Психология управления поведением людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание

Управлять - значит вызывать желательное поведение, придать ему какие то свойства, или устранять нежелательное поведение и его свойства в другом, в предмете управления. Когда я думаю или говорю: "Хватит! Не следует печь забивать дровами!"- я прекращаю поведение, которое нежелательно. То же самое я могу делать и применительно к себе в обхождении с печкой.

Работа состоит из  1 файл

Психология управления поведением людей.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

          Подобные изменения в процессе принятия решений, или, по-другому, в стиле управления, обусловлены прежде всего особенностями современного промышленного производства.

          Помните, что сложность современной техники и технологии делает внутрипроизводственные конфликты буквально неизбежными.

          И члены команды поэтому должны подбираться с тем расчетом, чтобы они (часто в силу просто своих личных качеств) были способны гасить эти конфликты, согласовывать свои интересы, а не обострять их, не противопоставлять друг другу.

          Подобный подход, особенно ярко проявляющийся в японском управлении, делает весьма важным подбор и выдвижение кадров в рамках командных структур управления. В немалой степени продуманность и взвешенность системы подбора кадров в японских компаниях позволяют создавать видимость национальной исключительности японской рабочей силы, как наиболее послушной и дисциплинированной. На самом деле речь идет просто о грамотной кадровой политике, позволяющей обеспечить наиболее эффективные методы функционирования командных оргструктур управления.

    Управленческие  задачи

    Любое управление решает определенную задачу. Задача - это ситуация, которая характеризуется тем, что возникло и существует желание, но которое не удовлетворено по разным причинам: нет условий, сам управитель не может или не желает совершать действия, создающие условия для удовлетворения желания или не известны способы, какими можно создать эти условия. В отличие от иных задач управленческая задача предполагает реальное или возможное существование исполнителя, управляемого. Решение задачи предполагает обдумывание и принятие решения о некотором поведении, осуществление которого исполнителем приведет к желательному результату. Можно определить две управленческие задачи: 

    Задача 1: вызвать в исполнителе желательное  управителю поведение или придать  наличному поведению определенные свойства в смысле качества, быстроты, размаха, широты, интенсивности и т. д.  

    Задача 2: прекратить или задержать определенное поведение, устранить некоторые  свойства имеющегося поведения, если они  нежелательны для управителя.

      Эти две задачи могут сочетаться, например, ученик пишет и при этом высовывает язык. К задаче 1 относится осуществление определенного поведения письма, а устранение манипуляций с языком, относятся к задаче 2.

      Сколько видов поведения, столько вариантов этих двух управленческих задач. Каждая задача решается способами управления, которые можно свести к двум основным парадигмам: насильственной и ненасильственной. Рассмотрим их по очереди на примере решения основных управленческих задач.

    Две парадигмы управления.

    Парадигма - некоторый подход, схема, образ  действия или мышления. Рассмотрим две парадигмы управления: управление ненасильственное и управление принуждением, насилием. Приведенный вначале пример с управлением горением представляет собою решение задачи 1. Рассмотрим детальней этот пример.

    Принуждение, насилие.

    Если  другой человек отказывается делать то, что мне надо, то процесс управления прерывается. Он может быть восстановлен, если я сам стану исполнителем. В этом случае я раздваиваюсь на управителя и исполнителя, кладу дрова в печку и тем самым продолжаю управление процессом горения. Если же я хочу иметь исполнителем другого человека, то мое внимание направляется на Василия. Можно восстановить управление, стимулируя исполнение действия различными приемами насилия, принуждения:

    (1)"если  ты не подбросишь дров, то погаснет  печь, будет холодно"

    (2) "если ты не сделаешь этого, то я тебе дам хорошего пинка",

    (3)"ты  не слушаешься старших, непослушание - это грех, и бог тебя накажет",

    (4) "Василий, ты же хозяин печки  и тебе следует быть им",

    (5) "тебе не стыдно? будет холодно,  и люди замерзнут, могут простудиться из-за тебя!".

      Можно стимулировать поведение другого ненасильственно:

    (6) "если ты положишь дрова  в печку, я тебе дам конфетку",

    (7) "ты доставишь удовольствие  не только мне, если бросишь  дрова в печку",

    (8) "тебе будет тепло, ведь ты  тоже, как все, замерз" и т. д.

    (9) "мы будем считать тебя лучшим  хранителем тепла и хозяином  печки и запишем это в летопись  нашей группы".

    Если  рассмотреть последствия отказа исполнителя выполнить желательное  для управителя поведение, то можно  выделить две контрастные ситуации, в которых оказываются управитель и исполнитель:

    1) должно произойти наказание исполнителя  за недеяние в виде плохой  эмоции (холодно, пинок, грех, нехороший,  чувство вины, стыдно), или

    2) появляется награда за исполнение  в виде обещания приятных переживаний исполнителю (конфета, доставишь удовольствие другому, будет тепло, подкрепление роли, повышение престижа).

    Данная  ситуация, предшествующая поведению  реальна, но не вещественна. Она имеет  только информационный смысл. Действие еще не выполнено, но управляемый уже предвидит два последствия, вытекающие из его отношения к акту управления в виде невыполнения или выполнения.

    В первом случае невыполнение грозит исполнителю  неприятными эмоциями, а выполнение - избавлением от неминуемых неприятностей, а во втором случае, недеяние ничем не грозит, а выполнение - ведет к приятному.

    Предполагается, что управитель и управляемый  имеют опыт переживания последствий  исполнения требований управителя и  отказа от него. Это указывает на то, что способность управлять  и быть управляемым являются продуктом научения, социализации.

    Теперь  рассмотрим логическую структуру каждой из этих двух схем управления применительно  к двум задачам управления.

    Две парадигмы в решении первой управленческой задачи.

    Опишем  обе парадигмы в виде кратких формул, жертвуя стилем изложения.

    Парадигма. А: если ты не совершишь действия, то будет неприятная эмоция.

    То  есть: если нет действия, то будет плохая эмоция. В данном случае предвосхищение плохого переживания является двигателем для управляемого. Это явное насилие, принуждение, которое совершается по схеме: если ты совершишь нужное действие, то не будет неприятной эмоции; для исполнителя действие - избавление от неминуемой в данной ситуации плохой эмоции. "Если ты сделаешь это, то не получишь пинка".

    В ситуации насилия возникает контраст, когда любое поведение, желательное  управителем для исполнителя  становится поведением избавления от ожидаемой неприятной эмоции.

    Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию. "Если ты совершишь нужное управителю поведение, у тебя будет хорошая эмоция", что представлено в суждениях 6,7,8,9. К детальному рассмотрению ненасилия мы вернемся еще раз.

    Смысл поощрения и наказания.

    Заметим, что сами по себе хорошие или плохие эмоции, наслаждения и страдания  не являются признаками ненасилия или насилия. Только вовлекаясь в отношения управления в форме условия "Если не будет действия, то у управляемого будет эмоция" они становятся критериями, различающими ненасилие и насилие. Кроме того, благодаря лишь отношению управления, положительные и отрицательные эмоции выступают как поощрение и наказание. Последние обязательно предполагают существование управителя. Без отношения управления такие психические состояния как удовольствие и страдание не могут быть квалифицированы как поощрение и наказание. Когда кто-то говорит, "Я заболел потому, что не послушался врача, который мне советовал...", то данное суждение предполагает для этого человека существование по умолчанию отношения управления, которое выходят за границы содержания совета или предписаний врача.

    Явное и скрытое принуждение.

    Принуждение может быть скрытым и автоматизированным, то есть встроенным в самую личность исполнителя: "Если я это не сделаю, мне будет стыдно". В данном случае формула управления встроена в какую-либо черту моей личности и действует неявно. Мне никто не дает команд, но мое поведение управляется моей собственной концепцией Я, содержащей черту, согласно которой я должен вести себя так. Черта "Я справедлив", требует именно справедливого поведения, скажем, я должен отдавать долги, держать слово, не нарушать соглашений, сдерживать обещания. Любое отклонение от этих, встроенных в меня программ, будет автоматически наказано чувством вины или стыда.

      Тот, кто имеет со мной дело, может быть уверен в эффективности управления, так как заранее знает об этих встроенных программах, что "В случае невозвращения долгов, нарушения данного обещания или слова исполнителю будет стыдно, так как он воспитанный человек". Управление в этом случае может осуществляться и при безличном управителе: "Тот, кто этого не делает, негодяй, как ему не стыдно?!" Социализация личности как раз в том и состоит, чтобы встроить в личность соответствующие программы управления.

    Явное насилие.

    Парадигма насилия может быть осуществлена явно, когда управитель точно формулирует желательное для него поведение и делает это понятным для исполнителя, иногда даже обучает его, и одновременно создает у исполнителя ожидание конкретной плохой эмоции. Учитель объясняет задачу, требует выполнения задания и дает знать, какие неприятности будут у ученика, если он его не выполнит.

      Принуждение может быть и неявным, когда исполнителю по умолчанию известно желательное для управителя поведение и предполагается, что управитель имеет уверенность в том, что у исполнителя неисполнение будет стимулировать появление плохих эмоций вследствие недеяния (стыд, чувство вины, ущемление чувства порядочности). Учитель считает своих детей воспитанными и уверен, в том, что они выполнят задание, так как их опыт говорит о том, что стыд или вина - плохие чувства.

    Насилие и информация.

    Акт управления несет от управителя сообщение, во-первых, о том, какая неприятная эмоция возникнет вследствие бездействия  исполнителя или вследствие выполнения нежелательного для управителя действия и, во-вторых, информацию о самом действии, которое может быть заключена или в слове, или в жесте управителя; эта информация может существовать по умолчанию, когда подразумевается, что в данной ситуации исполнитель должен совершать определенные действия, предписанные ролью или соглашением, имевшим место ранее. Исполнитель же сообщает о готовности или нежелании совершать нужное управителю поведение. В зависимости от согласия или несогласия исполнителя возникает проблема насилия или ненасилия.

      Здесь возникают различные варианты взаимодействия людей. Если исполнитель в ответ на требование демонстрирует желание совершить нужное для управителя действие, происходит демонстрация мотива для другого, и если это желание соответствует его внутренней установке, то имеет место ненасилие в управлении. Может быть так, что это согласие может быть известно управителю по умолчанию, и исполнителю нет необходимости демонстрировать согласие с принятой командой.

    При совпадении мотива для управителя с собственным мотивом исполнителя, его поведение перестает быть защитно-оборонительным действием. Василий, в нашем примере, по моей просьбе начинает заниматься печкой, так как хочет, чтобы было тепло. Мотив для другого и собственный мотив совпадают.

    Схема ненасилия.

    Ненасилие, пожалуй, самое запутанное понятие  в психологии философии и религии. Рассмотрим, как ненасильственно  решается задача вызывания желательного для управителя поведения.

    Парадигма ненасилия:

    "Если  же ты сделаешь это, то я  сделаю тебе приятное". Здесь можно выделить две установки управителя. (1) Установка наградить исполнителя за выполнение желательного действия, вызвать в нем положительную эмоцию и (2) воздержание от любого акта управления, направленного на исполнителя, если действие не произошло или оно нежелательно для управителя.

    В первом случае управитель намеревается за исполнение сделать ему что-то приятное, обещая конфету или что-то другое. Управитель полагается также  на положительный опыт исполнителя, намекая на то, что "ему будет тепло", что он насладится "чувством, порождаемым сознанием выполненного долга". Кроме этого в примере с Василием и печкой управитель может полагаться на альтруистические наклонности исполнителя, пожаловавшись на то, что ему - холодно, или что ему будет приятно, станет тепло. Последнее предполагает наличие альтруизма или любви у исполнителя.

    Во  втором случае управитель не делает даже намеков на угрозу, полагая, что его  накажет стыд или чувство греха. Действия управителя по вызыванию эмоций равны нулю. Однако нуль здесь не математический. Здесь нуль означает отсутствие действия наказания и не более.

    Отсутствие  будет разным, в зависимости от того, отсутствие чего подразумевается. Управитель может знать, что Исполнитель  будет страдать от стыда, вины, ущемленности Я. Если он это знает и в этом уверен, то невозможно сделать вывод о том, что он применяет принцип ненасилия. В этом случае он приходит к выводу о том, что ненасилие невозможно применительно к данному исполнителю.

Информация о работе Психология управления поведением людей