Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы сводится к исследованию понятия экологического менеджмента.
Цель определила следующие задачи:
Раскрыть понятие экологический менеджмент.
Выделить его функции, системы и задачи.
Раскрыть понятие экологической политики.
Описать схему составления программ экологического менеджмента.

Содержание

Введение
Глава I. Экологический менеджмент
Понятие экологического менеджмента и управление
Функции экологического управления и экологического менеджмента
Система экологического менеджмента
Задачи экологического менеджмента
Глава II. Экологическая политика
2.1. Понятие экологической политики
2.2. Планирование деятельности в области экологического менеджмента
2.3. Программы экологического менеджмента
Глава III. Экологическая политика в Российской Федерации
3.1. Острота проблем
3.2. Региональная экологическая политика
3.3. Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая по итнегрированным системам менеджмента.docx

— 86.80 Кб (Скачать документ)

Необходимость осуществления экологической  программы должна быть осознана и  принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности развитие системы  мониторинга, а также обеспечение  не только всеохватывающей, но и доступной  экологической информации. Данные по загрязнению окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической  нравственности имеет и экологическое  образование, так как для того, чтобы правильно применять законы природы, нужно прежде всего знать их. Осознание необходимости перемен в сфере экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации в деловом мире и т. п. В любом случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях.

3.2. Региональная экологическая  политика

Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся  главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния  среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для  отслеживания обстановки и принятия мер. За "центром" остаются научное  обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных  климатических зон и освоенности  территорий, экологическая оценка и  согласование проектов строительства  крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.

Поэтому говоря о единой системе  экологической защиты, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются :

- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

- обязательная экологическая оценка  новых объектов строительства  и в случае недостаточной экологической  надежности запрет на их строительство;

- содействие развитию предпринимательства,  способствующего оздоровлению окружающей  среды.

В то же время реализация программ и мероприятий по нормализации обстановки в зонах экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных  образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам  нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления.

3.3. Роль предпринимательской  деятельности в улучшении экологической  обстановки.

Важнейшее направление работы органов  экологической службы

- содействие созданию и стимулированию  деятельности предприятий, обеспечивающих  оздоровление окружающей среды.

Отрицательное воздействие на окружающую среду может быть полностью или  в значительной степени нейтрализовано путем;

- переработки отходов в товарную  продукцию с применением экологически  чистых технологий;

- повышения степени использования  природных ресурсов; Небольшие объемы  отходов и недоиспользованных  сырьевых ресурсов могут быть  успешно освоены малыми и средними  предприятиями. Например, отравляющие  вещества можно перерабатывать  в чистый мышьяк. Заместитель  начальника управления Министерства  РФ по сотрудничеству с государствами  - членами СНГ по проблемам  финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с этим мышьяком  пустят на мировой рынок, мы  завалим им всю электронную  промышленность планеты. Но на  создание опытной установки необходимо  как минимум 20 млрд. рублей.

- производство чистой питьевой  воды. Можно организовать серийный  выпуск недорогих очистных установок.  В России есть хорошие опытные  образцы такой техники. В экологии  немало направлений, способных  принести доход.

Для успешного содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную  для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые  предусмотрены для малого бизнеса  независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных  налогов. Только при такой поддержке  малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных  производственных условиях (низкокачественное  сырье, плохие транспортные связи и  т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных  предпринимателей. Наряду с этим, следует  создавать региональные фонды поддержки предпринимательства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.

Помимо финансовых льгот, непременным  условием широкого привлечения предпринимательства  к природоохранной деятельности является создание в регионе экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных  профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.

Мало освоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий , представляющих наибольшую экологическую yгpoзy. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позволяющих выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли.

Кроме того, необходимо утвердить  систему штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических  требований. По данным контроля за окружающей средой на нарушителей установленных правил налагаются сейчас различные штрафные санкции. Однако в существующей форме они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических процессов. Предприятиям обычно проще уплатить предусмотренный штраф, чем идти на значительную реконструкцию производства, Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи относятся на себестоимость продукции и не влияют на прибыль предприятия.

Поэтому необходимо изменить систему  штрафных санкций за нарушение экологических  нормативов - ввести подвижную шкалу  штрафов - чем дольше во времени предприятие  загрязняет окружающую среду, тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх нормы должна прогрессивно расти и плата. При этом источником выплаты штрафов должна быть прибыль. Установленную систему платежей целесообразно пересматривать в сторону ужесточения хотя бы раз в два—три года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деятельность  в области экологического менеджмента  уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет рационального  использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; снижения потерь; повышения  качества продукции; уменьшения брака; снижения экологических платежей и  штрафных санкций; повышения производительности труда; уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.  Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологического менеджмента определяются разнообразными потенциальными преимуществами и дополнительными возможностями, связанными с подобной деятельностью, в том числе:

  • создание и укрепление благоприятного имиджа предприятия, основанного на экологической ответственности и экологической состоятельности;
  • привлечение внимания инвесторов; появление дополнительных оснований для получения преимуществ и льгот при инвестициях;
  • дополнительные возможности для воздействия на потребителей и повышения конкурентоспособности, производимой продукции и услуг;
  • дополнительные возможности для воздействия на потребителей и повышения конкурентоспособности, производимой продукции и услуг;
  • привлечение внимания международных организаций и международной общественности к предприятию; членство в международных экологических союзах предпринимателей;
  • дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом;
  • преимущества территориального и национального экологического лидерства;
  • дополнительные возможности для развития и укрепления отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;
  • создание и использование кредита доверия в отношениях с инвесторами, акционерами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;
  • дополнительные возможности для укрепления и расширения позиций предприятия на международных товарных и финансовых рынках;
  • основания для увеличения акционерной стоимости предприятия.

И это  все о предприятиях? А как же заинтересованные стороны, где их преимущества? Практически в каждой строчке. Предотвращение и сокращение воздействия на окружающую среду не просто выгодны, а необходимы всем, начиная от населения, проживающего вблизи промплощадки, и заканчивая международной общественностью. И  какой уважающий себя инвестор не заинтересован в сокращении воздействия, кстати, в том числе и на основные фонды, и на здоровье персонала, обеспечивающего  высокую производительность труда! Государство считает сокращение воздействия одним из приоритетных направлений экологической политики.

Рациональное  использование ресурсов не может  не быть выгодным. Меньше добыча полезных сырьевых материалов, потребность в  энергии, меньше нагрузка на природные  комплексы при разработке полезных ископаемых, получении энергии и  т.п. Наконец, больше достанется детям  и внукам. К сведению потребителей: менее материало- и энергоемкая продукция может стать и более доступной по цене.

Привлечение инвестиций в развитие российского  производства не может не быть выгодным для всех, кто живет в этой стране. А обеспечивать то, чтобы проектные  решения были экологически целесообразными, призваны такие процедуры, как оценка воздействия на окружающую среду  и экологическая экспертиза. Есть такая примета: если зарубежный партнер  начинает с того, что организует экологический аудит производственной площадки и расспрашивает о системе экологического менеджмента, значит, он намерен следовать духу корпоративной экологической политики и в России. А это уже основание для серьезного разговора о непродвижении “старых” или “экспериментальных” западных или восточных технологий в страну.

Наконец, развитие отношений с органами местной  власти и государственного экологического контроля, населением, экологической  общественностью подразумевает  то, что все заинтересованные стороны  получат доступ к адекватной информации о воздействии на окружающую среду, об экологической деятельности предприятий, об их планах и программах. А это  основание для развития общественного  диалога, для вовлечения различных  секторов общества в развитие добровольной экологической деятельности. Это - шаг  к осознанию общей ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. «Экология: человек-экономика-биота-среда». уч.пособие. М.:Юнита-Дана. 2005 г.-203с.
  2. Белов Г.В. «Экологический менеджмент предприятия». уч.пособие. М.: «Логос»,2006.-204с.
  3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. «Экономика природных ресурсов». М.:Аспект Пресс, 2008.-319с.
  4. Дайман С.Ю., Островка Т.В., Заика Е.А., Сокорнова Т.В. «Системы экологического менеджмента для практиков». М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004г.-450с.
  5. Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 356с.
  6. Данилов-Данильян В.И. К вопросу о коэволюции природы и общества // Экол. и жизнь -1998.- №2.- С. 18-23.
  7. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Сидоров П.Т. «Экологический менеджмент на предприятии». М.:МарТ, 2007.-104с.
  8. Клименко Н.И. «Экономика природопользования и экологический менеджмент». уч.пособие.:РАСТР, 2008.-179с.
  9. Корнилов А.Г. «Проблемы формирования экономического механизма управления приропользования». уч.пособие. М.:Перфектум, 2007.-182с.
  10. Коханова Л.А., Сердюк Н.И. «Экологический менеджмент»:уч.пособие. М.: ЭКСМО, 2007.-170с.
  11. Лукьянчиков Н.Н. «Экономико- органиционный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами».М.:НИА-Природа.-2008.-236с.
  12. Макаров С.В., Гусева Т.В. «Экологический менеджмент». Часть 2:уч. пособие. М.: «Терра» 2008.-278с.
  13. Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. «Экологический менеджмент»,уч.пособие М.:СПбГИЭУ, 2007.-201с.
  14. Мишон Е.В. «Менеджмент окружающей среды»,уч.пособие. М.: Воронеж. гос. ун-та, 2009.-216с.
  15. Найденко В.В.,  Губанов Л.Н., Петрова Е.Н. «Глобальные эколого-экономические проблемы»,уч.пособие. М.: «Дело», 2002г.-398с.
  16. Пахомова Н.В., Рихтер К., Эндрес А. «Экологический менеджмент. Практикум.»,уч. пособие, М.: «ПИТЕР», 2006г.-352с.
  17.   Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. «Экологический менеджмент», уч. пособие, М.: ВГУ 2006г.-291с.
  18. Шалмина Г.Г. «Экологический менеджмент», уч. пособие, М.: «Республика» 2009.-222с.
  19. Шевчук А.В. «Экономика природопользования», уч. пособие, М.: НИА-Природа, 2009.-308с.
  20. Ястребов В.А. «Экономика, организация и управленрие природопользованием», уч. пособие, М.: ЮНИТИ, 2006.-124с.

Информация о работе Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач