Пути решения проблем занятости населения и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать сущность российского рынка труда, провести анализ занятости и заработной платы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические вопросы формирования рынка труда;
провести статистический анализ занятости населения и заработной платы в РФ на современном этапе;
выявить проблемы и перспективы совершенствования рынка труда в РФ.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты рынка труда 4
1.1. Понятие, структура, значение рынка труда, его виды 4
1.2. Понятие трудовых ресурсов и занятости 7
1.3. Рынок труда и заработная плата 10
2. Анализ показателей занятости населения и заработной платы в РФ 13
2. Анализ показателей занятости населения и заработной платы в РФ 14
2.1. Статистический анализ показателей занятости 14
2.2. Статистический анализ оплаты труда 29
3. Пути решения проблем занятости населения и заработной платы 33
Заключение 41

Работа состоит из  1 файл

занятость и заработная плата.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

Соглашения  социальных партнеров различных  уровней необходимо увязывать не только по кругу рассматриваемых вопросов, но и по срокам их принятия. Вначале должны приниматься решения на федеральном уровне, затем на федеральном по отраслям, далее на уровне субъектов Федерации и только после этого на уровне предприятий и организаций.

До настоящего времени  в системе социального партнерства  не определено приоритетное звено. Представляется, что таким звеном может быть только то, которое в наибольшей степени способствует формированию цивилизованного рынка труда и заработной платы как цены рабочей силы, Этим звеном следует признать территорию. Именно на территориях работники и работодатели напрямую взаимодействуют друг с другом, происходят перемещения рабочей силы от одного работодателя к другому, открываются и закрываются вакансии. На территориях работают и административные органы управления: налоговые инспекции, отделения соцстраха, органы службы занятости. Здесь же складываются определенные ценовые режимы и ценовая политика. Одним словом, только в пределах территорий можно представить себе реальные условия воспроизводства рабочей силы. Поэтому объективно необходимо, чтобы заработная плата как главный источник доходов, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, регулировалась прежде всего на территории.

Между тем  структура организации профсоюзов носит преимущественно отраслевой, а не территориальный характер, что неизбежно мешает развитию отношений социального партнерства и их позитивному воздействию на регулирование заработной платы.

Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, оценка тенденций формирования последней в среднесрочной перспективе свидетельствуют о крайне несовершенных методах ее регулирования при помощи как договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов.

Социальные процессы в современной России носят сложный и зачастую противоречивый характер. Положительные тенденции стабилизации уровня жизни населения, наблюдающиеся в последние четыре года, еще не позволили (после 15 лет проводимых реформ) достичь даже достаточно низкого дореформенного уровня доходов населения.

Становление отвечающей новым реалиям системы заработной платы в России "законсервировалось" на этапе транзитных (переходных) ее форм, которые слабо адаптированы к рыночным механизмам.

Главное условие  проведения экономических и социальных реформ - их системность. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать пенсионную систему или систему регулирования рынка труда, оставляя в "замороженном виде" ПМ, не приводя систему оплаты труда к цивилизованному виду,

В условиях катастрофически  высокой поляризации доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. В случае непринятия соответствующих государственных решений данная проблема в ближайшее время способна обострить социальную ситуацию в стране. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.

Нужна государственная  программа регулирования заработной платы, позволяющая мотивировать россиян к творческому и эффективному труду.

Заключение

 

Для подавляющего большинства  людей заработная плата является основным источником дохода. Именно от ее величины зависит уровень жизни  населения любой страны. Поэтому  вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Общий уровень заработной платы в стране зависит от степени  развития производительных сил общества: технологии, производительности, организации труда и т. п. Организация оплаты труда является важной составляющей организации труда на предприятии.

Из всего разнообразия существующих форм и систем оплаты труда каждое предприятие выбирает ту систему, которая в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (характеру выпускаемой продукции, конкретному технологическому оборудованию, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и т.д.).

Главным фактором стабильного  развития общества является усиление материальной заинтересованности работников в повышении результативности деятельности на основе обеспечения тесной взаимосвязи размеров доходов трудящихся с количеством и качеством затраченного ими труда.

В отсутствие эффективного общегосударственного механизма защиты заработной платы от инфляции, организация заработной платы на предприятии должна предусматривать внутрифирменный механизм ее индексации, позволяющий сохранять и поддерживать стимулирующую функцию заработной платы.

Важнейшими направлениями  уменьшения безработицы в РФ надо считать развитие самозанятости населения, решение жилищной проблемы, развитие общественных работ, организацию подготовки и переподготовки кадров, а также совершенствование деятельности службы занятости населения.

В качестве главных предпосылок повышения индивидуальной заработной платы необходимо рассматривать не только устойчивое экономическое развитие, но и законодательное увеличение размера социальных гарантий. Также требуется приведение в соответствие прожиточного минимума и минимальной оплаты труда. Заработная плата в настоящее время остается рыночным параметром, определяющим объем жизненных средств, необходимых для простого воспроизводства рабочей силы, а важнейшими ориентирами ее формирования являются минимальные социальные стандарты, определяемые государственными структурами.

 Для того чтобы  обеспечить развитие человеческого  капитала и на этой основе  ускорить темпы экономического  роста, провести структурные реформы  (пенсионную, жилищно-коммунальную  и др.), заработную плату по стране в целом в кратчайшее время необходимо увеличить не менее чем в 2 раза. При этом минимальная заработная плата должна быть увеличена до прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ ТЧ), т.е. почти в 5 раз. В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место также  занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов.

 

Список литературы

 
1.      Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. — М.: Известия, 2010. — 127 с.

2.      Кодекс законов о труде Российской Федерации. — М.: «ПРИОР», 2009. — 276 с.

3.     Алехина О. Регулирование заработной платы в РФ // Человек и труд, 2008. — №1. — С. 61-64.    

4.     Адамчук В.В. и др. Экономика труда: учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. — М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 2009.— С.111-122.

5.     Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФА-М, 2009. – С.130-158.

6.     Белкин В., Белкина Н. Внедряем новый механизм оценки и оплаты труда // Человек и труд, 2007. — №1. — С. 101-104.

7.Невинная И. Какой  должна быть настоящая зарплата // Российская газета, 2005. — №40. —  С.4.

8.Повышение тарифной  ставки. // Экономические новости  России и содружества, 2006.— №2.— С.6

9.Раицкий К.А. Экономика  предприятия: Учебник. — М.: Маркетинг, 2009. — С. 574-579.

10.Райзенберг Б.А., Лазовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный  экономический словарь. — 2-е  изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С. 114.

11.Реальные денежные доходы россиян выросли.// Российская газета, 2005.— №18.—С.7

12.Суетин Д. В статистике  — густо, в кошельке — пусто. // Экономический журнал, 1999.— №49.

13.Угодников К. Россия  не хочет быть государством  бедняков // Российская газета, 2008. —  №40. — С. 4.

14.Федченко А. Стимулирование  работников: зарубежный опыт. // Человек  и труд, 2009. — №3. — С. 79-81.

15.Фильев В.И. ЗП  в зарубежных странах. — М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 2007. — С. 5-6.

16.Фильев В.И. Нормирование  труда на современном предприятии. — М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 2007. — С. 105-106.

17.Экономика предприятия:  Учебник для ВУЗов. / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и  др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. — С. 560-563.

18.Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.  Тарасевича: Учебник для вузов.—  СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер  Паблишинг», 2007.— С.191-198.

19.Экономика предприятия:  Учебник / Под ред. проф. Н.А.  Сафронова. — М.: «Юристъ», 2008. — С. 160-168, 170.

20.Экономика и социология  труда: Учебное пособие / Под  ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А.  Чуланова. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. — С. 279-294.

21.Щадилова С.Н. Расчет  ЗП на предприятиях всех форм  собственности. Практическое руководство. Изд. 3-е, перераб. и доп.—М.: Изд. «Дело и сервис», 2008.— С.15-125

22.Яковлев Р. Реформирование  оплаты труда, возрождение ее  основных функций. // Человек и  труд, 2008. — №7. — С. 90-94.

23.Яковлев Р. Без  реформирования ЗП экономика  страны будет топтаться на месте. // Человек и труд, 2009. — №12. — С. 68-72.

24. Сайт Госкомстата  РФ www.gks.ru

 

 

1 Волгин Н.А., Буланов В.С. Рынок труда. - 3-е изд.  - М.: Экзамен, 2007. - С. 35.

2 Поварич И.П. Рынок труда // Экономика и учет труда. - 2008. - №12. - С. 11.

3 Поварич И.П. Рынок труда // Экономика и учет труда. - 2008. - №12. - С. 12.

4 Волгин Н.А., Буланов В.С. Рынок труда. - 3-е изд.  - М.: Экзамен, 2007. - С. 71.

5 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 № 1032-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 27.07.2010

6 Поварич И.П. Рынок труда // Экономика и учет труда. - 2008. - №12. - С. 14.

7 Отношение численности безработных женщин (мужчин) к численности экономически активного женского (мужского) населения.

8 Закон Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" от 24.06.2008 № N 91-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.






Информация о работе Пути решения проблем занятости населения и заработной платы