Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание

Любая организация – это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет из себя организации. Для того, чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в организационной структуре.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления машиностроительным предприятием «Маяк»
1.1 Теоретические и методические основы изучения темы....................................5
1.2 Характеристика машиностроительного предприятия «Маяк»........................17
2. Проектирование организационной структуры управления на предприятии
2.1 Факторы, влияющие на формирование организационной структуры............20
2.2 Матрица функциональных связей……………………………………………..28
2.3 Организационная структура управления машиностроительного предприятия «Маяк»........................................................................................................................29
3. Анализ разработанной организационной структуры управления
3.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры...........35
3.2 Основные направления улучшения организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Маяк»..........................................................40
3.3 Проект предложения по совершенствованию структуры управления машиностроительного предприятия «Маяк»..........................................................42
Заключение.........................................................................................................................45
Список использованной литературы...............................................................................47

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент курсовая.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Характеристика машиностроительного предприятия «Маяк»

 

Машиностроительное  предприятие «Маяк» — производитель  автоматических моек для машин. Автомойка  представляет собой блочную конструкцию, включающую моющее устройство в центре и ряд секций-блоков с каждой стороны. Основные виды услуг: мойка машин горячей водой под давлением; полировка с помощью жидкого полирующего средства. Ассортимент товаров включает полотенца, очиститель шин, очиститель обивки, запасные части для ремонта оборудования на автомойках. На протяжении нескольких последних лет дела на предприятии шли неважно; причем в прошлом году потери составили 45 171 тыс. руб. при общем объеме продаж 3691238 тыс. руб. Уровень запасов постоянно увеличивался и сегодня составляет 4124240 тыс. руб.

Машиностроительное  предприятие «Маяк» имеет право:

1). Оказывать  услуги предприятиям, организациям  согласно заключенных договоров.

2). Покупать, продавать  другим предприятиям и организациям, сдавать гражданам в аренду, предоставлять во временное пользование здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество.

3). Передавать  на договорных началах материально-денежные  ресурсы другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющих для машиностроительного предприятия «Маяк» работы и услуги.

Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся коньюктуры рынка. Это позволяет сделать предприятие устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие.

Проведение систематических  анализов деятельности машиностроительного предприятия «Маяк» позволяет:

- быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности комбината и его структурных подразделений;

- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;

- определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

- находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.

  Для всесторонней  оценки эффективности деятельности машиностроительного предприятия «Маяк» используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.

При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции  в базовом году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема производства товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.

Информационной  основой анализа хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.

Документооборот на предприятии играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)

Документация оформляется делопроизводителями, и в зависимости от назначения заверяется директором, главным бухгалтером. Организация работы с документами – это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив.

В документационном обеспечении машиностроительного предприятия «Маяк» выделяется три группы документов:

1) внутренние;

2) поступающие (входящие);

3) отправляемые (исходящие).

В каждой из этих групп имеются свои особенности  обработки и прохождения. Прием  и обработку поступающих и  отправление исходящих документов осуществляет секретарь-машинистка.

Регистрация документов – это присвоение ему индекса  и проставление его на документе  с последующей записью кратких  сведений о нем в журнале-регистрации. Регистрация необходима для обеспечения  сохранности документа, учета и  контроля. Документы предприятия в дальнейшем либо остаются на длительное хранение в архиве, либо временно хранятся, а потом передаются к уничтожению.

  Основными правовыми документами во взаимоотношениях между предприятиями являются коммерческие контракты (договора), представляющие собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений.

На машиностроительном предприятии «Маяк» реализована и работает классическая организационная структура. Естественно, что в деловой практике предприятия невозможно обойтись только линейно-функциональными структурными связями, очень часто возникают «горизонтальные» отношения между различными службами предприятия, которые позволяют более оперативно решать большинство производственных задач. В условиях российской экономики, следует отметить, что линейно-функциональная структура не так эффективна потому, что по ней нельзя сказать какое из отделений заведомо убыточно, и  поэтому необходима матричная структура, которая заключается в следующем, в каждом из периферийных объектов создаются свои командные центры и экономические отделы, которые на своём уровне лучше знают какие проблемы возникли и решают их оперативно не откладывая её  на долго.

Создаются договора на создание научно-технической продукции.

 

2 Проектирование организационной структуры управления на предприятии

2.1 Факторы,  влияющие на формирование организационной  структуры

 

Материальные  ресурсы представляют собой часть  оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые  полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Наибольшую  долю материальных ресурсов предприятия  составляют основные материалы. К ним  относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное её содержание. (Основными материалами при изготовлении автоматических моек для машин являются металл, стекло, ткань и т.д.).

К вспомогательным  относятся материалы, потребляемые в процесс обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т.д.).

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а, следовательно, повышении прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведения материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создаёт условия для выпуска дополнительного количества продукции.

Для обеспечения  экономии и рационального использования  материальных ресурсов работники снабженческих отделов выявляют возможности приобретения экономичных видов сырья и организуют их доставку, хранение и подготовку к производству с минимальными затратами и потерями.

Материальные  ресурсы можно разделить на 4 группы:

1) постоянно потребляемые в значительных количествах;

2) материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

3) получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

4) получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

В зависимости  от объёма производства и специфики  материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному. Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

1. Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями.

2. Система “снабсклад”. Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов.

Так как  машиностроительные заводы представляют собой давно работающие, устоявшиеся комплексы с сформировавшейся инфраструктурой и системой внешних и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские связи как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих партнёров-поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.

Завод может заключать с посредником  несколько видов сделок:

1) Товарообменные или бартерные – взаимные синхронные поставки товаров и оказание услуг на равные суммы без платежей;

2) Прямые закупки – это непосредственные сделки между поставщиком и потребителем. Поставки без посредника распространены при международных поставках промышленного сырья на долгосрочной основе;

3) Торгово-посреднические операции в области закупок и поставок сырья подразумевают, что посредник подыскивает для завода поставщика за определённое вознаграждение;

4) Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.

В нынешних условиях машиностроительный комплекс России широко использует производственное кооперирование. Это высокоэффективная форма сотрудничества. Существуют следующие виды кооперации:

1) подрядная, или кооперация-субпоставка, при которой одна сторона-подрядчик (субпоставщик) изготавливает и поставляет агрегаты, комплектующие для изготовителя готовой продукции (заказчика);

2) взаимная подрядная кооперация – субпоставка, при которой обе стороны изготавливают различные кооперированные комплектующие, составные части машин, оборудования и обмениваются ими для производства готовой продукции;

3) кооперированное производство, предусматривающее совместную программу выпуска единого сложного изделия. Стороны изготавливают отдельные его части и поставляют их друг другу. В этом случае возможен и совместный сбыт;

4) поставки кооперированных комплектующих, частей машин и т.д., изготовленных из сырья и полуфабрикатов заказчика.

Видов расчётов с поставщиками огромное множество. Наличный платёж, как платёж через  банк против документов, обычно предполагает одну из таких форм расчётов, как  аккредитив, инкассо, перевод, открытый счёт, по чекам, расчёты кредитной картой. Надёжной и распространённой формой расчёта служит подтверждённый безотзывной аккредитив, открываемый заказчиком в коммерческом банке.

Документы, представляемые поставщиком заказчику  вместе с выписанным на его имя счётом, включает копию транспортного документа, сертификат о качестве, сертификат о происхождении, упаковочные листы, спецификации, страховой полис, различные медицинские свидетельства.

Предоплата  представляет собой фактический  аванс, выдаваемый продавцом.

Платёж  в кредит предполагает рассрочку  платежа, которая обычно оформляется  в форме векселя, выдаваемого  должником кредитору, либо в форме  тратты, выписываемой кредитором на должника в порядке безусловного приказа  оплатить определённую сумму в определённый срок. Векселя и тратты обычно обеспечиваются банковской гарантией платежа при неплатёжеспособности должника.

С материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс сбыта продукции.

Важнейшими  задачами  отделов сбыта является наблюдение за своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции, ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю.

Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.

Виды  сделок:

1. Торговля машинно-технической продукцией в сборе. На неё приходится около 50% общего объёма мировой торговли продукцией машиностроения. При этом виде сделки продавец производит дополнительные операции: предпродажный сервис; предпродажную доработку; техническое обслуживание в гарантийный и постгарантийный периоды.

2. Поставки на сборку. Этот вид торговли поставляет детали и узлы для сборки изделий по предоставленным технологиям.

3. Лизинг – долгосрочная и краткосрочная аренда машин, оборудования и иных материальных средств.

4. Торговля комплектным оборудованием. Комплектным принято считать промышленное оборудование, объединенное в технологический комплекс по выпуску готовой продукции.

5. Международные торги. Это конкурсная форма реализации заказов на закупку оборудования или привлечение подрядчиков для сооружения комплектных объектов.

6. Инжиниринг — продажа технического опыта, в основном проектирования объектов, методов организации производства, эксплуатация предприятий и реализации готовой продукции.

7. Иностранные инвестиции. Широкое распространение в нашей стране получили совместные предприятия с участием иностранных партнеров. В совместном предприятии предусматривается формирование общей собственности, создание общих органов управления и распределение прибыли в соответствии с долями участия партнеров.

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления