Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы сводится к исследованию понятия экологического менеджмента.
Цель определила следующие задачи:
Раскрыть понятие экологический менеджмент.
Выделить его функции, системы и задачи.
Раскрыть понятие экологической политики.
Описать схему составления программ экологического менеджмента.

Содержание

Введение
Глава I. Экологический менеджмент
Понятие экологического менеджмента и управление
Функции экологического управления и экологического менеджмента
Система экологического менеджмента
Задачи экологического менеджмента
Глава II. Экологическая политика
2.1. Понятие экологической политики
2.2. Планирование деятельности в области экологического менеджмента
2.3. Программы экологического менеджмента
Глава III. Экологическая политика в Российской Федерации
3.1. Острота проблем
3.2. Региональная экологическая политика
3.3. Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая по итнегрированным системам менеджмента.docx

— 86.80 Кб (Скачать документ)

2.2. Планирование деятельности в  области экологического менеджмента.

Планирование  является одной из важнейших функций  экологического менеджмента, позволяющей  упорядочить и систематизировать  возможные многочисленные мероприятия  и действия, направленные на достижение экологических целей.

Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой; степень достижения цели оценивается в тех случаях, когда это практически.

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели.

Процесс планирования деятельности во многом определяется тем, какие затраты (в том числе, и временные) нужны для проведения анализа аспектов, и доступностью адекватных сведений. При планировании может быть также использована информация, уже собранная в соответствии с требованиями контролирующих органов или в других целях. В процессе проведения предварительной экологической оценки на предприятии выявляются как сильные стороны природоохранной деятельности, так и наиболее слабые, проблемные аспекты и направления.

Планирование  деятельности в области экологического менеджмента базируется на системе  приоритетов, то есть отражает остроту  проблем, необходимость, возможность  и очередность их решения. Формулируемые  цели должны быть конкретными, а задачи - измеряемыми; там, где это только практически возможно; по возможности  предпочтение должно отдаваться превентивным мерам.

Выявленные  приоритетные экологические аспекты, как правило, не только оцениваются  предприятием, но и внимательно документируются  путем составления соответствующего регистра.

Деятельность  по идентификации и документированию экологических аспектов деятельности предприятия должна осуществляться систематически, начиная с наиболее очевидных и поддающихся описанию и оценке. По мере развития деятельности в области экологического менеджмента Регистр экологических аспектов может и должен последовательно уточняться, корректироваться и дополняться с учетом достигнутых результатов.

Регистр полезен  тем, что в систематизированном  виде содержит описание проблем, подлежащих решению. Кстати, в большинстве случаев  работающие с зарубежными менеджерами  психологи рекомендуют рассматривать  их как неиспользуемые возможности. Может быть, еще не упущенные, но не используемые во благо предприятия, потребителя, общества в целом. Таковы основные позиции менеджмента качества и экологического менеджмента. Кроме  того, такая постановка вопроса дает новый импульс в дискуссии  с приверженцами концепции “Загрязнитель  платит, значит выполняет свои обязательства”. В соответствии с установленным в РФ экономическим механизмом природопользования предприятия-загрязнители действительно платят: за нормативное, в пределах лимитов или сверхлимитное загрязнение окружающей среды. И во многих случаях упускают возможности получения дополнительных преимуществ, которые можно получить, тщательно планируя и организуя добровольную экологическую деятельность.

Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности. Все показатели делятся  на внутренние и внешние, которые  могут быть соответственно количественными  и качественными (см. рис. 4). Как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективно использовать в качестве количественных показателей достижения поставленных целей и решения задач относительные и удельные величины.

 

Рисунок 4. Типы количественных показателей.

 

Концерн Fiat Auto SpA выпустил единые рекомендации по открытой экологической отчетности для всех своих предприятий. Одна из характерных черт многочисленных графических материалов и таблиц заключается в том, что использование энергии, расход красок, возврат металла через особую дилерскую сеть рекомендовано представлять относительно объема выпущенной продукции, по сравнению с прошлыми годами, на фоне средних показателей по предприятиям концерна, по отрасли и т.п. Действительно, в этом случае динамика изменения показателей может быть продемонстрирована (и прослежена - не будем забывать про заинтересованные стороны) гораздо четче, чем, скажем, при сравнении содержания загрязняющих веществ в отходящих газах с предельно допустимыми концентрациями. Кроме того, стремление к достижению ПДК – процесс затруднительный. С одной стороны, многие предельно допустимые концентрации установлены таким образом, что они практически недостижимы. Скажем, очистить воду до того состояния, чтобы содержание в ней нефтепродуктов на выходе было ниже предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов, и при том условии, что у водозабора (на входе) их было в 3-5 раз больше ПДКвр - задача не только энерго-, материало- и трудоемкая, но и вряд ли реальная. С другой стороны, допустив, что задача все же будет решена, мы как бы снимем целесообразность поиска новых возможностей улучшения экологических показателей деятельности. С третьей стороны, будучи прагматиками и не веря в то, что задача в обозримый период времени может быть решена, и широкомасштабно, мы должны задуматься над тем, как создать стимулы для предприятий заниматься водоохраной деятельностью.

2.3. Программы экологического менеджмента.

Организация должна разрабатывать, внедрять и развивать  программу (программы) для достижения экологических целей и решения  задач. Программы включают:

  • распределение ответственности за достижение целей и решение задач на всех соответствующих уровнях организации;
  • средства и периоды времени, в которые цели должны быть достигнуты.

Программы экологического менеджмента помогают организации  улучшить экологические показатели ее деятельности. Они должны быть динамичными, регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации.

Деятельность  по разработке и внедрению программы (или программ) играет ключевую роль в достижении успехов в функционировании системы экологического менеджмента. Каждая программа должна описывать  то, каким образом организация  будет работать для достижения целей  и решения задач экологического менеджмента, и определяет временные  рамки и ответственность персонала  в ходе реализации экологической  политики организации. Программа может  быть подразделена на несколько частей, описывающих специфические направления (элементы) деятельности организации. Программа должна предусматривать  проведение оценки экологических аспектов новых, предполагаемых видов деятельности.

Самое краткое  изложение того, что непременно должно быть в программе, представлено в  практическом пособии, разработанном  специалистами Программы Объединенных Наций по Окружающей Среде UNEP/ICC/FIDIC Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK):

Что? 
Когда? 
Кто? 
Как? 
Что потом?

Программы в  тех случаях, когда это целесообразно, могут охватывать все стадии, включая  планирование, разработку требований к продукции, производство, маркетинг, размещение отходов. Эта позиция  справедлива в отношении реализованных  и предполагаемых видов деятельности, продуктов и услуг. Для продуктов  программа может охватывать разработку документации, выбор сырья и материалов, процесс производства, использования (потребления) и размещение отходов  потребления. При внедрении новых видов процессов, оборудования, при модификации производства, программа может охватывать планирование, разработку документации, строительство (установку), введение в строй, функционирование, а также в сроки, определенные организацией, закрытие или демонтаж, консервацию.

Вероятно, излагая  такой взгляд на спектр вопросов, которые  программы экологического менеджмента  могут охватывать, мы несколько забегаем вперед. Еще ни одна российская компания не заявила широко и не представила  доказательств того, что их программы  экологического менеджмента подготовлены, внедрены и работают. А мы говорим, по сути, о взаимосвязи между оценкой воздействия на окружающую среду (при внедрении новых процессов, реконструкции и т.п.) и экологическим менеджментом. Но в России есть примеры намерений такого характера. В предпроектной документации одной из масштабных реконструкций предприятия машиностроительной отрасли описаны результаты экологического аудита промплощадки, основные направления деятельности будущего совместного предприятия в области экологического менеджмента и их связь с корпоративной экологической политикой.

Работая над  программой экологического менеджмента, следует принимать во внимание ряд  вопросов, таких как:

  • Как организован процесс разработки программы экологического менеджмента?
  • Вовлечены ли в процесс планирования деятельности все подразделения, сотрудники, несущие ответственность за выполнение программы?
  • Описан ли (используется ли) процесс периодического пересмотра программы?
  • Как в программах описаны необходимые (для их выполнения) ресурсы, распределение ответственности, период выполнения и приоритеты?
  • Как программы экологического менеджмента отражают (обеспечивают выполнение) экологической политики и основные направления планирования деятельности организации?
  • Как организовано наблюдение за выполнением и пересмотр программ экологического менеджмента?

Подготовленные и выполняющиеся  программы - индикатор функционирования системы экологического менеджмента  в целом. Присутствие некоторых элементов, фрагментов, частичного отражения поставленных задач, мероприятий, необходимых ресурсов в планах по достижению ПДВ (предельно допустимых выбросов) программ заменить не может. Их разработка, запуск, проверка выполнения, корректировка требуют систематического подхода целеустремленности, сил, знаний, терпения. Внедрение программ будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала. Изящность систем экологического менеджмента состоит в том, что их принципы универсальны и применимы к любым организациям. Вопрос в том, как эти принципы преломляются применительно к конкретной ситуации, предприятию, стране.

Глава III. Экологическая политика в Российской Федерации

3.1. Острота проблем.

Принимаемые в нашей стране экологические  программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая  политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления - экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.

Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Ещё в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.

Сейчас очевидна острая необходимость  в сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения  в масштабах и глубине энерговещественного  обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная  среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением  нарушенных экологических связей. Деградирующая  природа препятствует нормальному  ходу воспроизводства, как общественного продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.

Загрязненные воздух, вода, почва  ускоряют физический износ средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения среды достигает 0,8% их стоимости. Вследствие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным - 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственных районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%.

Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия  существования людей, кроме того, обусловливает и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-за ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.

Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются  сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее  трети вовлекаемых в народно-хозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.

Информация о работе Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач