Психологические аспекты становления авторитета менеджера в процесс управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 03:39, курсовая работа

Описание

Взаимодействие между людьми было и остаётся весьма актуальной проблемой психологии. Там где люди объединяются в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий. В этих условиях, как правило, появляется человек, способный объединять людей для достижения этой цели.

Содержание

Введение…………………………………………………...3
1. Современный менеджер и этапы его карьеры………..5
2. Лидерство. Власть, личное влияние. ………………...10
3. Психологические аспекты становления авторитета
менеджера в процессе управления………………….. ….13
4. Заключение……………………………………………..24
5. Список использованной литературы…………………25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_психология.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

        Нужно помнить, что искусственные  приемы формирования авторитета не приводят к успеху и в итоге появляется псевдоавторитет (мнимый или ложный). А.С. Макаренко выделял разновидности псевдоавторитета:

    • авторитет расстояния – менеджер считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных и держится с ним официально;
    • авторитет доброты – «всегда быть добрым»- таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью услугу»
    • авторитет педантизма – менеджер прибегает к мелочной опеке и определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;
    • авторитет чванства – менеджер высокомерен, гордится и старается подчеркнуть свои заслуги. Такому менеджеру кажется, что «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
    • авторитет подавления – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В результате это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность. [2; 238-239]
 

           Какими же качествами должен обладать менеджер, чтобы добиться реального авторитета?

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Рис. 3. Качества, влияющие на становление авторитета менеджера. 

       К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Менеджер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

       Менеджер  должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует и помогать обретать эти  ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

       Работа  менеджера чрезвычайно тяжела, и  поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки.

       Необходимо  загодя формировать у себя положительные эмоции, например, сопереживание, делающее человека гуманным.

       Менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать здоровое окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов. Если менеджер хочет добиться эффективной деятельности своих подчиненных, он не должен забывать о наличии  у них стимулов трудиться. При этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят признанием и благодарностью.

   Другая  группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. 

   На  авторитет руководителя оказывает  огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:

   • демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

   • его доступность, внимательность;

   • умение создать товарищескую атмосферу  доверия;

   • вежливость и корректность в обращении;

   • точность и ответственное отношение к данному слову.

   Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним, нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебного этикета могут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему. Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным «планом» общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный «план» общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.

   Культура  речи среди правил приличия, имеющих  наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики, стилистическую грамотность, богатый лексикон. Речь несвязная, невыразительная, заштампованная не способствует высокой эффективности общения, не убеждает и не оставляет впечатление в душах людей. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.

   Для того чтобы научиться правильно говорить, необходимо научиться ясно, мыслить, а для этого надо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

   Правила общения с людьми:

   1. Необходимо проявить интерес  к людям, быть внимательным к ним.

   2. Нужно уметь давать указания своим подчиненным.

   3. Нужно стараться запомнить имена  подчиненных и обращаться к  ним не

   принужденно.

   4. В служебных отношениях важно  развивать и поддерживать чувство лич

   ного  достоинства каждого работника.

   5. Нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых.

   6. Умение приветствовать людей  также способствует авторитету  руководи

   теля.

    7. Умение слушать является критерием коммуникабельности.

   Менеджер должен ценить самостоятельность и независимость в людях и избегать подхалимов и угодников, которые своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу в трудовом коллективе.

   В процессе общения между руководителем и подчиненными важную роль играют проявления эмоций, манеры партнеров, их жесты, мимика и т.д. Каждый жест подобен слову в языке. Слова объединяются в предложения, а согласованные жесты помогают более точно видеть позицию того человека, с которым мы общаемся.

       Важен  и  ряд других моментов. Прежде всего,  менеджер должен понимать цели фирмы и своего подразделения, видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать, быть энергичным и решительным.

       Менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко -образованной, но еще и творческой личностью. Он должен не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Необходимо  непрестанно учиться, в том числе и на собственных ошибках.

       Творчество  немыслимо без способности:

    • находить информацию и делиться ею с подчиненными,
    • прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они,
    • держать себя откровенно с коллегами,
    • добиваться обратных связей,
    • не отгораживаться от - того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение,
    • понимать позицию других,
    • находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

       Очередной группой качеств менеджера, являются организаторские и деловые.

       Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

       К организаторским качествам нужно  отнести целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться.

       Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в  умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

       Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

       Менеджеру должна быть присуща дисциплина и  контроль над собой. Без этого  он не сможет ни призвать к порядку  других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

       Менеджер  должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

       Важная  черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных.

    Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

       Руководить  людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

       Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Информация о работе Психологические аспекты становления авторитета менеджера в процесс управления