Профессионализация управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является изучение процесса профессионализации управления.
В процессе исследования были сформулированы следующие задачи:
дать определение понятию профессионализации персонала
рассмотреть сущность и основные этапы профессионализации личности
Рассмотреть основную специфику и способы управления на примере конкретного предприятия

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ вопросов профессионализации управления 4
1.1 Понятие и специфика профессионализации управления 4
1.2 Основные особенности процесса профессионализации 12
Глава II. Основные характеристики процесса профессионализации в ООО «Юничел» 17
2.1 Специфика организации 17
2.2 Способы карьерного роста в ООО "Юничел" 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Марина.docx

— 63.99 Кб (Скачать документ)

Большое значение имеют специальные  знания, позволяющие решать проблемы с учетом обобщенного опыта, профессионально  и эффективно. Знания ускоряют приобретение опыта и дают нечто большее - понимание, почему и как возникают проблемы, какие последствия могут быть при их, решении. Конечно, это бывает лишь в том случае, если эти знания системны, достаточно полны по видам  деятельности и в методическом отношении  даны в ориентации на практическое решение проблем.

Но специальных знаний сегодня оказывается мало для  профессионализма управления. Необходимо образование. Это нечто большее, чем обладание специальными знаниями. Образование — это формирование профессионала в категориях культуры.

Можно быть хорошим специалистом, но при этом малообразованным человеком. В практике это встречается. Образование — это появление нового качества, в которое трансформируются знания при определенной их структуре, комплексе, объеме, методиках получения. Образование менеджера характеризует понимание гуманитарной направленности его деятельности, научный уровень оценки социально-экономических явлений, высокая культура, здоровый образ жизни и деятельности, способность к непрерывному развитию и самообразованию.

В прошлом образование  рассматривалось только лишь как  процесс научения и приобретения специальных знаний и навыков, подготовка к определенным видам деятельности. Сегодня роль образования меняется. Оно становится не только потенциалом успеха в повседневной деятельности, но функцией и средством управления. Такая роль образования сегодня определяется динамикой развития, резким усложнением проблем (экология, качество, безопасность жизнедеятельности, конкуренция, изменение структуры интересов и пр.).

Само развитие производства и общества требует непрерывного образования, а это означает необходимость «вмонтирования» его в повседневную деятельность человека. Необходимо так строить практическое управление, чтобы оно было профессионально образовывающим управлением, чтобы оно несло не только успех в работе, но и образовательный рост. Образовательные процессы должны вплетаться в реальные процессы управления и определять все характеристики их успеха. Каждая крупная фирма должна иметь свои образовательные подразделения для подготовки персонала к инновационной деятельности, к решению новых проблем, разработке новых стратегий. В образовательных процессах фирма будет иметь возможность черпать новые идеи развития. Такие идеи быстрее возникают в образовательных процессах, которые стимулируют мышление. Это уже креативный менеджмент.

А в этих условиях и стиль  управления меняется. Менеджер должен ориентироваться не только на решение  проблем, но и на превращение процессов  решения проблем в процессы образования.

Однако не следует полагать, что проблема профессионализации управления и аналогичная тенденция развития менеджмента заключаются только в образовании менеджера и  в его профессиональных качествах. Это только одна сторона медали. Другая - в условиях проявления и реализации профессионализма. Можно быть хорошим летчиком, но если вы вынуждены работать шофером грузовика, какой толк в вашем профессионализме. Он оказывается нереализованным и постепенно угасает.

Вот так же и в менеджменте. Нужны соответствующие внешние  и внутренние условия, чтобы профессионализм  менеджера стал системой профессионального  менеджмента. Внешними условиями являются либеральная экономика, система  образования, отвечающая потребностям профессионализации управления, общественное сознание, ориентированное на профессионализм  управленческой деятельности, соответствующая  государственная политика. Внутренними — профессиональная подготовка персонала, тип организации, мотивация профессионализма.

Менеджменту как науке  и концепции рационального управления в условиях либеральной экономики  предстоит большое будущее. От управления главным образом зависит решение  таких проблем, как экология, безопасность жизнедеятельности, использование  безотходных технологий, регулирование  использования природных ресурсов и многие другие проблемы. Ведь в  процессах управления ставятся проблемы и организуется их решение. Несовершенное управление упускает проблемы из поля зрения или оказывается бессильным организовать их решение. Профессиональное освоение управления - это успех развития.

1.2 Основные особенности  процесса профессионализации

Процесс профессионализации в отечественной  психологической науке исследуется  в связи с онтогенетическим развитием  человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и  интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и  самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных  школ и направлений.

Так, Машин В.А. рассматривает профессионализацию как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, который направлен не столько на усвоение фиксированного объема профессиональных действий, сколько на преобразование самого субъекта деятельности [1].

Митина Л.М., сравнивая личностное и профессиональное развитие учителя, отмечает процесс ломки стереотипов  традиционных форм профессионализации, определяет взаимосвязь профессионального  развития и личностного, в основе которых лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность  в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. Она выделяет три стадии профессионализации: адаптацию, становление и стагнацию, а рассмотрение профессионального  развития как непрерывного процесса самопроектирования личности позволяет вычленить три стадии ее перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию [2] .

Щотка О.П. также связывает личностное развитие человека с профессиональным, рассматривая их в контексте профессионального становления. По мнению автора, профессиональное становление это динамичный многоуровневый процесс, который занимает значительный период жизненного пути и не сводится к профессиональному обучению. Переход к каждой последующей стадии закладывается на предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нормативных кризисов[8].

Акмеологическая концепция Зеера Э.Ф. позволяет говорить о "жизненном пути" профессионала, поскольку она включает основные этапы от ее начала и до вершины и включает пять стадий профессионализации:

1. Оптация (лат. optatio - желание, выбор) - выбор профессии с учетом индивидуально-личностых и ситуативных особенностей.

2. Профессиональная подготовка - приобретение  профессиональных знаний, навыков  и умений.

3. Профессиональная адаптация - вхождение в профессию, освоение  социальной роли, профессиональное  самоопределение, формирование качеств  и опыта.

4. Профессионализация - формирование  позиций, интеграция личностных  и профессиональных качеств, выполнение  обязанностей.

5. Профессиональное мастерство - реализация  личности в профессиональной  деятельности.

Интересной является концепция - соотношения  между некомпетентностью и компетентностью, принадлежащая Питеру Л., автору знаменитого  принципа: "В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься  до своего уровня некомпетентности".

Для концепции Питера Л. характерны следующие особенности. Профессионализм/непрофессионализм - это диалектика компетентности и  некомпетентности, и соотношение  между ними зависит как от особенностей системы, так и от личностных факторов. Профессионализм постоянно подвергается угрозам со стороны той или  иной иерархической системы, которая  по определенным причинам относится  к нему неприветливо, враждебно. Профессионализм - это компетентность, которая означает умение cпециалиста действовать, делать конкретное дело.

В результате анализа различных  представлений о процессе профессионализации, можно выделить два различных  подхода к определению его  сущности. Первый подход связан с развитием  и саморазвитием личности, а второй - с "вписыванием" человека в ту или иную систему профессиональной деятельности или, другими словами, "овладением", "присвоением" данной системы деятельности. Однако, объединяющим различные подходы  к исследованию профессионализации, является положение о взаимном влиянии  индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности процесса, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Профессионализм имеет широкий  спектр проявлений начиная от дилетантства (то есть поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов (то есть гипертрофированным развитием профессионализма). В тех случаях, когда человек не способен преодолеть профессиональные стереотипы в других социальных ролях, не перестраивает свое поведение сообразно меняющимся условиям и ожиданиям окружающих, профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Данный феномен начинается с дисгармонизации и деформации системы отношений, связанных с ними личностных смыслов субъекта, после чего этот процесс распространяется на индивидуально-психическое здоровье, трансформируя черты характера и нарушая социальное поведения человека в целом. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.

По сути дела личностные особенности  специалиста, функциональная структура  деятельности и объект профессиональной деятельности являются ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности, и в принципе могут  быть использованы применительно к  любой профессии.

Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса, с одной  стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального  опыта, овладение стандартами и  ценностями профессионального сообщества, а с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального  саморазвития, позволило выделить три  направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.

Содержательное включает исследование двух сфер развития профессионала - деятельности и ее субъекта, и тесно связано  с динамическим, которое описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися в профессиональное развитие.

Для выявления содержательных характеристик  процесса профессионализации необходимо, прежде всего, определить понятия "специалист", "профессионал", "профессионализация", "профессиональный генезис" (становление, развитие личности), "психологическое  формирование профессионала".

"Специалист" - это подготовленный  человек, обладающий определенными  профессиональными знаниями, умениями  и навыками. Процесс его подготовки  и формирования представляет  собой становление комплекса  профессионально важных качеств.  Данная трактовка понятия "специалист" задает определенную структуру  его действий - воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов  выполнения деятельности в любых  ситуациях.

"Профессионал" - характеристика  человека, выражающаяся в его  способности выйти за пределы  собственной деятельности для  ее анализа, оценки и последующей  организации. Ведущими понятиями  для характеристики человека  как профессионала становятся "рефлексия"  и "деятельностный способ существования". Профессионал есть результат самоактивности человека.

"Профессионализация" как психофизиологическая  категория отражает процесс саморазвития  человека в течение жизни, в  рамках которого происходит становление  специфических видов субъектной  активности личности на основе  развития и структурирования  совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути.

Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и  происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.

На основе представлений об индивидуальной жизнедеятельности как сложной  организации качественно различных  процессов Бойчинской К. К.[16] предложена синтетическая модель процессуальной организации жизнедеятельности, согласно которой она включает в себя следующие процессы: ценностно-мотивационные, проектировочные или творческие, рефлексивные, когнитивные и действенно-практические.

 

Глава II. Основные характеристики процесса профессионализации в  ООО  «Юничел»

2.1 Специфика организации

Группа компаний «Юничел» объединяет под своим началом несколько бизнес-направлений: обувную розницу, оптовые поставки и производство. 18 февраля 2003 года — создание компании «Юничел». Сегодня миссия компании заключается в том, чтобы совершенствоваться и предоставлять людям удобную, практичную и красивую обувь. «Юничел» определяет совершенствование как:

1. Развитие компетенций — профессиональный рост сотрудников и управленческой команды.

2. Рост стоимости компании  в долгосрочной перспективе: укрепление позиций на рынке, рост стоимости бренда, рост ресурсов и повышение эффективности их использования.

3. Лояльность сотрудников — совпадение личных ценностей и целей с ценностями и целями компании, доверие и удовлетворение от достижений.

ООО "Юничел" способствует развитию российского обувного рынка, непрерывно улучшает качество продукта и обслуживания. Внедряя прогрессивные технологии и подходы в управлении, «Юничел» увеличивает конкурентоспособность страны.Юничел — специалист в обувном деле.

Информация о работе Профессионализация управления