого  воздействия главное — это  рынок и законы, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляют собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.

При рассмотрении внешней среды и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы.


 

 

Рис. 3. Элементы среды прямого и косвенного воздействия.

 

2.3 Матрица  функциональных связей

 

Матрица функциональных связей

№ п/п

Наименование  функций управления

Должностные лица

Отделы, службы управления

основные

вспом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

F11 Управление маркетинга и рекламы

 

Р

                       
 

F112

 

П

О

       

Р

 

Р

 

П

О

 

F113

                 

О

   

О

 

F114

                 

О

   

О

 

F115

                 

О

 

У

О

Итого по F11 (вып./не выполняется)

1/-

1/-

1/-

       

1/-

 

2/2

 

1/1

2/2

2

F12 Управление сбытом

 

Р

                       
 

F121

 

П

О

У

 

 

 

У

Р

О

   

П

О

 

F122

                       

О

 

F123

                       

О

 

F124

                     

У

О

Итого по F12 (вып./не выполняется)

1/-

1/-

1/-

1/-

   

1/-

1/-

1/-

   

1/1

2/2


 

 

В таблице использованы следующие обозначения:

 

О – отвечает за выполнение цели; П – предоставляет исходные данные; У – участвует в выполнении данной функции; С – согласовывает подготовленные документы; Р – принимает решение.


 

 


 

 

Функция не выполняется                                                Дисфункция

 

 

 

Обозначения в  заголовках столбцов:

 

1 – генеральный  директор; 2 –  главный бухгалтер; 3 – главный инженер; 4 – инженер-механик; 5 – инженер-энергетик; 6 – зав.  ремонтным и слесарным цехами; 7 – зав. автотранспортным парком; 8 – заместитель директора по  производству; 9 – зав. складом; 10 – зам. директора по коммерции; 11 – отдел кадров; 12 – бухгалтерия; 13 – начальник планового отдела


 

2.2 Организационная структура управления Машиностроительное предприятие «Маяк»  

 

Организационная структура направлена прежде всего  на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Организационная структура организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно  изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. Организационные  структуры управления промышленными  организациями отличаются большим  разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкие); производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции; сфера деятельности организации.

В целях наиболее рационального  функционирования предприятие должно иметь такую организационную структуру, которая позволит: производить по необходимости ее изменения адекватно условиям деятельности предприятия; осуществить минимально по времени перемещение капитала из одних направлений деятельности в другие на основе оценки их эффективности; обеспечить максимально быструю передачу точной и достоверной информации по уровням управления сверху в низ и обратно для оперативного принятия решений по повышению эффективности деятельности конкретного направления и всего предприятия.

Организационная структура  управления машиностроительного предприятия «Маяк» представлена в приложении А.

Главным управленцем  на машиностроительном предприятии «Маяк» является генеральный директор.

Директор решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, представляет его интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

Директор –  руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное  взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений  предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства; повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники, научной организации труда, производства и управления. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда. Директор должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; технологию производства продукции предприятия; методы хозяйствования и управления предприятием.

Генеральному директору подчиняется все линейные и функциональные руководители.

В подчинении у директора  находится главный инженер. Он определяет техническую политику, перспективы  развития машиностроительного предприятия «Маяк» и пути реализации комплексных вопросов по всем направлениям совершенствования. Он обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, высокое качество, а так же организует работу по улучшению ассортимента продукции.

Главный инженер –  руководит разработкой перспективных  планов развития предприятия, реконструкции  и модернизации, мероприятий по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию  природных ресурсов, созданию благоприятных и безопасных условий труда. Организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии. Обеспечивает постоянное совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с требованиями научно-технического процесса. Он должен знать: профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия технологию производства продукции предприятия; методы хозяйствования и управления предприятием.

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления