Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 03:39, курсовая работа
Взаимодействие между людьми было и остаётся весьма актуальной проблемой психологии. Там где люди объединяются в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий. В этих условиях, как правило, появляется человек, способный объединять людей для достижения этой цели.
Введение…………………………………………………...3
1. Современный менеджер и этапы его карьеры………..5
2. Лидерство. Власть, личное влияние. ………………...10
3. Психологические аспекты становления авторитета
менеджера в процессе управления………………….. ….13
4. Заключение……………………………………………..24
5. Список использованной литературы…………………25
Цели карьеры меняются с возрастом, а так же по мере того как меняется сам менеджер. Практика показывает, что одни руководители умело, ведут за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. По своему отношению к работе менеджеры могут быть пассивными и активными.
Характеристика
пассивных и активных
менеджеров.
Пассивные менеджеры | Активные менеджеры |
Используют принцип все их действия. В повседневной работе ограничиваются решением узких проблем. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных. |
Стремятся к совершенству, полностью отдают себя работе. Обладают четкими жизненными установками. Требовательны к себе и окружающим. Постоянно находятся в гуще жизни, непрерывно вырабатывают и пересматривают в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других, не боятся риска и ответственности. Ищут, и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряют их самостоятельность, дают возможность выдвинуться. |
Как
видно из сравнительной характеристики,
у активного менеджера есть все
задатки для того, чтобы стать лидером
коллектива, совмещающим в себе официальное
признание руководства и неофициальное
подчиненных.
ЛИДЕРСТВО.
ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ
МЕНЕДЖЕРА.
Лидерство - это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными перед организацией задачами. Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Таблица 3
Характеристика успешных лидеров.
Черты характера | Описание |
Напористость | Честолюбие, амбициозность, энергичность, инициативность, настойчивость |
Честность и порядочность | Достойный доверия, надежный, открытый |
Мотивация лидерства | Готов влиять на других, чтобы достичь общих целей |
Уверенность в себе | Рассчитывает только на свои возможности и способности |
Любознательность | Интеллект: умение
интегрировать и |
Творческие способности | Оригинальность |
Знание дела | Знание производства, технических аспектов |
Гибкость | Способность адаптироваться к ситуации |
Ученые С. Киркпатрик и Э. Локк предположили, что существуют особые черты характера, которые с другими факторами вносят вклад в успех лидеров и в их деловые начинания.
Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Власть – это возможность влиять на поведение других.
Многим кажется, что обладают властью только руководители, которые могут навязывать свою волю подчиненным. Однако, влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя. Чтобы обеспечить баланс власти руководителя и подчиненного нужно делегировать ответственность, т.е. менеджер в процессе выполнения функций управления часть компетенции передает подчиненным. Подчиненный берет на себя обязательство выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. И менеджер, и подчиненный должны понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненным называется делегированием полномочий.
Делегирование – способ разделения власти.
Благодаря делегированию полномочий, во-первых, менеджером создается сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и пожелают остаться в его команде), во-вторых, чем больше ответственности дается подчиненному, тем эффективнее будет работа менеджера в целом.
Руководитель имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненный имеет власть над руководителем. Каждый руководитель должен учитывать этот факт. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.
Во всех случаях, когда
Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными.
Рис.1 Способы управленческого
влияния на подчиненных.
Как видно из данного рисунка существуют две группы управленческого влияния – эмоциональное и рассудочное.
Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации. Подражание – способ заимствования того лучшего, что есть у других. Эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.д. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Внушением называют различные способы (вербальные и невербальные) воздействия на человека с целью создания у него определенного психического состояния и побуждения к определенным действиям. Просьба – способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных мотивах. Угроза – запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Подкуп – склонение подчиненного на свою сторону любыми средствами. Приказ – официальное распоряжение властных органов, а приказы, как известно не обсуждают, а выполняют.
Каждому менеджеру необходимо
знать, что, используя любые
способы влияния на
Успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет менеджера.
Психологические аспекты становления авторитета
менеджера в процессе управления
Авторитет – признание заслуг личности в глазах других, психологическое влияние, которое человек оказывает на окружающих. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценности и результат работы.
Обладать авторитетом – значит уметь оказывать влияние на людей. Авторитет менеджера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета менеджера. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Для
того чтобы авторитет должности
менеджера сочетался с
Критерием
эффективности руководства
Моральный авторитет зависит
от нравственных качеств
Функциональный авторитет определяется:
Рис.
2 Процентное соотношение
формального и психологического
авторитета менеджера.
Как видно из представленной диаграммы каждый менеджер, чтобы получить полную отдачу от подчиненного, должен стремиться к завоеванию психологического (морального и функционального) авторитета.
Авторитет менеджера должен
Менеджер, который пользуется реальным авторитетом, способен расположить к себе подчиненных и положительно влиять на них. Его решения принимаются без внутреннего сопротивления и с готовностью выполняются, тогда, как распоряжения обладателей официального авторитета вызывают сложные внутренние переживания подчиненных, что в конечном итоге приводит к недоверию и снижению производственных показателей.
Информация о работе Психологические аспекты становления авторитета менеджера в процесс управления