Автор работы: 2*****@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 06:32, курсовая работа
Целью работы является изучение подходов к определению основных понятий, выявление ключевых профессиональных компетенций современного менеджера-управленца, рассмотреть модель компетенции и его ключевых принципов.
Объект работы – современный менеджер-управленец.
Предметом работы будут являться профессиональные компетенции современного менеджера-управленца.
Введение
1. Теоретические основы и подходы определения терминов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность»
1.1 Историческая справка определения понятий «профессиональная компетентность»
2. Виды и классификация профессиональных компетенций
3. Управленческая культура как ведущий компонент профессиональной компетентности современного менеджера-управленца
4. Модель компетенций
4.1 Ключевые принципы построения модели компетенций
4.1.1 Ключевой принцип модели компетенций №1 - Привлечение людей
4.1.2 Ключевой принцип модели компетенций №2 - Предоставление информации
4.1.3 Ключевой принцип модели компетенций №3 - Создание релевантных компетенций
5. Ключевые компетенции современного топ-менеджера
5.1 Эффективное целеполагание
5.2 Коммуникативная компетентность и работа с ключевыми сотрудниками
5.3 Персональный и корпоративный тайм-менеджмент
5.4 Умение отдыхать и способность творить
Заключение
Список используемой литературы
4.1.3 Ключевой принцип
модели компетенций №3 - Создание
релевантных компетенций
Чтобы компетенции
воспринимались как нужное начало,
важно, чтобы информация, собранная
на рабочих местах, отражала бы целостную
картину деятельности фирмы. Не учет
этого принципа приведет к тому,
что сотрудники на компетенции будут
обращать минимальное внимание, или
компетенции совсем не будут действовать.
Пользователям легче осознать нужность
компетенций на своем участке
работы, если они знают, что их отдел
или участок внес свой вклад в
составление профессиональных компетенций.
Язык, описывающий
модели компетенций, неизбежно станет
общим, если сама модель связана со
многими отделами, со многими рабочими
функциями и с разнообразными
вариантами применения. Поведение, которое
должно быть включено в компетенцию
какой-то специальной работы, может
напрямую соотноситься только с этой
работой. Например, компетенция «оперативно
разбирается с заявками по страхованию»,
не подойдет для всех рабочих функций
страховой компании. Более общее
поведение, адекватное всем рабочим
функциям, могло бы формулироваться
так: «Быстро реагирует на запросы
внутренних и внешних клиентов».
Стандарты поведения,
включенные в общие компетенции,
должны соотноситься ко всем сотрудникам,
независимо от пола, возраста, расы. Примером
может послужить то, что большинство
моделей компетенций в сфере
управления основаны на мужском исполнении
роли менеджера. Поэтому компетенции
этого рода чаще всего разрабатываются
сугубо мужскими командами. Но мужской
стереотип описания поведения делает
компетенции менее пригодными для
использования в коллективе из мужчин
и женщин. Этот нюанс необходимо
учитывать при разработке моделей
компетенций.
Если стандарты
поведения включают пункты о физических
способностях человека, то важно, чтобы
эти способности действительно
были необходимы в работе. Следует
избегать необоснованных предположений
о физических качествах, нужных для
выполнения конкретных задач.
Наконец, общее в
критике моделей компетенций
состоит в том, что компетенции
отражают всего лишь один момент из
всего времени выполнения работы.
Если создание модели компетенций фокусируется
на том, что важно сегодня, то быстро
происходящие изменения в деятельности
организаций общественного и
частного сектора так же быстро превратят
созданную модель в ненужную. Важно,
чтобы при разработке модели компетенций
учитывались представления о
будущем. При оценке актуальности модели
компетенций сиюминутные и
5. Ключевые компетенции
современного менеджера-
5.1 Эффективное целеполагание
Первой ключевой
компетенцией является целеполагание.
Однако нигде не учат персональной
и корпоративной
Без создания ценностной
основы деятельности компании невозможно
сформировать ее корпоративную культуру.
Это очевидно, поскольку корпоративная
культура и представляет собой систему
ценностей и проявлений, присущих
сообществу компании, которая отражает
его индивидуальность и восприятие
себя и других в рыночной и социальной
среде и проявляется в
Таким образом, первой
ключевой компетентностью топ-менеджера
является умение работать с целями
и ценностями компании1.
5.2 Коммуникативная
компетентность и работа с
ключевыми сотрудниками
Второй ключевой
компетентностью является коммуникативная
компетентность. Анализ повседневной
деятельности топ-менеджеров крупных
корпораций выявил любопытный факт: от
70 до 90% рабочего времени они проводят
во взаимодействии с другими людьми
как внутри организации, так и
за ее пределами. Появился даже специальный
термин: «прогуливающийся менеджмент».
Таким образом, профессиональная деятельность
топ-менеджера осуществляется посредством
коммуникаций. В связи с этим возникают
две ключевые проблемы повышения
эффективности коммуникативной
деятельности руководителя. Первая связана
с обеспечением полноты коммуникаций,
их системности и управляемости.
Вторая зависит непосредственно
от коммуникабельности топ-менеджера,
его способности к деловому общению
как таковому, от знаний коммуникативных
технологий и умения их применять
в нужном контексте.
Таким образом, коммуникативная
компетентность топ-менеджера формируется
двояко: с одной стороны, это повышение
эффективности управления коммуникациями
как бизнес-процессом
С коммуникативной
компетентностью тесно связана
третья, чисто управленческая, компетентность
— умение точно подбирать ключевых
сотрудников компании и использовать
в бизнесе их наиболее сильные
стороны. Особую актуальность данная компетентность
приобретает при
5.3 Персональный и
корпоративный тайм-менеджмент
Четвертой ключевой
компетенцией руководителя является эффективная
организация собственного времени
и времени сотрудников
Умение грамотно
и «бескровно» внедрить в компании
«правила игры», оптимизирующие затраты
времени всех сотрудников компании,
составляет еще одну важную компетентность
топ-менеджера. Однако тайм-менеджмент
не является панацеей. Некоторые руководители
убеждены в том, что сотрудники неправильно
организуют рабочее время, а в
процессе тренинга выясняется, что
проблема заключается не в тайм-менеджменте,
а в неэффективной организации
бизнес-процессов или
5.4 Умение отдыхать
и способность творить
Да-да, именно отдых.
И с этим связана шестая ключевая
компетенция — способность к
управленческому ортобиозу. Ортобиоз
(гр. orthos — прямой, правильный + bios —
жизнь) — здоровый, разумный образ
жизни. Не секрет, что в связи с
ростом профессиональных нагрузок, увеличением
числа решаемых задач, постоянными
переработками и
Однако надо сказать,
в настоящее время в бизнесе
наблюдаются весьма серьезные позитивные
сдвиги. Так, в ряде компаний приняты
корпоративные стандарты, регламентирующие
время задержки на работе: для менеджеров
— не более одного часа, для рядовых
сотрудников — не более получаса.
Даже (правда, это пока, скорее, исключение
из правил) вводятся физкультпаузы
подобно производственной гимнастике,
которая была в советское время
и, увы, которую в основном игнорировали
работники.
Наконец, важнейшей
компетенцией является способность
топ-менеджера к поиску нестандартных,
нетривиальных решений. Сегодня
эта черта отнюдь не обязательно
должна быть врожденной. Существуют технологии
поиска новых, необычных решений. Например,
это широко известные в кругу
технических специалистов, но малоизвестные
в управленческих кругах технологии
ТРИЗ (теории решения изобретательских
задач), а также ТРТЛ (теории развития
творческой личности). На самом деле,
способность к поиску новых решений
неразрывно связана со способностью
к обучению и переобучению вообще. А последняя
еще в начале 90-х годов прошлого века была
признана американскими специалистами
наиболее важной компетенцией любого
современного человека1.
Заключение
Изучение компетентности
так такого началось еще в далекое
время Аристотеля, ставший основателем
комплексного подхода.
Итак, компетенция
– предметная область, в которой
индивид хорошо осведомлен и проявляет
готовность к выполнению деятельности,
а компетентность — интегрированная
характеристика качеств личности, выступающая
как результат подготовки выпускника
для выполнения деятельности в определенных
областях. Иными словами, компетенция
— это знания, а компетентность
— умения (действия). Профессиональная
компетентность — это способность
субъекта профессиональной деятельности
выполнять работу в соответствии
с должностными требованиями.
Таким образом, к
ключевым компетенциям современного менеджера-управленца
следует отнести:
·
умение работать с целями и ценностями
компании;
·
способность к эффективным
·
умение точно подбирать ключевых
сотрудников компании и использовать
в бизнесе их наиболее сильные
стороны
Профессиональная
деятельность менеджеров многогранна,
ответственна и сложна. Явления, с
которыми сталкивается современные
менеджеры, - это темп, сложность, новизна,
опасность, и постоянный вызов современного
опережающего мира. Все это требует
от менеджера высокого уровня компетентности.
Важнейшими компетенциями руководителя,
которые напрямую связаны с вопросами
обеспечения
Информация о работе Профессиональные компетенции современного управленца-менеджера