Автор работы: 2*****@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 06:32, курсовая работа
Целью работы является изучение подходов к определению основных понятий, выявление ключевых профессиональных компетенций современного менеджера-управленца, рассмотреть модель компетенции и его ключевых принципов.
Объект работы – современный менеджер-управленец.
Предметом работы будут являться профессиональные компетенции современного менеджера-управленца.
Введение
1. Теоретические основы и подходы определения терминов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность»
1.1 Историческая справка определения понятий «профессиональная компетентность»
2. Виды и классификация профессиональных компетенций
3. Управленческая культура как ведущий компонент профессиональной компетентности современного менеджера-управленца
4. Модель компетенций
4.1 Ключевые принципы построения модели компетенций
4.1.1 Ключевой принцип модели компетенций №1 - Привлечение людей
4.1.2 Ключевой принцип модели компетенций №2 - Предоставление информации
4.1.3 Ключевой принцип модели компетенций №3 - Создание релевантных компетенций
5. Ключевые компетенции современного топ-менеджера
5.1 Эффективное целеполагание
5.2 Коммуникативная компетентность и работа с ключевыми сотрудниками
5.3 Персональный и корпоративный тайм-менеджмент
5.4 Умение отдыхать и способность творить
Заключение
Список используемой литературы
Выпускник высшей профессиональной
школы должен уметь применять
полученные в ходе обучения знания,
умения и навыки в повседневных и
изменяющихся ситуациях на работе,
демонстрируя свою профессиональную компетентность.
Существующая практика подготовки менеджеров
обеспечивает обучение основным функциям
классического менеджмента: организация,
планирование, мотивация, координация
и контроль (Тейлор Ф., Фаоль А.). Новый
подход к управлению все более
базируется на признании приоритета
личности перед производством, перед
прибылью, перед интересами предприятия,
фирмы, учреждения. Именно такая постановка
вопроса составляет культуру управления.
В концепции российского
менеджмента основная идея сводится
к возрастанию роли руководителей
различного уровня. Профессиональная
компетентность личности будущего менеджера
выступает в качестве основной из
целей процесса обучения с учетом
тенденций социально-
Управленческая деятельность
менеджера сложна, динамична, изменчива
и носит сугубо личный характер.
Основные психологические особенности
этой деятельности можно свести к
следующим:
·
большое разнообразие видов деятельности
на разных уровнях управленческой иерархии;
·
неалгоритмическим, творческий характер
деятельности, осуществляемый при недостатке
информации и в условиях часто
меняющейся, нередко противоречивой
обстановки;
·
ярко выраженная прогностическая природа
решаемых управленческих задач;
·
значительная роль коммуникативной
функции;
·
высокая психическая
Менеджер должен
проявлять большую
Менеджеру в его
деятельности нужны гибкость и смелость
при решении тех или иных управленческих
задач, они живут и работают в
центре постоянно изменяющихся ситуаций.
Поэтому у менеджеров с недостаточным
уровнем компетентности возникает
осторожность при решении проблем,
что приводит к запаздыванию в
принятии управленческих решений и
снижению эффективности управленческого
воздействия.
Таким образом, профессиональная
деятельность менеджеров многогранна,
ответственна и сложна. Явления, с
которыми сталкивается современные
менеджеры, - это темп, сложность, новизна,
опасность, и постоянный вызов современного
опережающего мира. Все это требует
от менеджера высокого уровня компетентности.
Низкий уровень
профессиональной компетентности специалистов
может привести сегодня к глобальным
катастрофическим последствиям: традиционная
система образования была рассчитана
на «знаниевую» парадигму
4. Модель компетенций
Модель компетенций
дает возможность создать такой
набор критериев, который непосредственно
связывает широкий спектр конкретных
видов деятельности с управлением
персоналом.
Каждая компетенция
- это набор родственных
·
Компетенции без уровней. Простая
модель, то есть модель, которая охватывает
виды работ с простыми стандартами
поведения, может иметь один перечень
индикаторов для всех компетенций.
В этой модели все поведенческие
индикаторы относятся ко всем видам
деятельности. Например: модель, которая
описывает работу только старших
менеджеров компании, в разделе «Планирование
и организация» может включать следующие
индикаторы поведения:
- Составляет планы,
которые распределяют работу
по срокам и приоритетам (от
нескольких недель до трех
лет).
- Составляет планы,
которые точно соответствуют
целям деятельности отдела.
- Координирует деятельность
отдела с бизнес планом
Единый перечень
индикаторов поведения - это то, что
и требуется, потому что все индикаторы
поведения необходимы в работе всех
старших менеджеров.
·
Компетенции по уровням. Когда модель
компетенций охватывает широкий
спектр работ с различной
- исходные компетенции
- обычно это минимальный набор
требований, необходимых для допуска
к выполнению работы
- выдающиеся компетенции
- уровень деятельности опытного
сотрудника
- отрицательные компетенции
- обычно это такие стандарты
поведения, которые
Современные исследователи
компетентностного подхода (А.К.Маркова,
Л.А.Степнова, Е.В. Земцова, А.И. Субетто)
выделяют следующие основные компетенции
менеджеров1:
·
Ориентация на результат, достижения.
Способность нести
·
Гибкость. Способность быстро и адекватно
реагировать на внештатные ситуации,
видеть и определять проблему, находить
пути ее решения, собирать команду для
внедрения, давать оценку результатов.
·
Способность к обучению, самообучению.
Обучаемость, восприимчивость к
новым методам и технологиям,
умение применять новое на практике.
Способность к самоанализу. Готовность
проанализировать свои достижения и недостатки,
посмотреть на привычные вещи другими
глазами, разумно использовать чужой опыт.
·
Влияние, умение убеждать. Способность
отстаивать собственное мнение. Логичность
при ведении конструктивных бесед.
Владение техниками влияния. Умение
выявлять и использовать мотивы людей.
Умение задавать правильные вопросы
и определять степень информированности
и эмоциональное состояние
·
Умение слышать других, принимать
обратную связь. Умение создавать каналы
двухсторонней коммуникации – абстрагироваться
от своих мнений и мыслей, концентрироваться
на словах собеседника. Хорошая слуховая
и зрительная память. Владение разными
способами обратной связи. Умение эффективно
поощрять и критиковать других людей.
·
Навыки презентаций, переговоров. Умение
определять цели и задачи презентации,
интересы аудитории. Построение эффектного
вступления, связующих фраз, основной
части и завершения презентации.
Владение стратегиями убеждения
и ораторскими навыками. Знание стадий
эффективного процесса переговоров. Умение
определить интересы участников, выбрать
наилучшую альтернативу. Умение обсуждать,
предлагать, вести позиционный торг.
Владение техниками манипулирования
и умение противостоять им.
·
Клиентоориентированность. Знание политики
и стандартов в области работы
с клиентами. Ориентация на текущие
и перспективные потребности
клиентов. Умение вести себя корректно
с разными типами «трудных» клиентов.
Умение строить партнерские отношения
с клиентами, умение распознавать дополнительные
возможности и риски в
·
К компетенциям менеджера также
можно отнести: аналитические способности,
креативность, организаторские способности,
умение работать в команде и др.
Модель компетенций
далека от того, чтобы считаться
истиной в последней инстанции,
но она внесла элемент определенности
в управление персоналом, которого
во многих случаях не хватало. Модели
компетенций могут быть и всего
лишь проходящим увлечением. Такое
отношение к модели компетенций
складывается, если нет ответов на
ключевые вопросы: зачем нужна модель
компетенций, как эта модель будет
использоваться, что компетенции
могут дать и чего они дать не
могут, что пользователи модели ожидают
от компетенций.
Модель компетенций
может предоставить набор критериев
при сборе информации и помочь
в создании инструментов и методов
сбора. Компетенции могут предложить
эталоны сравнения фактического
исполнения работы с ожидаемым. Компетенции
могут дать информацию и об алгоритмах
и правилах принятия решений - при установлении
рейтингов исполнения и при определении
денежного вознаграждения работников.
4.1
Ключевые принципы построения
модели компетенций
Существует три
принципа, которым необходимо следовать,
создавая модель профессиональных компетенций.
1. Привлечение к
разработке модели людей,
2. Предоставление
сотрудникам полной информации
о том, что и почему
3. Стремление к
тому, чтобы стандарты поведения,
включенные в компетенции,
4.1.1 Ключевой принцип
модели компетенций №1 - Привлечение
людей
Модель компетенций
- это мощный инструмент совершенствования
каждой организации, которая занимается
управлением персонала. А других
организаций не существует в природе.
Поэтому не удивительно, что каждый
сотрудник любой компании имеет
свой взгляд на профессиональные компетенции,
которые работодатель ввел или собирается
ввести. Персональные взгляды потенциальных
пользователей сильно влияют на отношение
к профессиональным компетенциям. Поэтому
компании полезно изучить разные
взгляды до того, как компетенции
уже составлены. Еще лучше, если потенциальные
пользователи будут вовлечены в
разработку модели компетенций.
Вовлечение не требует,
чтобы каждый сотрудник на всех стадиях
составления модели компетенций
привлекался к этой работе. Вовлечение
можно ограничить всего лишь информированием
людей о цели и продвижении
в составлении компетенций или
включением всего нескольких пользователей
в команду разработчиков
4.1.2 Ключевой принцип
модели компетенций №2 - Предоставление
информации
Как информировать
людей и о чем их информировать
- очень важные вопросы в период
составления модели компетенций. Осмотрительное
планирование - вот что важно для
того, чтобы люди знали, чего им ожидать.
Каждый, кто будет
охвачен моделью компетенций, должен,
как минимум, знать три важных
момента, почему модель
1.
компетенций составляется
2.
как эта модель будет
3.
как компетенции будут
Чтобы достигнуть понимания
персоналом этих моментов, нужно разъяснить
людям следующие вопросы:
- в чем смысл
основных методов разработки
модели компетенций - интервью, рабочих
встреч, тестирования и т. д.
- почему эти виды
деятельности необходимы при
разработке модели компетенций
- когда разработка
компетенций будет проводиться
- чего разработчики
модели компетенций ожидают от
сотрудников компании
- какова роль сотрудников
в этом процессе?
- почему к сотрудникам
обращаются с просьбой внести
свой вклад в эту работу, например,
выступить в роли
- почему некоторых
сотрудников не привлекают к
этой работе - с кем необходимо
контактировать сотрудникам
Степень личной вовлеченности
в процесс создания модели компетенций
зависит от того, что конкретному
человеку необходимо знать о компетенциях.
Хорошая информированность
устраняет возможные
Информация о работе Профессиональные компетенции современного управленца-менеджера