Психологические аспекты становления авторитета менеджера в процесс управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 03:39, курсовая работа

Описание

Взаимодействие между людьми было и остаётся весьма актуальной проблемой психологии. Там где люди объединяются в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий. В этих условиях, как правило, появляется человек, способный объединять людей для достижения этой цели.

Содержание

Введение…………………………………………………...3
1. Современный менеджер и этапы его карьеры………..5
2. Лидерство. Власть, личное влияние. ………………...10
3. Психологические аспекты становления авторитета
менеджера в процессе управления………………….. ….13
4. Заключение……………………………………………..24
5. Список использованной литературы…………………25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_психология.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                                       

       Цели  карьеры меняются с возрастом, а  так же по мере того как меняется сам менеджер. Практика показывает, что одни руководители умело, ведут за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. По своему отношению к работе менеджеры могут быть пассивными и активными.

                                                                                                     Таблица 3

       Характеристика пассивных и активных менеджеров.  

Пассивные менеджеры Активные  менеджеры
    Используют принцип деятельности, выработанный другими, замыкаются на своих подчиненных, пытаясь контролировать

все их действия. В повседневной работе  ограничиваются решением узких проблем.

Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

Стремятся к  совершенству, полностью отдают себя работе. Обладают четкими жизненными установками. Требовательны к себе и окружающим. Постоянно находятся в гуще жизни, непрерывно вырабатывают и пересматривают в соответствии с обстановкой принципы  деятельности для себя и для других, не боятся риска и ответственности. Ищут, и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряют их самостоятельность, дают возможность выдвинуться.
 

       Как видно из сравнительной характеристики, у активного менеджера есть все  задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.  
 
 

       ЛИДЕРСТВО. ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ  МЕНЕДЖЕРА. 

       Лидерство - это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными перед организацией задачами. Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

       Люди  следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

       Таблица 3

       Характеристика  успешных лидеров.

Черты характера Описание
Напористость Честолюбие, амбициозность, энергичность, инициативность, настойчивость
Честность и порядочность Достойный доверия, надежный, открытый
Мотивация лидерства Готов влиять на других, чтобы достичь общих целей
Уверенность в себе Рассчитывает  только на свои возможности и способности
Любознательность Интеллект: умение интегрировать и интерпретировать большой объем информации
Творческие  способности Оригинальность 
Знание  дела Знание производства, технических аспектов
Гибкость  Способность адаптироваться к ситуации
 

    Ученые С. Киркпатрик и Э. Локк предположили, что существуют особые черты характера, которые с другими факторами вносят вклад в успех лидеров и в их деловые начинания.

       Существует  два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

       «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

       Власть  – это возможность влиять на  поведение других.

    Многим кажется, что обладают властью только руководители, которые могут навязывать свою волю подчиненным. Однако, влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя. Чтобы обеспечить баланс власти руководителя и подчиненного нужно делегировать ответственность, т.е. менеджер в процессе выполнения функций управления часть компетенции передает подчиненным. Подчиненный берет на себя обязательство выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. И менеджер, и подчиненный должны понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненным называется делегированием полномочий.

     Делегирование способ разделения власти.

Благодаря делегированию полномочий, во-первых, менеджером создается сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и пожелают остаться в его команде), во-вторых, чем больше ответственности дается подчиненному, тем эффективнее будет работа менеджера в целом.

     Руководитель имеет власть над  подчиненными, однако в некоторых  ситуациях и подчиненный имеет власть над руководителем. Каждый руководитель должен учитывать этот факт. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.

     Во всех случаях, когда менеджер  имеет дело с властью, нужно  подразумевать степень влияния  руководителя на подчиненного.

     Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными.

 

                    Рис.1 Способы управленческого влияния на подчиненных.  

       Как видно из данного рисунка существуют две группы управленческого влияния – эмоциональное и рассудочное.

     Используя механизм заражения,  менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации. Подражание – способ заимствования того лучшего, что есть у других. Эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.д. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Внушением называют различные способы (вербальные и невербальные) воздействия на человека с целью создания у него определенного психического состояния и побуждения к определенным действиям. Просьба – способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных мотивах. Угроза – запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Подкуп – склонение подчиненного на свою сторону  любыми средствами. Приказ – официальное распоряжение властных органов, а приказы, как известно не обсуждают, а выполняют.

     Каждому менеджеру необходимо  знать, что, используя любые  способы влияния на подчиненных,  следует руководствоваться своего  рода Кодексом делового поведения  и нормами служебной этики.

       Успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет менеджера.

    Психологические аспекты становления  авторитета

       менеджера в процессе управления

       Авторитет – признание заслуг личности в глазах других, психологическое влияние, которое человек оказывает на окружающих. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценности и результат работы.

       Обладать  авторитетом – значит уметь оказывать  влияние на людей. Авторитет менеджера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к  самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

            Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета менеджера. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

       Для того чтобы авторитет должности  менеджера сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

       Критерием эффективности руководства является степень авторитета менеджера. Выделяют три группы авторитета менеджера: формальный авторитет, обусловленный тем набором властных полномочий, прав, которые дает менеджеру занимаемый пост. Формальный авторитет способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных; 100%-ную отдачу от работника менеджер может получить, опираясь на свой психологический авторитет, который состоит из морального и функционального авторитета.

     Моральный авторитет зависит  от нравственных качеств менеджера.

    Функциональный авторитет определяется:

  • компетентностью руководителя
  • его деловыми качествами
  • его отношением к своей профессиональной деятельности.

    Рис. 2 Процентное соотношение формального и психологического авторитета менеджера.                                                                             

     

         Как видно из представленной диаграммы каждый менеджер, чтобы получить полную отдачу от подчиненного, должен стремиться к завоеванию психологического (морального и функционального) авторитета.

      

         Авторитет менеджера должен подкрепляться  личным примером и высокими моральными качествами. Следует различать два источника (статуса) авторитета:

    • официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
    • реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Менеджер, который пользуется реальным авторитетом, способен расположить к себе подчиненных и положительно влиять на них. Его решения принимаются без внутреннего сопротивления и с готовностью выполняются, тогда, как распоряжения обладателей официального авторитета вызывают сложные внутренние переживания подчиненных, что в конечном итоге приводит к недоверию и снижению производственных показателей.

Информация о работе Психологические аспекты становления авторитета менеджера в процесс управления