Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:25, курсовая работа
Цель данной работы – показать сущность российского рынка труда, провести анализ занятости и заработной платы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические вопросы формирования рынка труда;
провести статистический анализ занятости населения и заработной платы в РФ на современном этапе;
выявить проблемы и перспективы совершенствования рынка труда в РФ.
Введение 2
1. Теоретические аспекты рынка труда 4
1.1. Понятие, структура, значение рынка труда, его виды 4
1.2. Понятие трудовых ресурсов и занятости 7
1.3. Рынок труда и заработная плата 10
2. Анализ показателей занятости населения и заработной платы в РФ 13
2. Анализ показателей занятости населения и заработной платы в РФ 14
2.1. Статистический анализ показателей занятости 14
2.2. Статистический анализ оплаты труда 29
3. Пути решения проблем занятости населения и заработной платы 33
Заключение 41
Таблица 2.3
Распределение общей
суммы начисленной заработной платы
и средняя заработная плата
по 10-ти процентным группам работников за апрель
Общая
сумма |
Средняя
заработная |
Справочно: | |
Всего |
100 |
20808 |
100 |
в том числе по 10-ти процентным группам работников в порядке возрастания размеров их заработной платы: |
|||
первая |
2,3 |
4786 |
2,3 |
вторая |
3,4 |
7075 |
3,3 |
третья |
4,4 |
9155 |
4,3 |
четвертая |
5,4 |
11236 |
5,4 |
пятая |
6,6 |
13733 |
6,6 |
шестая |
7,9 |
16438 |
7,9 |
седьмая |
9,5 |
19767 |
9,6 |
восьмая |
11,7 |
24345 |
11,8 |
девятая |
15,6 |
32460 |
15,7 |
десятая |
33,2 |
69081 |
33,1 |
Рис. 2.13. Распределение суммы начисленной заработной платы
Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой составило 14,4 раза (в апреле 2009г. - 14,7 раза). Уменьшение разрыва между средней заработной платой 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников явилось следствием более высоких темпов прироста средней заработной платы группы наименее оплачиваемых работников (на 16%) по сравнению с группой высокооплачиваемых работников (на 14%). Наибольший разрыв в оплате крайних 10%-ных групп работников наблюдался в организациях, занятых в сфере финансовой деятельности (20,9 раза); операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (20,4 раза); оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (19,8 раза).
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего дела. И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю.
Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны в регионы, где требуется рабочая сила. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.
В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.
В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Как показывает анализ данных российской статистики, главными макроэкономическими факторами, непосредственно определяющими уровень денежной заработной платы, в экономике РФ последние десять лет, наряду с уровнем цен, являются социальные гарантии в области оплаты труда. На уровне предприятия и мезоуровне таким параметром становится уровень рентабельности, от которого в последние годы размер номинальной заработной платы зависит на 50-60%.
В связи с этим в качестве главных предпосылок повышения индивидуальной заработной платы необходимо рассматривать не только устойчивое экономическое развитие, но и законодательное увеличение размера социальных гарантий. Также требуется приведение в соответствие прожиточного минимума и минимальной оплаты труда. Проведенный анализ говорит о несостоятельности концепции, согласно которой заработная плата как цена рабочей силы уже и в России складывается в ходе рыночного саморегулирования и минимального вмешательства государства. Заработная плата в настоящее время остается рыночным параметром, определяющим объем жизненных средств, необходимых для простого воспроизводства рабочей силы, а важнейшими ориентирами ее формирования являются минимальные социальные стандарты, определяемые государственными структурами.
Решение поставленной в Президентском послании задачи удвоить ВВП до 2010 г. и преодолеть бедность требует активизации работы по повышению эффективности использования ресурсов страны, внедрению новых технологий на основе передовых научных достижений и развития человеческого капитала. Отмечу, что за счет новых знаний в развитых государствах получают 70-85% прироста ВВП.
Умножение знаний и развитие человеческого капитала обеспечивают прежде всего работники образования, науки, культуры и здравоохранения. И неслучайно на Западе учителя, врачи и ученые являются не менее конкурентоспособными, чем работники топливно-энергетического комплекса, финансовой сферы, государственной службы и тем более промышленности. Исключительное значение образования, науки и здравоохранения в формировании человеческого капитала, являющегося важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития в постиндустриальную эпоху, выдвигает на первый план задачу кардинального повышения заработной платы в бюджетной сфере.
Для того чтобы обеспечить развитие человеческого капитала и на этой основе ускорить темпы экономического роста, провести структурные реформы (пенсионную, жилищно-коммунальную и др.), заработную плату по стране в целом в кратчайшее время необходимо увеличить не менее чем в 2 раза. При этом минимальная заработная плата должна быть увеличена до прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ ТЧ), т.е. почти в 5 раз. Только тогда доля затрат домохозяйств на питание и товары первой необходимости в среднем будет составлять примерно 30%, а не 60-70% как в настоящее время. Только тогда в семьях появятся денежные ресурсы для оплаты жилищно-коммунальных и других услуг (в том числе в образовании и здравоохранении) по ценам, приближенным к рыночным, и, следовательно, будут созданы условия для глубоких структурных преобразований.
Решение проблемы о кардинальном
повышении заработной платы неразрывно
связано с обоснованием ее соотношения
с темпами роста
Итак, сегодня в России доля оплаты труда в ВВП ниже, чем в развитых странах. При этом остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, здравоохранении и науке как основе ускорения темпов роста экономики. В данных условиях можно считать экономически обоснованной такую политику, которая направлена на обеспечение опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда. Причем, во-первых, рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы должен происходить за счет ограничения необоснованно высоких доходов от собственности и предпринимательской деятельности монополистов и тех компаний, которые присваивают природную ренту, получая на этом сверхприбыли. И, во-вторых, указанное опережение должно носить кратковременный характер до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда и ВВП.
Эта задача при проявлении политической воли органов власти может и должна быть выполнена в кратчайшие сроки. В результате страна получит мощный стимул развития экономики знаний, обеспечивающий динамичный рост ВВП, и на его основе - уровня жизни населения.
В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов.
Безусловно, на систему заработной платы угнетающе влияют общесистемные моменты - слабая увязка минимальной зарплаты с прожиточным минимумом, введение плоской шкалы налогообложения доходов граждан. По сути дела, они становятся своеобразным мультипликатором неравенства. Другими словами: в нашей стране отсутствуют эффективные механизмы выравнивания доходов и установления достойной заработной платы, напротив, действующие механизмы налоговой системы приводят к ее поляризации, а бюджетное выравнивание доходов не позволяет должным образом регулировать заработную плату даже в бюджетной сфере.
Таким образом, задача качественного повышения социальной направленности государственной налоговой и бюджетной политики (что позволило бы существенно улучшить выполнение социальных обязательств государства и обеспечить тем самым полноценное финансирование жизненно важных социальных сфер) остается актуальной. В странах с рыночной экономикой при определении минимальных гарантий и в целом в регулировании заработной платы участвуют три стороны представители государства, профсоюзов и работодателей. Такая система социального партнерства в области социально-трудовых отношений складывается и в России. Правда, социальное партнерство в области заработной платы наименее эффективно. Прежде всего это связано с тем, что самый высокий статус переговоров и решений по данным вопросам придан самому низкому уровню взаимодействия работников и работодателей, а именно - коллективному договору организации. Уровни же, наиболее важные для регулирования заработной платы (национальный, отраслевые и территориальные), по существу, носят вторичный характер и серьезного влияния на вопросы регулирования заработной платы не оказывают.
Неэффективность социального
партнерства как формы
Например, на национальном уровне - обсуждать и решать вопросы, касающиеся МРОТ, его соотношения с ПМ, а также минимальных размеров индексации заработной платы. 8 отраслевых соглашениях целесообразно было бы устанавливать соотношения уровней оплаты работников профильных для отрасли профессий к оплате (тарифным ставкам) работников непрофильных для отрасли профессий, а также размеры доплат за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда. В территориальных соглашениях, особенно на уровне субъектов Федерации, целесообразно договариваться о размерах минимальных тарифных ставок по бюджетному и внебюджетному секторам экономики, об уровне и условиях оплаты труда работников сквозных профессий (водителей, грузчиков, уборщиков производственных и бытовых помещений, слесарей по ремонту оборудования, станочников, занятых на ремонте оборудования и т.п.)
Важно, чтобы соглашения разного уровня не противоречили друг другу, а показатели, зафиксированные в них, были обязательными для предприятий.
Информация о работе Пути решения проблем занятости населения и заработной платы