Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:15, реферат
Организация производства включает подготовку производства новых и модернизацию выпускаемой продукции, совершенствование процессов изготовления, текущее регулирование и контроль работы производственных звеньев. Она охватывает все стадии изготовления продукции и носит системный характер, подчиняя все частные задачи главной максимальному удовлетворению потребностей общества.
Целью выполнения работы является изучение производственного процесса и общих принципов его организации.
Введение...................................................................................................................3
1. Производственный процесс и принципы его организации............................5
1.1. Характеристика производственного процесса, его составные
элементы........................................................................................................5
1.2. Структура производственного процесса..................................................12
1.3. Основные принципы организации производственных процессов........15
2. Типы производства и их технико-экономические характеристики..............22
Заключение.............................................................................................................31
Список литературы................................................................................................32
Таблица 2.
Сущность видов производственных процессов.
Наименование процесса | Сущность процесса | Примеры |
1.
Подготовительный этап |
Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт. | Процессы по
резке металла, штамповке заготовок,
их отливке в заготовительных
цехах машиностроительного |
2. Преобразующий этап основного производства | Процесс преобразования предмета труда путем изменения его форм и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, вида соединения с другими предметами труда, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в соответствии с плановым документом или творческим замыслом. | Изготовление токарем детали машины из прутка или штамповки. Проведение исследователем лабораторных испытаний по проверке детали на прочность. Проверка шофером узлов грузового автомобиля в соответствии с производственным заданием. Проведение бригадой хирургов операции по удалению опухоли больного. |
Продолжение табл.2.
Наименование процесса | Сущность процесса | Примеры |
3. Заключительный этап основного процесса | Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или сдачи заказчику (комиссии). | Сборка, испытания,
сертификация, упаковка товара. Сдача
строительного объекта |
4. Вспомогательный процесс | Процесс, способствующий
нормальному протеканию основного
процесса по преобразованию предмета
труда и связанный с |
Изготовление инструментов и приспособлений для нужд всех подразделений организации. Ремонт технологического оборудования и транспортных средств. Выработка сжатого воздуха компрессорной станцией, горячей воды – котельной. Ремонт зданий и сооружений. |
5. Обслуживающий процесс | Процесс, конкретно не связанный с данным предметом труда, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике на «входе» и «выходе» организации. | Материально-техническое
обеспечение производства в любой
отрасли народного хозяйства, организация
сбыта продукции, оказание транспортно-складских
услуг конкретному |
6. Производственный процесс на рабочем месте | Любой вид процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего), протекающего на конкретном рабочем месте. | Изготовление детали на конкретном станке. Работа оператора на компрессорной станции. Работа шофера. |
7. Производственный
процесс на уровне |
Процесс, протекающий в подразделении между рабочими местами, или естественный процесс. | Внутрипроизводственное (внутрицеховое) транспортное обслуживание. Охлаждение детали после термообработки на свободной площади цеха. |
8. Межцеховой производственный процесс | Процесс, протекающий
между подразделениями |
Накопление межцехового страхового или транспортного запаса изделий. Межпроизводственное транспортное обслуживание. |
1.2.
Структура производственного
процесса.
Производственный процесс неоднороден. Он распадается на множество элементарных технологических процедур, которые совершаются при изготовлении готового изделия. Эти отдельные процедуры включают в себя: производственную стадию, производственную операцию, рабочие приемы, рабочее движение.
Производственная стадия - это обособленная часть производственного процесса, когда предмет труда переходит из одного качественного состояния в другое, в результате одного или нескольких частичных процессов труда. Например, материал переходит в заготовку, заготовка - в деталь и т. д.
Каждая стадия объединяет частичные процессы, технологически родственные между собой, или процессы определенного целевого назначения.
Основные производственные процессы протекают в следующих стадиях: заготовительной, обрабатывающей, сборочной и стадии испытаний.
Заготовительная стадия предназначена для производства заготовок деталей. Особенность развития технологических процессов на этой стадии заключается в приближении заготовок к формам и размерам готовых деталей. Она характеризуется разнообразными методами производства. Например, раскрой или резка заготовок деталей из материала, изготовление заготовок методами литья, штамповки, ковки и т. д.
Обрабатывающая стадия - вторая по ходу выполнения производственного процесса. Предметом труда здесь являются заготовки деталей. Орудиями труда на этой стадии в основном являются металлорежущие станки, печи для термической обработки, аппараты для химической обработки. В результате выполнения этой стадии деталям придаются размеры, соответствующие заданному классу точности.
Сборочная стадия - это часть производственного процесса, в результате осуществления которой получаются сборочные единицы или готовые изделия. Предметом труда на данной стадии являются узлы и детали собственного изготовления, а также полученные со стороны (комплектующие изделия). Сборочные процессы характеризуются значительным объемом ручных работ, поэтому главной задачей технологического процесса является их механизация и автоматизация.
Стадия испытаний - заключительная стадия процесса производства, целью которой является получение необходимых параметров готового изделия. Предметом труда здесь являются готовые изделия, прошедшие все предыдущие стадии.
Составными элементами стадий производственного процесса являются технологические операции.
Производственная операция — это элементарное действие (работа), направленное на преобразование предмета труда и получение заданного результата.
Производственная операция — это отдельная часть производственного процесса. Обычно она выполняется на одном рабочем месте без переналадки оборудования и совершается при помощи набора одних и тех же орудий труда.
Главный признак производственной операции - постоянство предмета труда, исполнителя и рабочего места (изменение одного из признаков, говорит о начале другой операции).
Операции подразделяются на виды по определенным признакам:
А) по назначению: основные и вспомогательные.
При основной операции предмет обработки меняет свои формы, размеры и качественные характеристики, при вспомогательной — этого не происходит. Вспомогательные операции лишь обеспечивают нормальное протекание и выполнение основных операций. В основе организации производственного процесса лежит рациональное сочетание во времени и пространстве всех основных и вспомогательных операций.
Предприятие заинтересованно в том, чтобы в процессе производства преобладали основные операции, и уменьшалось количество обслуживающих и вспомогательных операций.
Б) в зависимости от вида и назначения продукции, степени технической оснащенности и основного профиля производства различают: ручные, машинно-ручные, машинные и аппаратные операции.
Ручные операции выполняются вручную с использованием простого инструмента (иногда механизированного), например ручная окраска изделий, слесарная обработка, наладка и регулировка механизмов.
Машинно-ручные операции осуществляются при помощи машин и механизмов, но при непосредственном участии рабочих (например, перевозка грузов на автомобилях, обработка деталей на станках с ручным управлением).
Машинные операции выполняются без участия или при ограниченном участии рабочих. Выполнение технологических операций может осуществляться при этом в автоматическом режиме, по установленной программе лишь под контролем рабочего.
Аппаратные операции протекают в специальных агрегатах (трубопроводах, колоннах, в термических и плавильных печах и др). Рабочий ведет общее наблюдение за исправностью оборудования и показаниями приборов и вносит корректировку в режимы работы агрегатов в соответствии с установленными правилами и стандартами.
Правила и формы выполнения рабочих операций приведены в специальной технической документации (картах производственных операций, инструкциях, операционных графиках). Часто производственные операции непосредственно, связываются не с обработкой изделия, а с организацией рабочего места и разделяются по отдельным рабочим профессиям и видам оборудования.
Последнее разделение характерно для единичного и мелкосерийного производства в промышленности, а также для строительных объектов и транспорта. В таком случае рабочему выдается чертеж на изделие или, допустим, путевой лист для перевозки груза.
Согласно инструкции по организации и уровню квалификации, рабочий, получивший задание, должен знать порядок выполнения операции.
Нередко при выдаче рабочему задания на выполнение той или иной технологической операции ему передается я техническая документация, в которой содержится описание основных параметров обрабатываемого изделия и задачи выполнения данной операции, в том числе:
- начальные и конечные характеристики изделия до и после обработки;
- последовательность выполнения операций;
- необходимое оборудование, инструмент и приспособления;
- режим обработки изделия;
- дозировка компонентов;
- используемые контрольно-измерительные приборы и их нормативные показания;
- штучное время (время, необходимое для выполнения одной операции на одном изделии).
Специалисты по организации производства рекомендуют дополнительно сообщать рабочим:
- назначение обрабатываемого изделия;
- срок поставок готовой продукции, ее себестоимость и цену;
- полные затраты (по элементам) на выполнение операции.
Дополнительные сведения помогают персоналу осознанно работать в интересах всего предприятия, а не вслепую, добиваясь результата только на своем рабочем месте.
Для целей технического нормирования операции разделяются на приемы и трудовые движения.
Рабочие приёмы - это замкнутый цикл рабочих движений, представляющих законченную элементарную работу одного исполнителя. Для осуществления рабочего приема рабочий должен провести определенные трудовые движения и действия.
Рабочее движение - элементарное, простейшее действие рабочего в процессе труда (поднять, опустить руку, наклониться, выпрямиться). Движение характеризуется или прикосновением рабочего к предмету труда, или изменением отдельных частей тела рабочего в пространстве. Анализ трудовых движений проводят с целью установления более рациональных приемов путем устранения непроизводительных движений и проектирования наилучшего порядка их выполнения.
Проведенные исследования позволяют составить
структуру производственного процесса
на предприятии. Структура производственного
процесса - это соотношение различных
элементов в их общем объеме.
1.3.
Основные принципы
организации производственных
процессов.
Принципы рационализации процессов должны
охватывать весь довольно сложный комплекс
производственных и управленческих, правовых,
экономических, информационных, мотивационных
и психологических аспектов организации
производства.
Таблица 3.
Принципы рационализации процессов.
Наименование принципа | Сущность принципа | Результативность принципа |
1.
Правовая регламентация |
Экономико-правовая
регламентация производственных и
управленческих процессов нормативными
актами различного уровня и видов:
1)система нормативных
документов международного |
Реализация принципа позволит организации участвовать в международной кооперации, внедрять мировые достижения в управлении, снижать субъективизм в управлении. |
В связи с
этим, расширим перечень принципов
рационализации процессов, придадим ему
комплексность.
Наименование принципа | Сущность принципа | Результативность принципа | ||
другим выдам
права;
3)нормативные
акты исполнительной власти (указы
Президента РФ, постановления Правительства
РФ, приказы министерств и 4)нормативные
акты исполнительной власти 5)приказы, распоряжения, стандарты организации. |
||||
2. Совершенствование
системы менеджмента |
Система менеджмента
организации – система |
Совершенствование
системы менеджмента организации с применением
рассмотренных ранее системного, воспроизводственно- | ||
3. Применение научных подходов к процессам | К научным подходам относятся системный, структурный, маркетинговый, вопроизводственно-эволюционый, функциональный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный и др. | Применение
научных подходов к разработке и
реализации управленческих решений
в области организации | ||
4. Обеспечение
инновационного характера |
Развитие на основе разработки новшеств (патентов, ноу-хау) и их внедрения (т.е. инновации) ради улучшения деятельности в любой сфере, получения технического, экономического, социального эффекта и др. Процессы по инновациям должны быть приоритетными. | Наряду с предыдущими принципами соблюдения данного принципа ведет к переходу организации из разряда отстающих в разряд конкурентоспособных. В промышленно развитых странах на долю научно-технического прогресса приходится 85-95% прироста ВВП | ||
5. Ориентация процессов на качество | Качество любых объектов (товаров, работ, услуг, документов, процессов) является приоритетным фактором конкурентного преимущества организации. | Позволяет
повысить конкурентоспособность | ||
6. Обеспечение адаптивности производственных и управленческих процессов | Приспособление компонентов производственных и управленческих процессов к изменениям параметров внешнего окружения или внутренней структуры организации. | Позволяет быстро осуществить переналадку производственных и управленческих процессов под новые требования потребителей на выходе системы или ее подсистемы (отдела, цеха). | ||
7. Подбор команды профессионалов | Команда, в которой каждый знает свое дело, знает почему и как его выполнять, что оно дает коллективу и лично ему. | Позволяет
повысить организованность, надежность
и эффективность | ||
8. Обеспечение сопоставимости управленческих решений | Сопоставимость
управленческих решений должна обеспечиваться
путем учета следующих |
Позволяет повысить качество и эффективность управленческого решения как «позвоночника» менеджмента. | ||
9.Рациональное
сочетание централизации и |
Централизация
– принятие управленческих решений
центральными (специализированными
функциональными отделами) и их реализация
производственными
органами управления.
Универсализация – принятие и
реализация решений комплексными (универсальными,
многофункциональными) отделами или
производственными |
Излишняя централизация отрывает субъект управления от объекта, а излишня универсализация повышает трудоемкость работ. Поэтому желательно | ||
находить оптимум при помощи построения графика критической программы на основе расчета постоянных и переменных частей расходов. | ||||
10. Рациональное сочетание методов управления персоналом | В зависимости
от степени свободы объекта |
Правильный выбор соотношения применяемых методов управления позволяет оптимизировать управленческие процессы. Предлагается соотношение методов управления 4:4:2, т.е. приоритет должен отдаваться методам принуждения и побуждения. | ||
11. Ранжирование объектов управления | Установление важности (весомости) данного объекта управления по сравнению с другими по какому-либо критерию (качеству, эффективности, срочности). | Позволяет направлять ресурсы (финансовые, трудовые, информационные) на обеспечение процессов, связанных с наиболее эффективным объектом. | ||
12. Персонификация управления и стимулирование результатов труда | Установление системы управления, в которой: каждый работник знает свою сферу деятельности; документирован круг его обязанностей; у него - один начальник; труд достаточно мотивирован; работник несет ответственность за эффективность на выходе системы – в процессе потребления его труда. | Повысить
обоснованность системы поощрения
и наказания в зависимости
от качества труда каждого работника
в целях повышения | ||
13.
Обеспечение восприимчивости |
Восприимчивость системы управления – это ее способность воспринимать внешние и внутренние воздействия на объект управления. | Восприимчивость управления позволяет увеличивать число управляемых параметров и повышать степень определенности системы. При этом следует отличать целенаправленные воздействия от случайных. |
Информация о работе Производственный процесс и общие принципы его организации